Статья "Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации и практическое применение на уроках. Применение элементов театральной педагогики в процессе обучения оказывает позитивное влияние на проявление интеллектуальных напряжений при создании творческих продуктов и является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учеников в средних и старших классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе

В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Все это развивается у ребенка эффективнее, если применять нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым можно отнести урок литературного чтения с применением элементов театрализации.

Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Основа театрализации — образность (реальная и художественная), которая позволяет отобрать средства художественной выразительности, выстроить сценарную логику.

Дети живут игрой. Этот интерес можно широко использовать и поставить на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. 

Способность воображать себя кем-то иным, играть с преображенными вещами, наконец, повторять в играх виденное в кино, в театре или прочитанное в книгах - это свойство детства.

Театральное искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. 

Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов театральной педагогики, способствующей развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к обучению и как следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе. Организация уроков с учетом деятельностного подхода, применение элементов театральной педагогики повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.

Театральная педагогика - это новое направление в педагогической науке.

Вопрос использования элементов театральной педагогики в начальной школе рассматривается в статьях кандидата педагогических наук НИИ худ. воспитания Ершовой А.П., в журналах "Начальная школа" и "Советская педагогика", в статье Малышевой О. К., кандидата филологических наук, доцента Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Жестковой Е. А. «Молодой учёный».  № 18 2015 г., учителя из Белгорода  Шуклиной Ирины Владимировны. Этот опыт учителей я стала изучать и использовать на уроках.

В НИИ Художественного воспитания разработано более 80 заданий (упражнений) для обучения театральному искусству. Многие из них направлены на развитие у детей памяти, внимания, воображения, а также на воспитание детей. Еще автор статьи предлагает театральные игры для применения на уроках математики, чтения, окружающего мира, русского языка и методические приемы организации театральной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы).

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА при работе над словарными словами провожу театральную игру "Печатная машинка".

 Суть игры "Печатная машинка" состоит в следующем. В классе все буквы алфавита распределяются между детьми. Задается слово или фраза, и все буквы - участники слова - встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву. В конце слова молча встает и хлопает в ладоши весь класс.

"Печатная машинка" - игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины, терпеливого внимания ко всем и к исполняемому делу. Каждый участник распределяет свое внимание между своими (или своей единственной) буквой и их последовательностью, чтобы встать и хлопнуть в ладоши тогда, когда в заданном слове появится "его" буква. В процессе игры дети хорошо запоминают слово и составляющие.

При изучении существительных и прилагательных, по правилам эстафеты, я отправляю в путь по классу какой-либо предмет (ручку, часы, блокнот, указку, футляр и т.д.) Взяв в руки предмет, ученик выполняет с ним определенные действия, а остальные должны отгадать, что у него в руках. Например, ученик производит действия с ручкой, представляя её цветком, градусником, вязальным крючком, то есть исполнитель превращает ручку в другой предмет. Ребятам-зрителям можно дать два задания: или просто назвать воображаемый предмет, или дать образное определение увиденному действию (душистый цветок, приятный запах, цветок в подарок и т.д.) Те или другие названия дети дадут в зависимости от того, как и что сыграет исполнитель, а также от степени собственной восприимчивости к мимике, жесту, движению голоса, звучащему слову.

Элемент игры «Печатная машинка» был применён при инсценировании стихотворения «33 родных сестрицы» на общешкольном празднике «Спасибо, Азбука!»

На уроках при изучении темы «Гласные и согласные звуки» можно   включить такие упражнения и игры:

Игра"ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ"

Различные виды дыхания: плавный, спокойный, энергичный, прерывистый.

Потренируйте различные виды выдыхания, вспомнив и воспроизведя различные звуки природы и жизни: Шум ветра: ссс..., Шум леса: шшшшшш Тончайший звон комара: зь зь зь. Крик и карканье вороны: крр! крр! крр!

Трескотню сороки: тррр! тррр!. Рокот моторов: рррр

Звук электрического звонка рь рь рь ...

Упражнение "КОЛЫБЕЛЬНАЯ"

Вспомните, как укачивая ребенка напевают мягко и свободно знакомую фразу колыбельной мелодии.

Вот и напевайте эту мелодию на всех гласных, добиваясь мягкой атаки звука.

Упражнение " ВЕТЕР "

Учитель предлагает детям послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо звук (в): в в в...). Затем все вместе произносят и слушают, как гудит сильный ветер (усиливают громкость произнесения - в в в...)

После этого по указанию учителя дети изменяют громкость голоса, подражают попеременно гудению легкого ветерка и сильного.

Игра "АУКАНЬЕ"

Учитель говорит детям: "Представьте себе, что вы пришли в сад собирать цветы или в лес собирать грибы. Некоторые ушли далеко, надо позвать их, поаукать (складывает руки рупором и показывает, как надо произносить слово «Ау!»)

Учитель делит детей на 2 группы. Одну группу он ставит рядом (они будут говорить «Ау!» тихо), а другую в отведенное место (дети из этой группы находятся далеко, поэтому будут говорить громко, протяжно)..

На уроке при изучении темы «Слова, которые называют действия предметов» можно провести такие игры и упражнения:

Игра в "РАЗНЫЕ ПОВЕДЕНИЯ":

- идёт (различные способы ходьбы, разные походки);

- слушает

- думает

- читает

- играет и т.п.

- "ученик на уроке" (прилежный, рассеянный, веселый, грустный, на уроке математики или уроке труда)

Существует специальная серия заданий "ОДНО И ТОЖЕ ДЕЛО ДЕЛАЕМ ПО-РАЗНОМУ".

На первом этапе предлагаем детям вспомнить и показать возможные варианты поведения по заданию "человек сидит". Каждый ребенок разыгрывает живую картинку, по которой нужно отгадать: кто этот человек, что он делает, где находится. Каждое новое решение показывает новый ученик. Нельзя повторять варианты друг друга, (рыбак сидит на берегу, под дождем или в жару, его кусают комары, или он сидит не один, а с другом, с собакой и т.д.)

Для развития мелкой моторики на уроках обучения грамоте можно поиграть в такую игру «ИГРА –СКОРОГОВОРКА «СВИНКА»

Вы - веселые шаловливые "свинки" - принялись печатать на пишущей машинке и приговариваете в такт ударов:

Две хорошенькие свинки;

Туки - туки - туки - тук!

Туки - туки - туки - тук!

Туки - туки - туки - тук

И посту – кивают.  И похрю - кивают: Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк! Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк!

(К. Чуковский)

Движение кисти руки легкое. Кисть быстро отталкивает от воображаемой машинки вместе со звуком на ударных гласных. Говорите в ритме стиха. Сначала темп речи не быстрый, а затем все шаловливее, все быстрее печатайте и говорите.

Упражнение " МАЛЯР "

Представьте, что красите раму окна, сопровождая дви­жение руки (движение по вертикали) словами ( и вверх, и вниз, и вверх, и вниз...)

Не закрепощайте кисть вашей руки, она должна быть свободной, движения её легкие, мягкие.

Сначала маленькие мазки (надо приноровиться) только кистью руки. За нею идут слова - такие же короткие.

Движения становятся увереннее, шире (от локтя) и слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе с движением руки.

На уроке при изучении темы «Слова, которые называют признаки предметов» можно провести такие игры и упражнения:

Игра "ХУДОЖНИК"

Цель: развивать наблюдательность. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кто будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА можно использовать знания детей о повадках животных, об особенностях растений. Например, ученик молча показывает движения белки, особенности её поведения в лесу летом, зимой, осенью. Затем, в словесной форме он от лица белки комментирует свои движения, сочиняя на ходу рассказ, историю или сказку.

Игра "В 3ООПАРКЕ"

Учитель предлагает детям вспомнить, кого они видели (или могут увидеть) в зоопарке, показывает картинки с изображением зверей и птиц и просит назвать их, и сказать, как они кричат.

Затем учитель делит класс на 2 группы (или выбирает ведущего). Игра состоит в воспроизведении звукоподражаний, изображении повадок или назывании животных. Проигрывание этюдов на имитацию характерных движений животных и на выражение различных эмоциональных состояний.

На уроке окружающего мира по теме «Почему мы часто слышим слово «экология»?» можно использовать игры-имитации - разыграть сценки с помощью кукол (кукольный театр), изображающих животных. Участник этой мизансцены должен рассказать о себе (животном), почему нельзя уничтожать его, раскрывает экологические связи и призывает всех к охране природы. Можно усложнить задачу и выстроить ролевые диалоги.       

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, тренируясь в устном счёте, играем с детьми в волшебную палочку. Игра «Волшебная палочка» располагает к тактичному, доброжелательному отношению детей друг к другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причем выполняемая ребенком математическая операция в условиях этой игры проводится в форме диалога. Например, сегодня волшебная палочка превращает число в другое, которое больше первого на единицу, на два, три или четыре; больше в 2 раза; на единицу меньше и т.д. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответе он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Тренировка в счете, проходящая в форме диалога, передача волшебной палочки отвечавшему в случае получения верного ответа является интересным.

Игра "ЗАПРЕТНЫЙ НОМЕР"

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо её произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: "Один", следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: "Шесть" и т.д.

Упражнение "НОМЕРКИ"

Ученики подбрасывают предмет (например, мяч), хлопают в ладоши и ловят предмет.

Постепенно количество хлопков увеличивается.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ упражнения: хлопки заменяются таблицей сложения (умножения). ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ упражнения: при подбрасывании предмета соединяются хлопки и таблица умножения.

На уроках математики первоклассникам при изучении чисел и геометрического материала предлагаю разыграть разные сценки. В моей практике был опыт постановки сценки «Сказка про 0». 

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО И ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ учу детей инсценировать рассказы, сказки, стихотворения. Использование ДРАМАТИЗАЦИИ помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, помогает вести изучение материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебным предметам. Творческая игра – драматизация – способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.    

В работе над произведениями, в которых имеются диалоги, провожу чтение по ролям.

Подготовка к проведению чтения по ролям проводится в следующей последовательности:

  1. знакомство с текстом (чтение или слушание)
  2. общая проверка восприятия;
  3. определение количества действующих лиц: (чтение текста про себя и обозначение количества действующих лиц и авторских слов на закладках).
  4. определение необходимости чтения авторских слов;
  5. анализ эмоционального состояния и качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов "за них".
  6. выбор чтецов и первое чтение по ролям;
  7. разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;
  8. выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям,
  9. подведение итогов и оценка работы.

В процессе анализа произведения можно предложить детям подумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения - т.е. создать воображаемую мизансцену, а также запечатлеть их в рисунках. Вместе с учениками подбираем действующих лиц, совместно разрабатываем сценарий (отбираем значительный эпизод и определяем, что и как играть), дети самостоятельно оснащают "сценку" (пользуются всем, что находится в классе - выбор не ограничен), для подготовки даётся время или после прочтения произведения предложить игру-импровизацию.

     

Очень нравится детям упражнение "Снежный ком" (продолжи рассказ, прерванный в неподходящем месте (и вдруг, и в эту самую минуту…). Рассказ начинает учитель, а ученики продолжают все по очереди. Это упражнение кроме развития воображения и внимания способствует выработке мгновенной реакции.

Упражнение "ГА3ЕТА"

Два (а в последующем три и более) участника одновременно читают разные тексты. Остальные слушают и пересказывают, как можно точнее, содержание текстов.

Продолжить рассказ, прерванный в самом неподходящем месте (вдруг..." и в эту самую минуту..." и т.д.) - задача учеников. Рассказ начинает учитель, а продолжают все по очереди. Это упражнение кроме развития воображения и внимания способствует выработке мгновенной реакции.

Упражнение " МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ"

Когда класс научится четко выполнять команду "замри", то на каждом уроке можно получать выразительные "фотографии" (театральные мизансцены). "Фото" как бы запечатлевает секунды из жизни класса - во всем разнообразии поз, выражений лиц, которые многое расскажут нам об участниках.

Для работы с "фото" учитель сразу после команды "замри" выбирает наиболее выразительную группу, разрешает всем "отмереть", кроме выбранной группы и дает ученику задание прокомментировать "фото".

Я описала упражнения, которые я использую на уроках. Эти упражнения, этюды, сценки развивают воображение, внимание, согласованность действий, память, культуру речи, навыки выразительного чтения и поведения. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения и общения. Порученная роль и успешное ее исполнение помогает приобретению уверенности в себе, ощущения значимости, что способствует формированию чувства ответственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников" - М. 1990.
  2. Борзов А.А., Борзова В.А. "Методическое пособие по развитию творческих способностей детей'.' г. Самара.
  3. Бучковская, И.В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста / И.В. Бучковская // Журнал Пермский педагогический журнал. – 2013. - № 4. – С.2-7.
  4. Ершова А.П. "Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе". - Н/ш № 7-90г.
  5. Ершова А.П. "Творческая активность школьников во внеклассной работе". Советская педагогика - № 9 - 1986г.
  6. Загвязинский В.И. "Педагогическое творчество учителя". М. 1987г.
  7. Ильев В.А. "Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока". М.1993.
  8. Петров В.А. Развитие творческого потенциала личности в условиях театральной самодеятельности. Челябинск. 1988.
  9. Рубина Б.И. и др. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства. М.1983.
  10. Малышева О. К., Жесткова Е. А. «Молодой учёный».  № 18 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе.

Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе. Помощь учителю начальных классов....

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

В последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Какого ребенка можно назвать здоровым? Цели и задачи здоровьесбережен...

Обобщение опыта по теме самообразования «Элементы краеведческого компонента на уроках в начальной школе»

Материал будет полезен как для воспитателей, так и для учителей начальных классов, работающих в Республике Адыгея....

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усв...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.

В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...