«Технологии игрового обучения в начальной школе».
статья на тему

Есмагулова Татьяна Викторовна

Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.

     Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

      В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Технологии игрового обучения в начальной школе».

Подготовил: учитель

первой  квалификационной категории

Есмагулова  Т.В.

        Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.

     Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

      В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

     Какие существуют виды игр?

     Опираясь на концепцию Д.Б.Эльконина, выявили наиболее характерные виды игр:  игра – развлечение;   игра – упражнение; сюжетная игра; процессуально – подражательная игра;   традиционная игра.

      По классификации О.С.Газмана игры бывают:  подвижные; сюжетно – ролевые; компьютерные; дидактические.

Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребёнка не просто времяпровождение. Она для него учёба, труд, серьёзная форма воспитания.

 Какие же функции выполняют игры, используемые мной?

    Формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

    У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх неизвестности.

 Например, в игре «Лото» ребята в непринуждённой обстановке общаются друг с другом, учатся находить одинаковые предметы, сопоставлять их.

   Игра «С какого дерева листок?». На доске картинки с изображеним деревьев (берёза, дуб, клён, ива и т. д.) Дети получают листочки и определяют, с какого дерева они.

 Игра «Следопыт». Ученики определяют, какое животное оставило следы на снегу.

   Способствуют развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и пр.)

   Например, игра на развитие восприятия «Выложи сам». Детям показываю картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур. Необходимо выложить из них данное изображение.

    Игра на развитие воображения. Ученикам раздаю шаблоны круга. Они обводят их на бумаге и дорисовывают так, чтобы получились новые предметы. (Получаются часы, солнце, колесо, рыбка, колобок и др.)

    Игра на развитие мышления, речи «Времена года». Показываю картинку с изображением времени года. Задания разные, в зависимости от темы урока: ответить на вопросы, придумать предложения, рассказ, сравнить и т. д.

     Создают условия для освоения социальных ролей.

Эта функция реализовывается в большинстве игр, т. к. игры чаще всего носят коллективный характер и предлагают то или иное разделение ролей.

       Активизируют мыслительную деятельность.

Примером таких игр являются сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, Составление примеров может быть представлено в игровой форме. Пришёл сказочный герой (Буратино, Незнайка, Чебурашка, Золотая рыбка и т.д.) и просит ребят выполнить задание.

Часто использую такие игры, как «Магазин», «Составим букет», «Найди свой цветок» и другие, в которых примеры написаны на обратной стороне различных предметных картинок, объединяют в заданную сюжетную игру.

    Способствуют включению детей в учение.

  Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

     Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

    В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

      На уроках технологии изготавливаем карточки в виде перфокарт, пишем на них задания (примеры, слова с безударной гласной, слова с парными согласными и т. д.) Дети заполняют «окна», потом обмениваются и проверяют друг у друга.

       В своей практике я активно использую игровую педагогическую технологию, как совокупность различных игр на разных предметах, с различными учебными задачами и содержанием.

       Нельзя сказать, что игра выполняет одну какую – либо функцию, обычно она выполняет сразу несколько функций. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным и напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной работы.

         При организации и проведении игр я придерживаюсь следующих требований: Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся.

       Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию.

       Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.

       Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

        Данные обследования говорят, что выбранная мною технология эффективна на данном этапе, получены хорошие результаты, но остаётся много вопросов, над которыми нужно работать, чтобы интерес к учебной деятельности стал устойчивым, а учебная деятельность для младших школьников ведущей.

        Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к обучению.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

Открытый урок-игра « Путешествие в Африку»

( с применением технологий: игровой, сотрудничества, здоровьесбережения)

                   1класс

Провела: учитель

высшей квалификационной категории

Степанова Е.А.

Тема: « Закрепление и повторение пройденного материала,числа от 1 до 5»

Цели: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета; повторить состав чисел 2,3,4,5; совершенствовать умение составлять и решать простые задачи; развивать логику и мышление.

Ход  урока.

1.Организационный момент.

- Быстренько, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

 Только лишь оценку «Пять»!

- Сегодня на уроке мы будем повторять пройденный материал, и будет наш урок не совсем обычным.

- Я приглашаю вас совершить путешествие на чудесный остров, расположенный недалеко от жаркой Африки.

- А чтобы узнать, на чём мы отправимся, возьмите лист и простой карандаш и соедините по порядку все числа, начиная с самого маленького.

- Что получилось? (самолет)

- Раскрасьте картинку.

Физ. минутка « Самолет».

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет

Правое крыло вперед

Левое крыло вперед

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолет.

- Кто же будет нас встречать на острове?

- Об этом мы узнаем, когда выполним следующее задание.

- Давайте вспомним состав чисел от 1 до 5.

Игра « Дополни» (пальцы- помощники)1,1,2

2- это 1 и

3- это 2 и

3- это 1 и

Как можно получить число 4 (на пальцах 3 и 1; 2 и 2)

Вспомните: состав числа 5, посмотрите на доску. Проверьте: всё правильно?

2+2     1+4      3+2    4+1   1+2       2+3

Глазки закройте. Посчитайте молча до 5 (собираю картинку)

- Вот мы очутились на этом чудесном острове, а живут тут весёлый слоненок Тони, любопытная обезьянка Чи-чи и два жирафа: жираф-мама и маленький жирафёнок - сынок.

- Наши герои нам будут сегодня не только помогать, но иногда и мешать, путать.

- Готовы дальше работать?

Цветок.

- Слоненок Тони подарил нам волшебный цветок, но он не простой, а математический.

Его надо решить.

Что будем делать? (отнимать один)

( отв. Показывать на числ. Веере).

- Встаньте, пожалуйста. Прыжком повернитесь в обратную сторону.

( Меняю «_» на «+»)

- Что изменилось? Давайте посчитаем.

- Молодцы! Мама Жирафа как-то узнала, что ваше самое любимое занятие на всех уроках -  это отгадывать ребусы.  УА    ДА    (задача)

Следующий этап нашего урока - решение задач.

Наши зверушки подготовили их для вас и даже решили их. Но вот правильно ли, нам предстоит выяснить. Готовы?

1)    На песке 3 медвежонка

Играли в прятки у бочонка

Один в бочонок еле влез

А сколько убежало в лес?     3-1=2      3+1

2)    Три ромашки- желтоглазки

Два весёлых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете? 3+2=5     3-2

Физкультминутка «Чунга-Чанга» (Вместе с героями потанцуем)

- Садитесь. Здесь я для вас приготовила примеры, а хулиганка Чичи унесла некоторые цифры и знаки.

- Кто готов их назвать в 1-ом примере?

- Молодцы!

 Задача на логическое мышление.

-Ну а сейчас наши друзья приготовили для нас супер сложное задание. Посмотрим, кто из вас окажется самым сообразительным и внимательным.

Обезьянка Чичи и слон Тони начертили вот такие фигуры. Назовите их.

 Каждый из них начертил по одной фигуре.

Внимание! Чичи не стала чертить квадрат. Слон не стал чертить круг и квадрат.

Кто какие фигуры начертил?

( Слон- шестиугольник, Обезьяна-круг).

- Объясните.

- Физкультминутка.

Быстро встали

Тихо сели

Головами повертели

Сладко-сладко потянулись

Рот закрыли на замок

Продолжается урок.

Графический диктант.

-     Вашу оценку за работу на уроке сегодня я зашифровала в графическом диктанте.

-Найдите точку.

-От точки:3,1,2123312123      

 Шифровка:4,6,7,8,5,2,1,молодцы

7+1=8   о

6-2=4   м

5+2=7   л

2-1=1   ы

3-1=2    ц

4+1=5   д

3+3=6   о

Раскрась самолет дальше.

Рефлексия:

- Наше путешествие подошло к концу.

- Где мы сегодня побывали?

- Кто наши новые друзья?

- Что понравилось больше всего на уроке?

- Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

Технология игрового обучения в начальной школе.

Технология игрового обучения в начальной школе позволяет решать многие воспитательные и учебные задачи. Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. ...

«Технологии игрового обучения в начальной школе».

У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Иг...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...