Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения
методическая разработка по чтению

Карасева Дарья Николаевна

 

Цель:  научить применять активные

методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах

Задачи:

  • Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литературного чтения
  • Ознакомить участников мастер-класса с техниками скорочтения
  • Представить участникам мастер-класса опыта использования техник скорочтения
  • Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения  применения техник скорочтения на уроках;

              Структура:

         1.Вступительная часть.

2.Теоретические основы

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса.

Познакомить с  техниками скорочтения

        4. Практическая часть.

Отработка  приемов скорочтения с фокус -группой

       5. Подведение итогов.

Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по  применению техник скорочтения  на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_skorochtenie.docx579.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Использование элементов техники

«Скорочтение» на уроках в начальной школе,

как средства формирования

осмысленного чтени

Цель:  научить применять активные

методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах

Задачи:

  • Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литературного чтения
  • Ознакомить участников мастер-класса с техниками скорочтения
  • Представить участникам мастер-класса опыта использования техник скорочтения
  • Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения  применения техник скорочтения на уроках;

              Структура мастер – класса:

         1.Вступительная часть.

2.Теоретические основы

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса.

Познакомить с  техниками скорочтения

        4. Практическая часть.

Отработка  приемов скорочтения с фокус -группой

       5. Подведение итогов.

Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по  применению техник скорочтения  на уроках

Оборудование:

  • презентация;
  • раздаточный материал:

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Чтение - это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.

Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цель чтения – получение и переработка письменной информации.

В современной школе у детей большая нагрузка: школа, кружки, репетиторы- все это отнимает много времени. Приходя из школы им необходимо делать уроки, на которые остается с каждым годом все меньше времени, а нагрузка растет пропорционально классу,количество информации удваивается каждые два года.Основным источником информации в учебном процессе, по-прежнему, остается чтение.Существует противоречие между малой скоростью чтения и большим объемом учебной информации, которую учащимся необходимо осваивать. 

Как же научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю в начале рассмотреть ряд проблем, возникающих при чтении у детей:

  1. При чтении текста «про себя» дети артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники «Скорочтения» информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

        Что же такое скорочтение?

Скорочтение – это способность обработки любой информациипри использовании особых навыков чтения.

Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Ученик, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию,он и учится лучше, и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.

Предлагаю вашему вниманиюнесколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.

  1. Упражнение-игра «Найди букву»  способствует развитию быстрого поиска букв и слов в тексте, что помогает развить быстроечтение. Также это упражнение способствует развитию зрительной памяти, поэтому оно хорошо подходит еще и для общего развития памяти в целом.

Смысл прохождения упражненияпоиск букв в визуальном запоминании нужной буквы и быстрого ее поиска среди представленных букв.

Задание:Найдитебукву «П» и запишите сколько раз она вам встретится. Время выполнение задания от 30 сек до 1 минуты.

Упражнение «Поиск букв» используется в скорочтении для того, чтобы научиться лучше ориентироваться в тексте, быстрее находить нужную информацию.

  1. Упражнение «Алфавит». Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.

Смысл прохождения упражнения: верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать, нижний ряд – это обозначения (Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки).

Задание: В каждой строчке таблицы два ряда букв. Ваша задача называть вслух верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана П- правую, Л- левую, О- обе.

  1. Упражнение «Чтение по верхней половине текста»

Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Задание: Прочитайте текст, видя только верхушки букв.

Для первоклассников возможен другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. Разрежьте их вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половины.

  1. Упражнение «Струп-тест»развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного.

Смысл прохождения упражнения: при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим.Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтении текстов ребенок будет легче понимать прочитанное.

Задание:Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова.  Разделитесь на пары. Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И наоборот.

  1. Упражнение «Рисование двумя руками»

Смысл прохождения упражнения:одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!

Задание:Возьмите 2 карандаша и одновременно двумя руками обрисуйте осьминога.

Начинать следует с простых линий и геометрических фигур, постепенно усложняя рисунок. Картинку каждый раз меняем.

Это лишь малая часть тех упражнений, которые можно использовать абсолютно на всех уроках в начальной школе.

Что же такое скорочтение? Скорочтение –это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает.

Уделяя технике «Скорочтение» 5 минут в начале урока, вы заметите, что скорость чтения вашего класса увеличится в 2 раза с учетом понимания текста.

 У учащихся будут сформированы умения:

  • понимать целостный смысл текста;  
  • ориентироваться в тексте и находить требуемую информацию;
  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения обобщения, классификации, систематизации;
  • извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  • читать внимательно и вдумчиво;
  • обоснованно делать выводы, доказывать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"

Технология «Развития критического мышления»  позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навык...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...

Тема выступления на МО «Особенности организации современного урока в начальной школе».

laquo;…Образование, чтобы достичь своей целии для отдельного ученика и для общества,должно базироваться на актуальноми жизненном опыте отдельного человека…».Дьюи...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.

В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...