Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.
статья

В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

Гаврилова Инна Николаевна, учитель начальных классов.

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации. Особое внимание уделяется видам и формам театрализации. Делается вывод о применении элементов театральной педагогики в процессе обучения, что оказывает позитивное влияние на проявление интеллектуальных напряжений при создании творческих продуктов и является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учеников в средних и старших классах.

Ключевые слова: театральная педагогика, виды театрализации (игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировка произведений, постановка спектаклей, игры-импровизации), театральные формы (настольный театр, театр картинок, кукольный театр, пальчиковый театр, игры и упражнения, этюды), драматизация, инсценирование, творческие способности, ассоциации.

В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Все это развивается у ребенка эффективнее, если применять нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым можно отнести уроки с применением элементов театрализации. (слайд№1)

Эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся является театральное искусство. Применение на уроках средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

 (Слайд №2) Театральная педагогика – это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, это вовлечение детей в активное речевое общение, это разнообразная гамма эмоциональных переживаний, это целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.

Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения.

 Использование элементов театральной деятельности в учебный процесс предполагает её использование не как средство развлечения, а как метод стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика.

(Слайд №3) Театральная педагогика предлагает ряд методов. Некоторые из них я применяю на уроках

Метод физических действий включает в себя такие приемы, как театральные упражнения, этюды, театральные игры, ритмопластика и музыкально – пластические игры и упражнения, которые способствуют активизации внимания, предполагает развитие свойств познавательных психических процессов личности школьника.

Метод действенного анализа предполагает анализ события и действия в нем импровизационным путем. Основным упражнением будет этюд.

Этюдный метод – это творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля

 (Слайд №4) Для достижения результата каждый метод дополняется такими приемами, помогающими более детально овладеть техникой перевоплощения, вот некоторые из них:

выработки «мышечного контроля» - снятие физического напряжения, оправдание позы на основе анализа ощущений и чувств;

 активизации эмоциональной памяти – рекомбинация прежних впечатлений и установление их соответствия действительности вторично;

 «если бы» - действия в воображаемых предлагаемых обстоятельствах;

«действия с окраской»- образное воспроизведение эмоционального состояния посредством движения или интонации;

 противопоставления – ассоциативная импровизация действия противоположного действию партнера по темпу-ритму, смыслу, образу;

 координации движений и речи – смысловая координация движений и речи в групповой деятельности;

сосредоточения – связан с развитием волевой сферы личности, основанный на концентрации всех видов чувственного внимания на конкретном объекте в реальной или воображаемой плоскости.

(Слайд №5). Например, приём «Если бы…» (Этот приём дополнил Метод действенного анализа, Метод физических действий, Этюдный метод), когда ученикам предлагается предположить, что могло бы произойти при других обстоятельствах события, явления, эксперимента, опыта и т.п. Происходит погружение в ситуацию, конкретизация учебных целей.

Например, на уроке окружающего мира во 2 классе по теме «И про воду» выполняем в рабочей тетради задание «Запиши свой рассказ о красоте воды». Использую приём «Если бы…» предлагаю этюд «Морские просторы». Изобразить те действия, которые совершили бы, если бы были вами приняты эти предлагаемые обстоятельства. (Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли песок руками и т.д.) Важно побуждать детей сочинять, фантазировать, импровизировать на основе уже имеющего опыта.

(Слайд № 6). При изучении художественного текста могут использоваться и репродукции картин известных художников. Это помогает детям ярче представить обстановку, описанную в тексте, событие, обстоятельства, внешний вид персонажа и т.д. Подобный приём способствует развитию образного мышления, воображения. Упражнение «Рядом с художником». Произнести монологи, например, от имени главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников «Опять двойка»). Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж. 

Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов театральной педагогики.

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА при работе над словарными словами провожу театральную игру "Печатная машинка".

 Суть игры "Печатная машинка" состоит в следующем. В классе все буквы алфавита распределяются между детьми. Задается слово или фраза, и все буквы - участники слова - встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву. В конце слова молча встает и хлопает в ладоши весь класс.

"Печатная машинка" - игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины, терпеливого внимания ко всем и к исполняемому делу. Каждый участник распределяет свое внимание между своими (или своей единственной) буквой и их последовательностью, чтобы встать и хлопнуть в ладоши тогда, когда в заданном слове появится "его" буква. В процессе игры дети хорошо запоминают слово и составляющие.

 (Слайд № 7). Элемент игры «Печатная машинка» был применён при инсценировании стихотворения «33 родных сестрицы» на общешкольном празднике «Спасибо, Азбука!»

DSCN3490            DSCN3497

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, тренируясь в устном счёте, играем с детьми в волшебную палочку. Игра «Волшебная палочка». Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причем выполняемая ребенком математическая операция в условиях этой игры проводится в форме диалога. Например, сегодня волшебная палочка превращает число в другое, которое больше первого на единицу, на два, три или четыре; больше в 2 раза; на единицу меньше и т.д. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответе он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Тренировка в счете, проходящая в форме диалога, передача волшебной палочки отвечавшему в случае получения верного ответа является интересным.

 (Слайд № 8). На уроке окружающего мира можно использовать игры-имитации - разыграть сценки с помощью кукол (кукольный театр), изображающих животных. Например, по теме «Почему мы часто слышим слово «экология»?»  участник этой мизансцены должен рассказать о себе (животном), почему нельзя уничтожать его, раскрывает экологические связи и призывает всех к охране природы. Можно усложнить задачу и выстроить ролевые диалоги.  Составить диалоги помогают произведения Н.Сладкова.

                           

В моей практике был опыт постановки спектакля по произведениям Н. Сладкова «Швейня 7 шкур» (дети изображали зверей, которые готовятся к зиме)

 (Слайд №9) Каждый из вышеперечисленных методов и приемов находит свое выражение в разнообразных формах обучения. К наиболее распространенным формам относят:

  • театрализованное представление,
  • игровое театрализованное представление,
  • игровая пьеса,
  • имитационно-игровая театрализация.

(Слайд №10) Театрализованное представление - это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке.

(Слайд №11) Рассмотрим такую форму как имитационно-игровая театрализация. Особенность данной формы заключается в том, что представление создается как будто бы тотчас самими зрителями, а ведущие лишь определяют контуры сюжета. Одним из приёмов такой игры стала спонтанная игровая импровизация.

Упражнение «Я беру с собой». (например, на уроке окружающего мира изучаем тему «Какие бывают животные»)

Принцип этого игрового упражнения прост. Один из участников импро-игры выходит в центр и говорит слово (первое, что пришло на ум). Следующий человек выходит и произносит ассоциацию к этому слову и становится рядом с первым участником.  Третий участник выходит и завершает эту картину своей ассоциацией. Первый участник должен сделать выбор и говорит: «Я беру с собой». Закончилась одна история. Остаётся только один участник. Он продолжает «плести» другую историю, не связанную с предыдущей картиной, повторяет свою ассоциацию.

Например, 1.Я-грач. 2- я ворона. 3- Я-скворечник. Я беру с собой ворону. Остаётся – скворечник. Продолжаем. 1.Я-скворечник. 2- Я-ветка.3-Я-кукушка. Я беру с собой ветку. Остаётся-кукушка. Продолжаем. 1. Я-кукушка. 2.Я-гнездо. 3.Я-яйцо. Я беру с собой яйцо. Остаётся-гнездо. И т.д.

Упражнение «Картина» (например, на уроке окружающего мира изучается раздел «Путешествия», тема «Город на Неве»).

Импро - игра по аналогии игры «Я беру с собой». Только в этой игре нет «лишнего».

Суть упражнения – создать общую картину. Например, кто-то начинает, говорит слово (название достопримечательности), выходит в центр круга и «застывает» в образе.  Следующий участник импро-игры выходит, дополняет картину, произнеся ассоциацию к предыдущему слову и также занимает место. И так далее. Будет понятно, когда можно остановить цепь ассоциаций – это когда картина будет создана. Например, Я – Дворцовая площадь, Я – мост на этой площади, Я- набережная, Я- Александрийский столб, Я- Эрмитаж и т.д. Понятно, что участники из цепи ассоциаций «создают» картину архитектурного ансамбля.

Можно изменить задачу и по аналогии «рисовать» какое-то место действия.

Упражнения, которые включаю в уроки, постепенно помогают формировать у детей умение импровизировать. Очень легко, без предварительных репетиций с детьми можно поставить на уроке спектакль - экспромт. (Слайд № 12)

Слово «экспромт» означает «быстрый» или «готовый». Всё, что нужно для организации сценки, - это несколько детей, педагог с готовым сценарием и табличками с названиями ролей. (Слайд №13). 

(Слайд №14). Например, на уроке литературного чтения дети знакомятся с русской народной сказкой «Теремок». Предлагаю детям поиграть в театр-экспромт.

В идеале все дети должны превратиться в актёров, внимательно слушать текст постановки, который зачитывает педагог, и выполнять действия своих персонажей. При этом говорить ничего не придётся, максимум – издавать звуки отдельных героев, например, жужжать, как пчела, или выть, как волк. Кому – то может достаться роль занавеса, а кто – то станет декорациями сценки. Главное в такой импровизации – не столько содержание, сколько обилие движений. После распределения ролей ведущему остаётся только выразительно и громко читать текст, а участникам войти в роль и выполнять действия.

ТЕАТР-ЭКСПРОМТ «Т Е Р Е М О К» 

 Реквизит: текст сказки, листки с ролями.

 Все тянут бумажки с ролями.  Автор читает текст.

 Как только называется какой-либо персонаж, тот должен говорить свои слова:

 Теремок (Скрип-скрип!)

 Мышка-норушка (Ух, ты!)

 Лягушка-квакушка (Квантересно!)

 Зайчик-побегайчик (Вот это да!)

Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!)

 Волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!)

 Медведь косолапый (Ничего себе!)

ТЕАТР-ЭКСПРОМТ «Т Е Р Е М О К» 

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка, что коль теремок пустой, станет она там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка, стала в окошки заглядывать. Увидела её мышка-норушка и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка, и стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился, смотрит, а тут из теремка выскочили мышка-норушка и лягушка-квакушка и потащили зайчика-побегайчика в теремок.

 Идет мимо лисичка-сестричка. Смотрит - стоит теремок. Заглянула в окошко, а там мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка, приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спросил кто в тереме живёт. А из теремка отозвались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок волчок-серый бочок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел он теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Испугались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок и позвали медведя косолапого к себе жить.

       Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и решил, что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь и только уселся - затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше-то жить? Делать нечего, принялись они бревна носить, доски пилить - строить новый теремок.

              Лучше прежнего выстроили!

И стали жить поживать мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка -сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый в новом теремке.

 (Слайд №15) Несомненно, применяя элементы театральной педагогики, мы даём возможность ученику не только увидеть, услышать, почувствовать образы в своём внутреннем мире, мы способствуем развитию творческого мышления у детей.

Искусство в педагогике - одна из важнейших, насущных потребностей процесса развития системы образования. Искусство всегда выступало одним из универсальных средств развития личности.

(Слайд №16) Творческих успехов, коллеги!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бучковская, И.В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста / И.В. Бучковская // Журнал Пермский педагогический журнал. – 2013. - № 4. – С.2-7.
  2. Ершова А.П. "Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе". - Н/ш № 7-90г.
  3. Ершова А.П. "Творческая активность школьников во внеклассной работе". Советская педагогика - № 9 - 1986г.
  4. Загвязинский В.И. "Педагогическое творчество учителя". М. 1987г.
  5. Ильев В.А. "Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока". М.1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Статья "Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе"

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации и практическое пр...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.Среди основных побуди...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...

Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения

Цель:  научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литератур...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...