Мастер-класс "Формирование универсальных учебных действий"
учебно-методический материал на тему

Никольская Татьяна Владимировна

                Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД). Данный мастер-класс расширит представление педагогов об универсальных учебных действиях, мотивирует педагогов на восприятие учащегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого, способствует актуализации знаний педагогов о формировании и развитии УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx24.71 КБ
Файл formirovanie_uud.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

 Никольская Т.В., учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3

 с углубленным изучением отдельных предметов»

 г. Котовска Тамбовской области

Цель:  раскрыть возможности  формирования  универсальных учебных  действий  во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • продемонстрировать  способы формирования  универсальных учебных действий;
  • научить  определять и находить  универсальные учебные действия;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его  результативности;

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Слайд 1.

Формирование универсальных учебных действий

Слайд 2.

                Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД) – (в широком смысле слова означает)

Слайд 3.

  умения, связанные с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.

Слайд 4.   (в узком смысле слова)

  • совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 5.

Сформировать УУД – значит:

  • научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона)

  • передать сам способ выполнения метапредметного действия

  • научить встраивать данный  способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.

Слайд 6.

Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

Слайд 7.

     Урок по новым стандартам образования,  это  новый подход, новое понимание самого урока. Это — комплексная работа, в ходе которой учитель может определить, как ребенок владеет универсальными учебными действиями, то есть насколько развито его умение учиться: воспринимать новую информацию, обмениваться ей, анализировать ее, делать выводы. Психологически такие уроки гораздо комфортнее для детей. Дети не боятся ни самого урока, ни формы постановки вопросов.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и рассказ об этих экскурсиях, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Слайд 8.

          В составе основных видов универсальных учебных действий  можно выделить четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Слайд 9.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению,  желание приобретать новые знания, умения,  участвовать в творческом процессе;   способность к самооценке своих действий, поступков и другое.

Слайд 10.

К регулятивным УУД относятся: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать  необходимые действия; контролировать процесс и результаты деятельности,  адекватно оценивать свои достижения и другое. Слайд 11.

К познавательным УУД относятся:  умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,  самостоятельно находить информацию,  осуществлять  операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы и другое.

Слайд 12.

К коммуникативным УУД относятся: умение  вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе,  задавать вопросы,  формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;  осуществлять совместную деятельность в парах и  группах и другое.

Слайд 13.

Роль учителя помочь детям: сформировать универсальные учебные действия, обеспечивающие  умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развить способности к сотрудничеству.

Универсальные учебные действия можно формировать не только в школе на уроках, но и родителями в обычных жизненных ситуациях.

Сейчас вы убедитесь, где и какие виды УУД можно формировать. Узнаете чему можно научиться везде и всегда.

В разных местах мы можем формировать и развивать УУД. Например,         

на рыбалке, на даче, в лесу, в кафе, на автодороге и т.д.

Наши дети все больше информации получают из телевизионных передач, интернета и от своих сверстников, потому что  проводят много свободного времени вне школы.

Чему они учатся, какой опыт  получают,  организуя  свою жизнь при помощи мобильных телефонов, или  просто…  сидя на лавочке?

Слайд 14.

Сейчас мы поговорим «Чему учит лавочка?»

Слайд  15-16.

Чему можно научиться, сидя  на лавочке?

 Сидя на лавочке можно научиться: наблюдать явления природы, времена года; анализировать поступки; делать выводы о поведении; реагировать на замечания, оценивать свои достижения, выражать мысли, прогнозировать и т.д.

Сейчас конкретно свяжем действия, происходящие  на ЛАВОЧКЕ с универсальными учебными действиями.

Слайд 17.

Итак, ЛАВОЧКА научила  взаимодействовать с разными людьми.

- Формируется КОММУНИКАТИВНЫЙ вид УУД.

ЛАВОЧКА научила слушать и  выбирать необходимую информацию

 - Формируется ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ вид УУД.

ЛАВОЧКА научила давать оценку своим поступкам

- Формируется РЕГУЛЯТИВНЫЙ вид УУД.

ЛАВОЧКА научила адекватно реагировать на замечания

- Формируется ЛИЧНОСТНЫЙ вид УУД.

ЛАВОЧКА научила осознавать возникающие трудности

- Формируется РЕГУЛЯТИВНЫЙ вид УУД.

ЛАВОЧКА научила обращаться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.

- Формируется КОММУНИКАТИВНЫЙ вид УУД.

ЛАВОЧКА научила делать выводы, обобщать

- Формируется ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ вид УУД.

ЛАВОЧКА привила любовь к родной природе.

- Формируется ЛИЧНОСТНЫЙ вид УУД.

Слайд 18.

       Вы убедились, что универсальные действия формируются везде  и на лавочке в том числе. Обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.

Слайд 19.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Введение стандарта второго поколения – это новый шаг в образовании.

Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

Слайд 20. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области Формирование универсальных учебных действий Учитель начальных классов: Т.В.Никольская

Слайд 2

2 2 2 Выпускник начальной школы: Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Слайд 3

Универсальные учебные действия - умения, связанные с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте. ПОНЯТИЕ УУД

Слайд 4

совокупность действий обучающегося , обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия:

Слайд 5

СФОРМИРОВАТЬ УУД – ЗНАЧИТ:

Слайд 6

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний .

Слайд 7

ФГОС НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Слайд 8

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 9

Личностные УУД личностное, профессиональное, жизненное самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация

Слайд 10

Регулятивные УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка волевая саморегуляция

Слайд 11

логические постановка и решение проблем Познавательные УУД общеучебные

Слайд 12

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Слайд 13

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 14

ЧЕМУ УЧИТ «ЛАВОЧКА» ?......

Слайд 15

ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ, СИДЯ НА ЛАВОЧКЕ?

Слайд 17

Какие универсальные действия сформировала ЛАВОЧКА? КОММУНИКАТИВНЫЙ регулятивный личностный научила делать выводы, обобщать научила слушать и выбирать необходимую информацию научила взаимодействовать с разными людьми научила давать оценку своим поступкам научила адекватно реагировать на замечания научила осознавать возникающие трудности научила обращаться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы познавательный личностный регулятивный коммуникативный познавательный привила любовь к родной природе

Слайд 18

Личностные УУД ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция вопросы общения общеучебные унив.д. логические постановка и решение проблемы самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация

Слайд 19

19 УУД представляют целостную систему Переход от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций, к сотрудничеству учеников и учителя Система УУД осуществляется в рамках нормативно возрастного развития В основе формирования УУД лежит «Умение учиться», способствует индивидуализации обучения

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 21

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова . — М.: Просвещение, 2010 Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб., 2007. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1998. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. В.В. Козлова, А.М. Кондакова . -Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова . - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — М., 1993. Список литературы :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...