Реализация проектной деятельности в УМК «Планета знаний» в соответствии с ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Фомченкова Светлана Геннадьевна

УМК «Планета знаний» даёт возможность обучать детей  разного уровня подготовленности к школе и темпа развития , в соответствии с их психологическими особенностями выстраивать учебный процесс и индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одарённых детей, педагогам строить урок с использованием новых образовательных и здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проектной деятельности в УМК «Планета знаний»         в соответствии с ФГОС

                                                                     

                                                                                        Фомченкова Светлана Геннадьевна,

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                         ГБОУ гимназия № 85

                                                                                         города Санкт-Петербурга

                                           

     УМК «Планета знаний» даёт возможность обучать детей  разного уровня подготовленности к школе и темпа развития , в соответствии с их психологическими особенностями выстраивать учебный процесс и индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одарённых детей, педагогам строить урок с использованием новых образовательных и здоровьесберегающих технологий.

 

     В соответствии с особенностями ФГОС содержание и структура  УМК «Планета знаний»  направлены на  формирование УУД , что способствует   развитию компетентности «умение учиться» .

      Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности .

     В учебники и рабочие тетради включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность учеников. В учебнике представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит добровольный характер.

В 1-2 классах проекты представляют собой творческую деятельность ребенка, во 2 классе обучаем детей ставить цель, планировать деятельность с опорой на схему в рабочей тетради. В 3-4 классах проекты предполагают разнообразную деятельность: сбор информации, планирование этапов деятельности, участие в работе группы, подготовка презентаций, организация мини-исследований.

Проектная деятельность расширяет дидактические возможности  учебника, играет особую роль в формировании УУД, влияет на развитие личности ученика.

      Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать и формировать адекватную самооценку. Что является очень важным и актуальным.

     В первом классе учим детей выбирать тему проекта, определять, как ребенок будет работать индивидуально или в группе. Наша задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия.

Для поиска информации для проекта учим детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает книги по теме проекта. Учимся оформлять и представлять свои работы. Конечно, помогают в этом на первом этапе родители.

     Начиная с 3 класса, в учебниках по литературному чтению и окружающему миру  на разворотах проектной деятельности предлагаются темы, план подготовки проекта, этапы проектной деятельности. Дается уже более серьезный уровень работы над проектами.

      В учебнике математики в 4 классе предлагается общая тема работы. В классе проводится подготовительная работа: обсуждается проблема, выполняются различные вычисления и измерения.

Проектное задание дается на дом. Самостоятельность учащихся при работе с информацией, умение сотрудничать с партнерами в группе, распределять работу, выбирать наилучший вариант, различать необходимость и возможность тех или иных действий в полной мере проявляется при выполнении практических работ по математике, представленных как на страницах учебников, так и в рабочих тетрадях.

     Учебники русского языка предлагают детям для выбора различные проекты. Один тип проектов - создание словесных (языковых) игр, второй тип – создание коммуникативно значимых и этикетных видов «бумаг» (записи в телефонной книге, поздравительные открытки, приглашение на праздник, написание письма).

    Другие проекты носят частично исследовательский характер по языковому материалу (найди исторический корень, собери словарик, составление энциклопедии и др.). Тематика проектных заданий связана с материалами разных учебных предметов, жизненными ситуациями. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу и в плане содержательном, и в плане организационном.

    Так проект 1 класса «Фруктовая азбука» предполагает поиск и запись слов на определенную букву алфавита из названий фруктов. Работа вполне может выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), она не требует коллективно распределенных действий, так же как и проект 2 класса «Найди исторический корень». Однако во 2 классе содержание усложняется за счет исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов.

Многие проекты 3 и 4 класса требуют от детей распределенных и согласованных действий, с одной стороны, и решения речевых коммуникативных задач с другой. Для кого? что? как? нужно сказать, написать, чтобы художественный журнал помог решить проблемы класса.

    В 4 классе результаты проектной деятельности оформляются в достаточно «солидные» формы: словарик, энциклопедия, сборник. Так например, детская энциклопедия «Тайны русских слов» может содержать статьи – экскурсы в истоки слова или  история жизни слова, связанная с изменением значений. Из предлагаемых учебниками русского языка проектов ребенок может выбрать те,  по отношению к которым у него возникнут личностно значимые цели.  И дальше начнется работа по планированию действий, их реализации и осмыслению  полученного результата (Получилось? Не получилось? Почему? Как я работал? Что можно было бы сделать по-другому? и т.д.).

    В тетради учащиеся записывают  ход работы над проектом и , таким образом, учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют детям вернуться к ходу работы и  оценить правильность собственных действий, внести коррективы в их выполнение. Анализируя совершенные действия, дети учатся понимать причины успеха или  неуспеха своей деятельности.

   Навыки работы в группе , применение знаний в нестандартных ситуациях, выделение нужной информации, оценивание собственных вариантов и вариантов, предложенных партнерами, согласование позиций - подобные виды деятельности закладывают возможности для личностного роста каждого ученика.

    УМК «Планета знаний» при реализации проектной деятельности

- создаёт пространство для самостоятельной деятельности  учащихся

- ориентирован на работу с детьми разного уровня подготовленности  

-предоставляет условия для формирования умения делать осознанный выбор

   Опыт нашей школы позволяет утверждать, что данный УМК создает комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. У детей возрастает интерес к учению за счет интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебный воспитательный процесс.  

 

   В нашей гимназии осуществляется  проект « Литературная гостиная» как средство реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Проект направлен на повышение качества образования, на формирование социально-активной, творческой личности учеников, обеспечения единства обучения и воспитания для успешной социальной адаптации учащихся к современным условиям жизни.

    Снижение читательского интереса в современных семьях требует активизации работы в этом направлении. Родители мало интересуются содержанием книг, которые читают дети, а чаще сами не читают. Совершенно утрачена традиция «Семейного чтения», когда собиралась семья  и вслух читались книги с последующим их обсуждением. Технология «Литературной гостиной» с её разнообразными формами и методами реализации создаёт реальные условия для формирования ключевых компетентностей учеников, существенно повышает интерес к чтению, творчески развивает детей.

     Особенностью данного проекта является деятельностный метод на каждом этапе реализации: чтение книг на определённую тему, посещение школьной и районной библиотеки в форме активной творческой деятельности, подготовка к сценическому представлению, посещение музеев, театров. Ребёнок отражает свои результаты и впечатления в Блокноте-путеводителе, в котором есть маршрутный лист, помогающий осуществлять работу в данном направлении, выбрать нужные книги для чтения.

     Все мероприятия проекта во всех классах начальной школы подчинены единой логике, представляют собой системную работу и содействуют достижению тех задач, которые мы ставим перед собой.

     Каждая встреча в «Литературной гостиной» позволяет детям рассказать и творчески представить свою работу. В конце учебного года проводится выставка Блокнотов-путеводителей, в которых можно увидеть детские рисунки, фотоотчёты, сочинения, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, составленные кроссворды и викторины.

     Для участия в сценическом представлении литературной гостиной приветствуется смена «артистов» творческого состава , так как всё большее количество учащихся желает участвовать в постановках литературных произведений. Таким образом, даём возможность проявить свои творческие способности  многим детям.

    Данный проект является долгосрочным, поэтому участники проекта имеют возможность год от года совершенствовать своё творческое мастерство и уровень владения  ключевыми компетентностями: способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.  

Список литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений «Начальная школа 1-4 класс»

УМК «Планета знаний», издательство «Астрель».

2. CD-диск

Основная образовательная программа «Планета знаний» для образовательных учреждений

Издательство «Астрель»

3. «Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой., М. «Просвещение» 2010

4. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в УМК "Планета Знаний"

Проектная деятельность- это 5 П : проблема, планирование, поиск, продукт,презентация.Цели проектной деятельности:1. Успешность, альтернативная учебной.2.Общеучебные организационные умения.3.Общеучебны...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО

Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по русскому языку...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО...

Проектная деятельность по программе «Планета Знаний»

Актуальность темы. Проектно – исследовательская деятельность: - учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках сам...

Проектная деятельность в УМК "Планета Знаний"

Одним из первых УМК "Планета Знаний" взял на вооружение метод проектов....

Проектная деятельность по УМК "Планета знаний"

В статье подробно дается характеристика метода проектной деятельности на уроках в начальной школе....