«Использование методов и приемов, повышающих мотивацию к образовательной деятельности у детей с различными образовательными потребностями в процессе индивидуального обучения»
консультация по логопедии
«Использование методов и приемов, повышающих мотивацию к образовательной деятельности у детей с различными образовательными потребностями в процессе индивидуального обучения» подсказали проблемы, все чаще возникающие в практике логопедической деятельности. Последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих негативную мотивацию к обучению. От желания, заинтересованности учащегося напрямую зависит результат.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Учитель-логопед Муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа» г. Когалыма.
Тему моего выступления: «Использование методов и приемов, повышающих мотивацию к образовательной деятельности у детей с различными образовательными потребностями в процессе индивидуального обучения» подсказали проблемы, все чаще возникающие в практике логопедической деятельности. Последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих негативную мотивацию к обучению. От желания, заинтересованности учащегося напрямую зависит результат.
2 слайд
Мотивация - это ключ к успеху. Само слово мотивация произошло от латинского глагола «movere» - двигать. Все чаще передо мной стали возникать вопросы: «Откуда взяться успешной деятельности и КАК чему-то научить ребенка, если придя на занятие, он не хочет ничего».
3 слайд
Особенно, если это касается учащихся интеллектуальными нарушениями, у которых длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах. Дети избегают занятий, приближающихся к учебным. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения такие обучающиеся прибегают в качестве защиты к отказу от заданий.
Отрицательное отношение к учёбе у них имеет довольно активное выражение при своём проявлении – это аффекты, вспышки гнева, грубость и т.п.
Особенностью отношения к учебной деятельности детей со сниженным интеллектом является то, что оно развивается в большей своей части под воздействием внешних стимулов.
В первую очередь – это характер взаимоотношений педагога с учащимися, который влияет на успеваемость и личную успешность. Различные поощрения: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, стимулируют развитие положительных качеств личности.
4 слайд
В работе с детьми, имеющими трудности в обучении, самое главное - это индивидуальный подход. В первую очередь быть гибким в смысле замены мотивирующих и коррекционных заданий в случае не принятия их ребенком. А для этого нужно хорошо знать не только психологические особенности детей, но и конкретно интересы и желания каждого своего ученика. Например, с одним из моих учеников, с которым у нас были прекрасные взаимоотношения. Он с удовольствием приходил ко мне на занятия, но отказывался от любого вида деятельности, ни дидактические, ни подвижные, ни компьютерные игры его не интересовали. Однажды в разговоре с ним я, случайно узнала, что в дальнейшем он хочет стать летчиком и его очень интересуют самолеты (мальчику 7 лет), это мне помогло в дальнейшей работе с ним. Для того чтобы мотивировать, заинтересовать его во всех темах занятий присутствовали самолеты. Артикуляционная гимнастика у нас называлась «Подготовка к полету», названия всех упражнений были связаны с этой темой, развитие лексико - грамматики, обогащение словаря и других речевых функций также было связано с темой самолеты.
5 слайд
В работе широко использую мотивационные методики из АВА терапии. Так, например, введение визуального расписания на уроке с младшими школьниками, делает урок более продуктивным. Когда дети видят, что, после четкой последовательности заданий, будет интересная для них игра продуктивность выполнения возрастает. Это уже не просто урок с заданиями, а понятный план, по которому нужно проследовать вместе.
6 слайд
Еще один вариант — это введение стимульного материала. Активное участие в деятельности и правильные ответы подкрепляются приятным стимулом. Детям очень нравится зарабатывать такие бонусы в процессе работы, как зарабатывание камушков, пуговиц, других подручных материалов. Ребенок за каждое выполненное задание выбирает из чудесного мешочка, то, что ему понравилось, практикую различные камушки марблс, наряду с заинетерсованностью ребенка также идет развитие тактильных чувств.
7 слайд
Наблюдения подтверждают, что особую необходимость в игре испытывают младшие школьники с ОВЗ.
В своей практической деятельности с целью повышения познавательной активности использую возможности различных игр.
Очень нравятся детям игровые приемы с включением элементов соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Соревнование по командам», стимулирующие активность и инициативу.
8 слайд
В своей работе я использую разные формы проведения артикуляционной гимнастики - это и выполнение упражнений под любимые песенки детей, использую биоэенргопластику, выполнение упражнений гимнастики с какими-то сказочными компьютерными персонажами.
9 слайд
С учащимися начальной школы в практике работы широко использую сюрпризы - неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей много эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация школьники, оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, которая вызывает интерес детей.
10 слайд
Наиболее доступным и любимым литературным жанром для младших школьников с ОВЗ является сказка. Организация логопедических занятий, построенных по сюжету знакомых сказок вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.
11 слайд
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности, речи, заинтересованности детей, активно использую компьютерные технологии. Специально разработанные компьютерные программы: «Компьютерный практикум», «Учимся говорить правильно» и другие представляют собой готовые наборы для использования в разных коррекционных направлениях.
Слайд 12
Благотворное влияние на повышение учебной мотивации оказывают кинезиологические упражнения. Они активизируют познавательные процессы; повышают работоспособность и снижают утомляемость.
Следует отметить, что высокую результативность занятия, выраженную познавательную активность учащихся можно достичь только на положительном эмоциональном фоне.
Слайд 13
И, конечно же, оценочный мотив, который основан на потребности детей в социальном признании и одобрении взрослого. Как на протяжении занятия, так и на этапе рефлексии важна похвала педагога, которая является одним из наиболее эффективных стимулов активности младших школьников, помогает их самоутверждению и уверенности в собственных силах.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация к логопедическим
занятиям у детей повысится, если: созданы благоприятные психолого-педагогические условия; созданы ситуации успеха; используются нестандартные подходы, различные игровые моменты, сюрпризы; используются новые современные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...

План самообразовательной деятельности по теме: «Использование приемов, повышающих мотивацию обучающихся к изучению английского языка в начальной школе »
План самообразовательной деятельности обучающихсяпо т еме "Использование приемов, повышающих мотивацию обучающихся к изучению английского языка в начальной школе"...

Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....
Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Данная статья будет полезна учителям начальных классов....

Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка
Дети начинают изучать английский язык во втором классе. Для них это что-то новое, необычное, интересное, но со временем иностранный язык превращается в такой же школьный предмет, как и все остальные, ...

Реализация индивидуальных форм и методов обучения детей с различными образовательными потребностями
Реализация индивидуальных форм и методов обучения детей с различными образовательными потребностями возможно при построении индивидуального маршрута и при планировании урока. Предложенные методы и фор...

