Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС
статья (1 класс) на тему

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ор- ганизовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_v.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность в

 условиях реализации ФГОС

   Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ор- ганизовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития про- ектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

     Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

      Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.        Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.

    Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика. Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться, что же такое проект и чем он отличается от других видов работ.

   Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект – не одно и то же.

   Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.       Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследо- вательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследо- вание имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельно- сти, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сход- ство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

      В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

   Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:  

  • анализа проблемного поля,
  • выделение подпроблем,
  • формулировка ведущей проблемы,
  • постановка задач;  
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия;
  • презентации деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя
  • для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;
  • применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;  выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;  
  • проведение исследования,
  • рефлексия, подведение итогов.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей:

1. Проблема: наличие проблемы является основой любого проекта, т.к именно она должна мотивировать автора на поиски решения;

2. Цель: проект должен обладать ясной и реальной для достижения целью, во- площением которой станет проектный продукт;

3. Планирование работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы;

4. Литература: осуществление плана работы над проектом не может обойтись без изучения литературы и других источников информации, возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с проведением анализа и обобщения полученных сведений; с формулированием выводов по текущему вопросу;

5. Письменная часть: проект не может быть представлен голословно, он должен представлять собой отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, принимавшиеся решения; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

6. Защита: является обязательным условием проекта и представляет собой презентацию результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о хо- де работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта необходима личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Она должна находиться в области познавательных интересов и зоне ближайшего развития школьников и обеспечивать мотивацию их включения в самостоятельную работу.

Так, в 1 классе реализуется цикл проектов, участвуя в которых дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Среди них: «Я и мое имя», «Моя семья», «Какой я житель» и мн. др. Длительность выполнения проектов целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Результатом работы над проектом является продукт (проект), который нужно представить, презентовать.

Классификация проектов в начальной школе:

 1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не- большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью сов- падающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

• аргументация актуальности принятой для исследования темы,

 • определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

• обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

• определение методов исследования, источников информации,

• выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

• обсуждение полученных результатов, постановка выводов,

оформление результатов исследования,

обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

 2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуман- ной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

 Структура информационного проекта может быть следующей:

 1) цель проекта;

2) предмет информационного поиска;

3) источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

4) способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

 5) результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.);

6) презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с само- го начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обяза- тельно ориентирован на социальные интересы самих участников. 5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Список источников

Княжицкий А.И. Самый прагматичный предмет // Русская словесность. 2007. № 7

Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 2.

 Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном // Журнал для администрации школ. 2007. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках ФГОС в начальной школе"

Статья об организации проектной деятельности на начальной ступени обучения...

ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на  муниципальной научно-п...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

laquo;Проектная  и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Введение:Требования к результатам освоения об...