«Тренинг как средство развития личностных качеств младшего школьника»
методическая разработка на тему

Тришичева Анна Николаевна

 

О сложности и значимости периода поступления ребенка в школу и обучения в начальных классах написано немало. Именно впервые месяцы обучения формируются те системы отношения ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые определяют успешность обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Тренинг как средство развития личностных качеств младшего

школьника»

О сложности и значимости периода поступления ребенка в школу и обучения в начальных классах написано немало. Именно впервые месяцы обучения формируются те системы отношения ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые определяют успешность обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Характеризуя младший школьный возраст, специалисты указывают на особую социальную ситуацию развития, воплощающую сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Основным компонентом этой ситуации называют школьное обучение и освоение позиции обучающегося, в связи, с чем интерес сосредоточивается на учебной деятельности как ведущей в этом возрасте. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на общее развитие, формирование психических процессов, состояний и свойств, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. «Обучение, — отмечает Д. Б. Эльконин, — как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и науки — всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития»[10,c.34].

Так же в младшем школьном возрасте возникает противоречие между самореализацией  личности младшего школьника и восприятие этого факта взрослыми. По многочисленным наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста можно считать интенсивную самореализацию  и коммуникативную деятельность детей, как в школе, так и за ее пределами. Иное дело, что это явление не принимается во внимание в традиционной педагогической практике, не включается в предмет заботы организаторов воспитательного процесса в начальной школе.

Все это ведет к тому, что  школьники сталкиваются с трудностями, для преодоления которых у них недостаточно личностного опыта, поэтому младших школьников все чаще происходят нарушения психосоматического характера, появляются неадекватные поведенческие реакции на ситуацию. Педагог, учитывая психологические  особенности обучающихся младшего школьного возраста, вводит  активные формы обучения, в которых эффективно выявляются резервы развития детей. Одним из средств  развития личностных качеств обучающихся является тренинг.

Актуальность     изучения    и   исследования  тренинга  определяется   тем,     что    в    последнее    время  стало больше внимания уделяться на введение тренингов в педагогический процесс, как средство развития младших  школьников. Тренинги развивают саморегуляцию поведения, основные характеристики познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, речь), помогают детям управлять чувствами. Дети включаются в совместную деятельность, проявляют навыки межличностного общения.

Термин «тренинг» появился в русскоязычной литературе как калька английского и употребляется в двух смыслах, более широком и более узком, вполне адекватно передаваемых словами подготовка и тренировка.

В последнее время широкое понимание термина стало более распространенным. И в него включается довольно большое количество разного рода активностей, а именно:  лекция, демонстрация, индивидуальное консультирование, дискуссия, ролевая игра, разбор критических случаев, тренинговые игры, тренинги на базе компьютерных программ, интерактивные видеопрограммы, пособия по тренингам для самостоятельного обучения (использование самоучителя), анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии), инструктирование на рабочем месте, программированное обучение, работа в проектных группах.

Исследованием данного вопроса занимались следующие ученые:

А.А. Люблинская, Б.С.Волков,  Л. А.Петровская, М.А.Панфилова, П. В. Растянников , Р.Бакли и др[1,2,3,4,6,9].

При всем многообразии формулировок есть нечто общее, объединяющее все попытки определить понятие «социально-психологический тренинг». В настоящий момент технологии тренинга базируются на двух, в какой-то мере противоречащих, а в какой-то дополняющих друг друга подходах: компетенциарного и экспериментального. То есть обучения, фокусированного на компетенциях, и обучения, основанного на опыте. В первом из этих подходов основной акцент сделан на предмете тренинга, то есть в рамках компетенциарного подхода разработана дифференцированная система понятий для описания и оценки того, что подлежит формированию, совершенствованию и развитию. Этим предметом является система компетентностей или компетенций индивидов, групп и организаций. Что касается методов работы с компетентностями, то здесь достижения невелики. В рамках компетенциарного движения акцент сделан на методах диагностики и оценки компетенций, а методы обучения остались фактически без внимания.

   Экспериментальный подход, напротив, сосредоточен на методах обучения, то есть на том, как учить и учиться. В рамках этого подхода разработана внушительная совокупность моделей процесса обучения, или, как предпочитают говорить сторонники подхода, процесса приобретения опыта. В то же самое время предмет тренинга находится на втором плане. Само базовое понятие — опыт — остается недифференцированным и во многом не проясненным, что заставляет сторонников нового подхода интенсивно оперировать весьма традиционным понятием знаний [9].

На основе выше изложенного, нами была проделана работа по анализу и изучению психолого-педагогической литературы, раскрыты понятия личностных  качеств: «самореализация»,  «самостоятельность». «самооценка», «коммуникативность», определена сущность процесса развития их у младших школьников,  а так же понятия  «тренинг» и « социально- психологический тренинг»,  были выделены условия, позволяющие предотвратить возникновения  противоречий  между самореализацией  личности младшего школьника и восприятие этого факта взрослыми, с помощью введения  тренинга.

 Так  же  проведена  экспериментальная работа по оказыванию  влияния методики А.И.Липкиной  «Три оценки» и методики выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1), как части тренинга в формировании и развитии  личностных качеств, был отобран материал для проведения внеклассных мероприятий, таких как:  «Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия» и «Чему я хочу научиться», главная задача которых максимальное развитие личностных качеств у учеников начального звена [4,8]. (см.приложение 1 ) ,

( см.приложение 2)

На основе проделанной работы,  пришли к выводу и доказали гипотезу исследования, которая была поставлена нами: « Если использовать тренинг в обучении и воспитании младшего школьника, развитие  личностных качеств: самостоятельности, самореализации, коммуникативности и самооценки будет проходить более успешно»

В дальнейшем при разработке и подготовке материала к проведению уроков и внеклассных занятий  хотелось бы, чтобы больше внимания учителя уделяли именно развитию личностных качеств через тренинги и организовывали на уроках активную деятельность обучающихся, включающую  в себя, процесс самооценивания через введения методик, как части тренинга.

 

Список литературы

  1. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга – СПб: Питер, 2002.
  2. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование.
  3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования., 2007.-224 с.
  4. ИстратоваО.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ О.Н.Истратова, Т.В. Экскусто.- Ростов.н/Д.:Феникс,2005.-375[1] с.: ил-. (Психологический практикум).
  5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д,    2000.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.
  7. Петровский В.А. Психология воспитания. - М., 1995.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:

В 2 кн.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384 с.: ил.

  1. Тренинг. Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  2.  Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.

Приложение 1

 Диагностика развития личностных качеств  младших школьников

На основе развитости личностных качеств учеников, по следующим показателям:

-замкнутый - общительный;

-зависимый от группы - самостоятельный;

-с выраженным «я» - не принципиальный;

-смелый – робкий.

Предлагаем следующую характеристику:

Высокий уровень развития личностных качеств ученика: Ученик с сильным, волевым характером, обладающий высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Не теряющийся в новой обстановке при переходе в другой класс, школу,  быстро находящий друзей, постоянно стремящийся расширить круг знакомых, проявляющий инициативу в общении и установлении контактов с учителями и взрослыми, хорошо развитым  умением вхождения в детский коллектив и нахождение своего места в нем, умением выполнять совместную деятельность, с удовольствием  участвующий  в организации общественных мероприятий  как в классе, так и вне стенах школы. Способный принять самостоятельное решение в трудной ситуации и адекватно оценивающий свои возможности.

Средний уровень развития личностных качеств ученика: Ученик с менее выраженными волевыми качествами, проявление коммуникативных и организаторских способностей менее заметно,  входящий в контакт с одноклассниками, взрослыми, но ограничивающий круг общения, участвующий в организации общественных мероприятий, но с некими затруднениями. Принятие самостоятельных решений происходит с некими противоречиями и боязнью ошибиться.

Низкий уровень развития личностных качеств ученика: Ученик с заниженной самооценкой, не стремящийся к общению, чувствующий себя скованно в новых условиях, при переходе в другой класс, школу, в новой компании, коллективе. Предпочитающий проводить время в одиночестве, ограничивающий круг знакомых, испытывающий трудности в установлении контактов с взрослыми, учителями, сверстниками, а так же испытывающий трудности перед выступлением перед классом, внеклассных мероприятиях. Плохо ориентирующийся в незнакомых ситуациях, не отстаивающий своего мнения, чрезмерно застенчивый, склонный уступать дорогу другим, избегающий принятия решения самостоятельно, тяжело переживающий обиды и неудачи.

Введение методик на уроках и внеклассных занятиях  для определения сформированности личностных качеств: самооценки и коммуникативности у младших школьников и дальнейшего  развития этих  качеств.

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И.Липкиной

«Три оценки».

Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен».

Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

  1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
  2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
  3. Твоя работа заслуживает оценки «3»-, а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Вывод по методике: Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация,

в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы[8, с. 140-141].

Методика №2

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат. Для выяснения прогностической самооценки у детей начальных классов может быть использована следующая методика.

 Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания:

-первое — по русскому языку,

-второе — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), -третье неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников. Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:

  1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).
  2. Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень успеваемости.
  3. Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.
  4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на неучебные ситуации.

Вывод по методике: Данный анализ позволит выявить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся у них оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний.

Общий вывод по методикам: Введение данных  методик позволит: со стороны учителя понять в чем причина либо завышенной, либо заниженной самооценки у учеников, более подробно разобраться  в этой проблеме  и постараться в дальнейшем продолжить работу с детьми, испытывающими затруднения в определении  личной самооценки;

Со стороны ученика - еще раз осознать  свое внутреннее «Я», свои личностные преграды в адекватном оценивании себя, и сравнение своего мнения и с результатами  полученными   в методиках, на основе вывода, проанализировать  и придти к верному решению[8, с. 141-142].

Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1).

Коммуникативные и организаторские способности — стержневые в личности лидера. Эти способности определяют характер межличностных отношений; без них нельзя объединиться в коллектив, создать учебные, спортивные производственные и другие группы, привлечь к себе людей, организовать и направить их деятельность. Данная методика полезна не только для диагностики личностных качеств, но и для выявления лидеров, организаторов, могущих сплотить коллектив.

Методика КОС-1 базируется на принципе отражения и оценки некоторых особенностей поведения в различных ситуациях, знакомых по личному опыту.    Для изучения коммуникативных способностей включены 20 вопросов, помогающих выяснить особенности поведения:

а) проявляете ли Вы стремление к общению, много ли у Вас друзей;

б) любите ли Вы находиться в кругу друзей или предпочитаете одиночество;

в) быстро ли привыкаете к новым людям, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагируете на просьбы друзей, знакомых;

д) любите ли общественную работу, выступаете ли на собраниях;

е) легко ли Вам даются выступления в аудитории, в классе

Изучение организаторских способностей также включает 20 вопросов, помогающих оценить такие личностные качества:

а) быстроту ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержку;

е) отношение к общественной работе, общительность.

Инструкция

Вам нужно ответить на все 40 приведенных далее вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке бланка для ответов поставьте рядом с ним знак «+», если отрицателен — знак «—». Имейте в виду, что вопросы даны в сжатой форме и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предположительным. Отвечая на любой из вопросов, обращайте особое внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами.

Опросник

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается убедить большинство своих товарищей в правильности Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  1. Есть ли у Вас стремление к новым знакомствам с людьми?
  2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  3. Верно ли, что Вам приятнее и проще читать книги или чем-то заниматься в одиночестве, чем с людьми?
  4. Если возникают препятствия при осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  5. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые намного старше Вас?
  1. Любите ли Вы придумывать и организовывать развлекательные мероприятия?
  2. Сложно ли для Вас включиться в новые компании?
  3. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы сделать сегодня?
  4. Легко ли Вы устанавливаете контакты с незнакомыми людьми?
  5. Стремитесь ли Вы, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

    15.Сложно ли Вам осваиваться в новом коллективе?

  1. Верно ли, что у Вас не возникает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
  2. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться с кем-то и побеседовать?
  3. Часто ли при решении важных дел Вы проявляете инициативу?
  4. Раздражают ли Вас окружающие и хочется ли Вам побыть одному?
  5. Правда ли, что обычно Вы плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
  6. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  7. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  8. Испытываете ли Вы затруднение, неудобство или стеснение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с кем-то?
  9. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с людьми?
  10. Любите ли Вы участвовать в коллективных празднованиях торжественных событий?
  11. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  12. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
  13. Верно ли, что Вы редко стремитесь доказать свою правоту?
  14. Полагаете ли Вы, что Вам не составляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
  15. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе (вузе)?
  16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
  17. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято другими?
  18. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
  19. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  20. Правда ли, что Вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
  21. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  22. Верно ли, что у Вас много друзей?
  23. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  24. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих знакомых?
  25. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы людей?

Ответы на вопросы испытуемый дает в специальном бланке, в котором фиксируются также его анкетные данные и результаты работы.

Бланк для ответа

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

17

27

37

8

18

28

38

9

19

29

39

10

20

30

40

Для количественной обработки данных используют дешифраторы, в которых проставлена максимальная сумма «идеальных;) ответов, отражающих ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности.

Далее подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских способностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений:

К = х / 20,  где х — количество совпадающих с дешифратором ответов.

Дешифратор коммуникативных способностей

1

+

11

21

+

31

3

13

+

23

33

+

5

+

15

25

+

35

7

17

+

27

37

+

9

+

19

29

+

39

Дешифратор организаторских способностей

 2

+

12

22

+

32

 4

14

+

24

34

+

 6

+

16

26

+

36

  8

18

+

28

38

+

 10

+

20

30

+

40

Оценка результатов

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных или организаторских способностей, близкие же к 0 — о низком их уровне. Оценочный коэффициент (К) — это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей К соответствует определенная оценка.

Например, у Вас совпало 19 ответов по шкале оценок коммуникативных способностей и 16 — по шкале организаторских способностей. Пользуясь формулой, вычисляем:

Кк = 19 / 20 = 0,95, Ко = 16 / 20 = 0,8

Записываем полученные результаты в бланк для ответов и сравниваем их со шкалами оценок коммуникативных и организаторских способностей.

Шкала оценок коммуникативных способностей

Кк

Оценка

Уровень проявления

коммуникативных

способностей

0,10-0,45

1

Низкий

0,46-0,55

2

Ниже среднего

0,56-0,65

3

Средний

0,66-0,75

4

Высокий

0,76-1,00

5

Очень высокий

Шкала оценки организаторских способностей

Кк

Оценка

Уровень проявления

коммун икативн ых

способностей

0, 20-0.55

1

Низкий

0,56-0,65

2

Ниже среднего

0,66-0,70

3

Средний

0,71-0,80

4

Высокий

0,81-1,00

5

Очень высокий

Интерпретация результатов

Если Вы получили оценку «1», то у Вас низкий уровень проявления способностей к коммуникативной или организаторской деятельности.

Если Вы получили оценку «2», Ваши коммуникативные или организаторские способности находятся на уровне ниже среднего. Вы не стремитесь к общению, чувствуете себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитаете проводить время в одиночестве, ограничиваете круг знакомых, испытываете трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируетесь в незнакомой ситуации, не отпаиваете своего мнения, тяжело переживаете обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности у Вас занижено. Во многих делах Вы избегаете принятия самостоятельных решений

Если Вы получили оценку «3», то у Вас средний уровень проявления коммуникативных или организаторских способностей. Обладая в целом средними показателями, Вы стремитесь к контактам с людьми, не ограничиваете круг знакомых, отстаиваете свое мнение, планируете. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Вы нуждаетесь в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.

Если Вы получили оценку «4», то Вас можно отнести к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных или организаторских способностей. Вы не теряетесь в новой обстановке, быстро находите друзей, постоянно стремитесь расширить круг знакомых, занимаетесь общественной деятельностью, помогаете близким, друзьям, проявляете инициативу в общении, с удовольствием участвуете в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

И, наконец, получившие оценку «5» обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных или организаторских способностей. Для Вас характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Вы инициативны, предпочитаете в важном деле или в сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваетесь, чтобы оно было принято. Вы легко чувствуете себя в незнакомой компании, любите и умеете организовывать различные игры, коллективные дела, сами умеете находить интересную для Вас работу.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что они лишь констатируют уровень развития коммуникативных и организаторских способностей в данный период развития личности. И если результаты тестирования окажутся невысокими, это отнюдь не означает, что этих способностей у Вас нет потенциально. Просто не были созданы условия для их проявления и развития или у Вас самого не было настоятельной потребности обрести соответствующие умения [8, с. 6-14].

Приложение 2

Внеклассные мероприятия, главная цель которых развитие личностных качеств: самооценки, самостоятельности и коммуникативности

младших школьников

Конспект занятия

Тема: «Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия».

Цели: 1.Формировать элементарные учебные умения по системе И. В. Данилова;                          

2.Развивать коммуникативные умения в процессе межличностного взаимодействия.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Игра «Здравствуй, друг».

Класс сидит  на стуликах в виде  круга, учитель замыкает круг.

Каждый ученик класса приветствует всех каким- либо образом, и все повторяют этот вариант приветствия. Приветствие может быть  вербальным или невербальным.

Игра «Снежный ком из имен».

Каждый ученик по очереди произносит имена всех членов группы, которые находятся в кругу.

Игра «Забавы».

Все участники занятия вспоминают, во что играют дети в разное время года

Затем ведущий (учитель) или выбранный из класса ученик, имитирует игровые движения, а дети называют игру - забаву.

Игра «Угадай, что нарисую».

Ведущий рисует точки, а дети зрительно их соединяют и называют то, что нарисовано.

Примечание: Рефлексия по играм.

2.        Индивидуальная работа у доски

Вводятся 2-3 упражнения из раздела «Система упражнений на развитие графических умений, внимания, оперативной памяти, наглядно-логических действий».

Упражнение №1 «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания.

Примечание:  Вызывается  ученица к доске, либо по желанию детей, либо вызывает учитель.

-Учитель : «Оля посчитай вслух от 1 до 31, но  ты не должна называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел ты должна говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Примечание: Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить). 

-Учитель: « Молодец, справилась  с заданием! А кто хочет еще хочет посчитать у доски?»

Примечание: Тоже задание, но не называются числа, включающие  пятерку или кратные пяти. Если у ученика возникают проблемы с выполнением задания, класс помогает ученику.

Упражнение №2

Упражнение на развитие памяти.

Примечание: Ученик вызывается к доске по желанию. Класс внимательно наблюдает за выполнением задания.

-Учитель: «Возьми картинку, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Представьте, что ты дотрагиваешься до каждого предмета. Не торопись, будь внимателен, трогай все предметы, ничего не пропусти.

Примечание: Затем учитель  убирает картинку.

-Учитель: «Попробуй вспомнить вещи, которые были на картинке, напиши их на листочке».

3.        Ритуал прощания.

Игра «Веселые ладошки».

Все участники группы, стоя в кругу, кладут ладошки своим соседям: одну на ладонь соседа ладошкой кверху, а другую -под ладонь соседа, как бы придерживая ее. По команде ведущего происходит передача сигнала - хлопок в заданном направлении. Затем направление сигнала меняется.

Примечание: Игра повторяется 2-3 раза.

Вывод: В течение всего занятия каждый ученик принимает участие в играх, выполняя задания, а также взаимодействуют между собой, помогая, поддерживая друг друга, что ведет к развитию коммуникативных способностей, толерантного отношения друг к другу [8].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....

Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребёнка

Роль устного счета в формированиивычислительных навыкови в развитииличностных качеств ребенка В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми з...

«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».

Материал предназначен для беседы с родителями на родительском собрании и индивидуальной беседы....

Самооценка школьника — важный пункт в развитии личностных качеств человека.

В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система...

«Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»

Методическая разработка родительского собрания на тему : "Роль общения в развитии личности"Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме....

Родительское собрание на тему Роль общения в развитии личностных качеств в развитии ребёнка

Общение родителей с детьми - важный фактор для развития личности ребёнка....