Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе
статья на тему

Хорошкина Ольга Владимировна

В чём важность диалога в классе? Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_podhody_v_prepodavanii_i_obuchenii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе

 

      Проанализировав свою работу, я сделала вывод о важности диалога при работе в процессе обучения. В чём важность диалога в классе? Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

    Анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной теме позволяет выделить ряд подходов к пониманию диалога в зависимости от его сущностных характеристик.

    Диалог рассматривается как:

  • метод построения новой культуры личности (М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов, Р.Ф. Литовский);
  • процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (З.А.Васильева, В.С.Ильина);
  • особая коммуникативная среда (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин);
  • речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность (Г.М.Андреева, Л.С. Выготский);
  • спор, обмен аргументами, дискуссия (В.Н.Курбанов, Л.Б.Туманова).

     «Диалог – суть современной мысли», – подчеркивает В.С. Библер. В процессе учебного диалога учитель создает проблемные ситуации, но не даёт окончательного решения. Над этими проблемами будет размышлять ученик, который находится в роли исследователя.[1]

    Соглашусь с утверждением Александера, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. В диалоге ученики и учитель являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Нил Мерсер описал как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.[2]    

     Диалогическое общение понимается как партнерское взаимодействие, направленное на объединение усилий с целью достижения общего результата в обучении. Содержанием учебной деятельности становится не монологическое информирование учителем, а вовлечение учеников в диалог. Я – словечко, ты – словечко, будет песенка, т.е. создаётся диалог. Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мною на практике часто использовался такой модуль. При работе с классом я заметила, что диалог на уроке способствует интеллектуальному развитию учеников при совместной работе со сверстниками и их результативности в обучении. Я согласна с Выготским, который говорит, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, в совместную беседу. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, способствует когнитивному развитию детей, помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения.

    При этом во время проведения диалогических бесед возникают некоторые проблемы и трудности: не все ученики готовы работать в паре, не каждый ученик может аргументированно преподнести свою идею, выражаться конструктивно и предметно, нетерпимость к другому мнению, некоторые ученики с нежеланием принимают точку зрения своего собеседника, не умеют уважать и ценить идеи других учеников, не умеют учиться друг у друга.

   В преодолении трудностей при проведении бесед может оказать помощь коллективная выработка правил обсуждения при работе в паре, в группе, оказание помощи при составлении вопросов учениками, способствующих изучению учебного материала, необходимое время на осмысление вопроса. Для этого необходимо дать возможность целенаправленно выбрать партнеров для диалоговой беседы и создать атмосферу сотрудничества.

    При проведении своих уроков я применяю диалоговое обучение. Работа проходит в групповой форме. При проведении уроков новые знания не даются в готовом виде. Сначала ученики нацеливаются на то, что они должны узнать и чего должны достигнуть. После этого дети самостоятельно изучают учебный или ресурсный материал и проводят обсуждение сначала в парах, а потом в группе. Во время работы в группах распределяются роли между учениками. Это помогает обеспечивать участие каждого ученика. Также на уроках ребята работают в парах, т.е. здесь я применяю стратегию «партнёр по обсуждению», где тоже происходит обсуждение поставленного вопроса или проблемной ситуации. Использую простые и сложные вопросы. Простые вопросы применяю к тексту, над сложными – заставляю детей задуматься, поразмышлять, проанализировать. Задаю вопросы, которые стимулируют содержательные и аргументированные ответы. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Видно, что дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Выполняя поставленную задачу, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схем, таблиц, художественного образа, кластеров и затем его презентуют перед всем классом. Я лишь направляю эту деятельность и в завершении мы все вместе подводим итог. В ходе обсуждений и высказываний приучаю ребят начинать свой ответ такими фразами: «Я думаю, что…», «Я считаю, что…», «Я уверен…». На неправильный ответ реагирую таким образом: «Я с тобой не согласна, подумай ещё», «Проверь», «Кто думает иначе», а также направляю к верному ответу с помощью наводящих вопросов. В некоторых случаях прошу доказать, обосновать свою позицию. В ходе обсуждений возникают некоторые трудности: некоторым детям трудно словесно выразить и преподнести свои мысли, сформулировать идеи, не всегда выслушивается позиция товарища. При этом приходиться нацеливать, подводить к мысли, помогать в обсуждении, напоминать о правилах ведения диалоговой беседы. В процессе диалогового обучения на занятиях также создаю условия для ролевых игр, творческой деятельности, т.е. ученикам нужно, например, инсценировать, придумать продолжение, придумать аналогичную историю или задачу, написать мини-эссе. Я вижу, что на таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Эта работа очень нравится и мне, и ученикам. Я вижу горящие глаза детей.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.[3]

Литература:

1. Материалы с сайта http://www.vipstd.ru

2. Методическое пособие «Руководство для учителя» www.cpm.kz

3. Материалы с сайта http://www.psy-files.ru

Хорошкина Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся

Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориенти...

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

" Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе"

Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциал...

Новые подходы в преподавании и обучении. Диалогическое обучение

В презентации показана роль диалога на уроке для ученика и учителя,  типы бесед по Мерсеру....

мастер-класс Новые подходы в обучении младших школьников орфографии (какография)

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навы...

Новые подходы к личностно - ориентированному обучению, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры.

Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Однако и учитель никогда не останавливается...