Главные вкладки

    Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
    методическая разработка

    Ерминская Надежда Викторовна

    Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл m.o._sensornoe_razvitie.docx22.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

    обучающихся, воспитанников  с ограниченными  возможностями

     здоровья специальная (коррекционная)  школа

    (ГКОУ С(К)Ш)

    Из опыта работы

    «Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому»

    Выполнила:

     учитель индивидуального

     обучения на дому

    Ерминская Н.В.

    Тема: «Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому»

    Сенсорное развитие ребенка–это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Каждое восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь –плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

     В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

    1 фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий —слепота, глухота и т.п.

    2 фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

    3 фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.

    Сенсорные эталоны:

    -Эталоны цвета -семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

    -Эталоны формы -геометрические фигуры; величины —метрическая система мер.

    -Слуховые эталоны -это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

    -Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

    -Запахи —на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

    Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов –это главная задача взрослых. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей  с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом. Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности, то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.

     1. Восприятие целостного образа предмета.

    2. Вычленение основных частей предмета и определение свойств.

    3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.

     4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

     5. Повторное целостное восприятие предмета.

    Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни ребенка, в разные виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности. Для развития тактильного восприятия ребенка играем с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхностью. На занятиях использую разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Вместе с родителями сделали интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же  добавили лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Раскладываем по коробочкам шишки, колючие каштаны, ребристые грецкие орехи и гладкие желуди.  Также играем с различными крупами: опускаем ручки в коробку и ищем спрятанную маленькую игрушку. Для сенсорного развития детей использую разные виды игр: Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов использую игрушки, реальные предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение).

    Настольно –печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья   преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

    Игры из подручного, бросового, нетрадиционного материала: тесто, банки наполненные горохом, кусочки ткани разной фактуры и цвета. Примерный перечень игр по сенсорному воспитанию: Игры на развитие тактильных ощущений:

    -Чудесный мешочек

    -Определи на ощупь (найти предметы, различающиеся по одному признаку)

    -Платочек для куклы (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

    -Узнай фигуру (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

    -Найди пару (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

    Игры и упражнения для закрепления понятия формы:

    -Найди предмет указанной формы (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

     -Из каких фигур состоит (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

    -Найди предмет такой же формы (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки )-Какая фигура лишняя?(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

     Игры и упражнения на закрепления понятия величины:

    -Сравни предметы по высоте

    -Самая длинная, самая короткая(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

    -Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

    -В какую коробку? (распределить 3-5 видов игрушек разных размеров по  разным коробкам в зависимости от размера)

    -Дальше – ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов, какие нарисованы ближе, а какие –дальше)

    Игры и упражнения на закрепление цвета:

    -Какого цвета не стало?

    -Какого цвета предмет? (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

    -Собери гирлянду (предложить  собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

    В результате своей  работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать,  опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится  с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями.

    Одним из самых актуальных направлений  педагогики на современном этапе,  как в России, так и ...

    Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

    Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

    Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

    В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

    Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).

    Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...

    форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»

    форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...