Современные Личностно-ориентированные технологии и их использование в воспитательном процессе
статья на тему

Логошко Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichno._orien._podh.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Современные

личностно – ориентированные технологии и их использование

в воспитательном процессе

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

    Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

  • Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.);
  • Технология саморазвивающего обучения  ( Селевко  Г.К. );
  • Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);
  • Педагогические технологии адаптивной школы;
  • Гуманно-личностная технология  Амонашвили Ш.А.;
  • Игровые технологии;
  • Технологии развивающего обучения;
  • Проблемное обучение;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
  • Коллективный способ обучения.  

    Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, наиболее  универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

    Технология коллективного взаимообучения. К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: “организованный диалог”, “сочетательный диалог”, “коллективное взаимообучение”, “коллективный способ обучения (КСО)”, “работа учащихся в парах сменного состава”.

    КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

    Принципы КСО:

- завершенность или ориентация на высшие конечные результаты;

- непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;

- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

- разнообразие тем и заданий (разделение труда);

- разноуровневость (разновозрастность) учеников педагогического процесса;

- обучение по способностям индивида;

- педагогизация деятельности каждого ученика.  

   Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

• в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

• каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

•повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

• отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

• обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

    В парной работе могут быть:

• статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями “воспитатель” — “ученик”; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

• динамическая пара формируется из четырех учащихся, готовящих одно задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

 Технология развития критического мышления в процессе обучения школьников чтению и письму. Авторы этой технологии – американские педагоги Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стилл, Д. Огл. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: “А что, если…?” Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

     Дифференцированный подход к обучению

  Принцип дифференцированного воспитательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации воспитательной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.        Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

    Дифференцированная организация воспитательной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Игровые технологии. Выбор игровых технологий  продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением - одна из основных видов деятельности человека. Игра используется в качестве:

  • самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы

  Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в воспитательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

   Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

   Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

   Интернет-технологии  важны для работы.  Они помогают как учителю и воспитателю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал.

     Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

При использовании компьютера информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

    Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

   

Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода

В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие младших школьников существенно зависит от методики преподавания отдельных предметов в начальной школе, от личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых образовательных технологий. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой уклад, становятся тормозом развития общества.

Самой актуальной задачей стал переход к “очеловечиванию” образования, т.е. воплощение в практику тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируются на уважение к личности ученика, установление доверительных отношений между ним и педагогом.

Одним из благотворных следствий этого процесса оказалась замена учебно - дисциплинарного подхода к взаимодействию педагога и воспитанника другим - личностно-ориентированным. И это благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка.

Строение личностно-ориентированного подхода можно представить в виде схемы (Приложение 1).

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Личностно-ориентированные технологии, используемые в начальной школе.

Педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся “рассыпана” по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа “проникающую” технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другими. В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология “Школа жизни”.

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

  • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
  • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха;
  • мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество “Вопрос”, атмосфера романтики;
  • резервы семейной педагогики, родительские субботы, культ родителей;

Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это “костыли хромой педагогики”. Вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Технология поддержки ребенка

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

  • на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
  • учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении
    целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
  • учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя
    мотивация к учению;
  • учитель должен быть для учащихся источником разнообразного
    опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
  • важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
  • он должен открыто выражать в классе свои чувства;
  • должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Однако создание педагогической грамотной ситуации выбора - дело не простое. Применительно к личностно - ориентированному обучению ситуация выбора - это спроектированный учителем этап урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Технологические аспекты построения личностно-ориентированного урока, его анализ.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащихся.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической деятельности через учебные задачи. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия, как учителя, так и учащихся.

Рассмотрим основные концептуальные положения личностно-ориентированного урока. Замысел заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации “окультуривания” их субъектного опыта;
  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  • содействие ребенку в развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  1. Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности
    каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
  2. Принцип индивидуализации. Индивидуальность является системообразующим свойствам личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
  3. Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектный отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс
    обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.
  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
  5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
  6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности. Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета
    личностных особенностей учащихся;
  • применение педагогических приемов для актуализации и обогащения
    субъектного опыта ребенка;
  • использование разнообразных форм общения;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  • избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве
    преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
  • использование учащимися таких речевых оборотов, как “я полагаю, что...”, “мне кажется, что ...”, “я думаю, что ...” и т.д.

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен прежде всего согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:

  • обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;
  • сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;
  • проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.

Завершая описание характерных черт личностно-ориентированного урока, необходимо подчеркнуть, что из их совокупности и взаимосвязи складывается целостный образ данного урока. Такой образ помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих питомцев. Педагогический анализ - это не только подведение итогов уже прошедшего урока, но и важное условие успешной работы учителя в будущем. Схема анализа личностно-ориентированного урока соответствует двум главным условиям: во-первых, она акцентирует внимание субъектов аналитической деятельности на особенностях личностно-ориентированного урока; и, во-вторых, важнейшей ее характеристикой стала краткость. (Приложение 2, Приложение 3). В работе представлены конспекты учебных занятий, включающие технологические приемы, используемые учителем для развития индивидуальности учащихся/

Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений разрешения названной проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Школа, использующая личностно - ориентированный подход, призвана сформировать у подрастающего поколения теоретическое мышление, передать учащимся среди других элементов опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

Необходимо осознать, что нет детей от природы интеллектуально пассивных, как нет и одинаково активных. Возможности детей постоянно обогащаются под влиянием достигаемой в учебном процессе активизации умственной деятельности.

Применение инновационных технологий позволяет не только сформировать продуктивное мышление, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения, а также ускорить изучение традиционного материала.

За личностно - ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что она преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо. Процесс овладения теорией и технологиями личностно - ориентированного обучения для учителя - это один из путей открытия самого себя, необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования.

Литература: 

  1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  3. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно-ориентированного урока // Завуч. 2000. № 6.
  4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. М., 1999.
  6. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5.
  7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.
  8. Щуркова Н.Е. Краткий справочник педагогических технологий. - М., 1997.
  9. Якиманская И. С. Технология личностно - ориентированного образования. - М., 2000.

Приложение 1

            Строение личностно - ориентированного подхода

Основные  понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность

Самоактуализации

Диалога

Личность

Индивидуальности

Игровые

Самоактуализированная

Субъектности

Рефлексивные

личность

Выбора

Педагогической

Самовыражение

Творчества и

поддержки

Субъект

успеха

Диагностические

Субъектность

Доверия и

Создания

Я-концепция

поддержки

ситуации выбора

Выбор

и успеха

Педагогическая поддержка

Приложение 2

           Схема анализа личностно-ориентированного урока

Аспекты анализа

Вопросы для анализа

1. Мотивационно-ориентационный

1.Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный  эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие   педагогические   приемы для этого были использованы?

2.  Насколько  точно и доходчиво разъяснены       целевые       ориентиры учебного   занятия?    Стали   ли   они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование  их  способности  к самопознанию и самостроительству?

2. Содержательный

1.    Является   ли    отобранный   учебный материал    адекватным    требованиям образовательной    программы,    цели, задачам и ведущим идеям урока?

2.  Смог     ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности   учащихся,   установить взаимосвязь  учебного   материала   с субъектным        опытом        ребенка? Насколько    изучаемое       является интересным  и   значимым  для школьников?

3.    Пытался   ли   учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом   явлении   или   процессе, выявить  в  нем  наиболее  важное  и характерное,  обнаружить     и установить      внутрипредметные  и межпредметные связи?

4.    Очевидна          ли           практическая направленность учебного материала? Какое     значение     он     имеет     для формирования эмоционально-волевой сферы,    ценностных    отношений    и творческих способностей ребенка?

3. Организационный

1. Какие         педагогические         приемы использовались   для   актуализации   и обогащение субъектного    опыта учащихся?

2. Применялись      ли      диалоговые      и полилоговые  формы  общения в ходе учебного занятия?

3. Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению       коллективного       и индивидуального выбора вида задания, формы и способов его выполнения?

  1. Создавалась   ли   на   уроке ситуация успеха     для     каждого     учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?
  2. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи    учителя?    Учитывались    ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?
  3. Присущ     ли     домашним заданиям дифференцированный характер?
  4. Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого материала на уроке?

4. Оценочно-результативный

1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

2. Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?

Приложение 3 

Сопоставительная характеристика личностно-ориентированного и традиционного уроков

Параметры

сравнения

Традиционный

подход

Личностно -

ориентированный подход

1. Теоретико-методологическая основа

Идеи традиционной педагогической парадигмы.

Идеи гуманистической

педагогики и психологии, философской и   педагогической антро-пологии.

2. Цели  использования:

Образовательная

Воспитательная

Формирование системы

знаний, умений и навыков в соответствии  с заданными стандартами, нормативными документами.

 Воспитание качеств, соответствующих ценностям, потребностям, социальному  заказу общества.

Формирование системы

знаний, умений, навыков, отвечающим    нормам и потребностям, интересам, способностям ученика.

Воспитание и само-воспитание в образова-тельном процессе комплекса качеств, обеспечивающих самореализацию личности в    различных сферах деятель-ности.

Саморазвитие личности в образовательном процессе. Создание педагогами условий для прогрессивного развития личности.

3.Субъект  (объект) деятельности

В   качестве обучающего субъекта -   учитель. Ученик   (обучаемый) не может   стать   подлинным субъектом, взаимодействующим с учителем. Он в значительной мере является объектом воздействия (исполнителем воли учителя, действующим по его программе).

Учитель и ученик находятся равноправных позициях субъектов учебного процесса, выпо-лняющих свои функции        и взаимодействующих в процессе их реализации.

4. Содержательные аспе-кты применения:

а) деятельность учителя

Анализ нормативно заданных и выдвижение собственных целей и задач обучения; перевод целей и задач на язык учащихся и формирование у них установки на усвоение соответствующих знаний, формирование умений   и навыков; отбор содержания обучения; выбор форм и методов обучения, про-ектирование своей дея-тельности и деятельности учеников; выбор средств обучения, наиболее эффективных с позиции учителя; организация учебной деятельности школьников; текущий контроль и коррекция  процесса обучения; итоговый  контроль  и оценка процесса и результатов деятельности.

Диагностика и анализ потребностей и возможностей учащихся; Формирование целей пе-дагогической деятельности в соответствии с запросами, потребностями, возможностями учащихся и существующими нормативами; ориентация в целеепологании на развитие личности учащихся, соз-дание необходимых для этого условий; выбор форм, методов, средств педагогического взаи-модействия, отвечающих   запросам и потребностям учеников; выбор содержания  с учетом интересов и потребностей учеников; помощь    школьникам в самоорганизации учебной деятельности.

б)     деятельность

ученика

Осознание  и     приятие

целей,  задач     учебной

деятельности,   заданных

учителем; осмысление   и   усвоение программного материала в соответствии                     с требованиями стандарта обучения, предъявляемыми в форме заданий учителя; самостоятельная

деятельность, ограниченная  заданными учителем рамками; темп    изучения раздела, курса,   заданный единым ритмом процесса обучения.

Выдвижение собственных целей   и   задач   учебно-познавательной деятельности, согласование их с нормативными требованиями, рекомендациями учителя; осмысление и усвоение программного   материала и материала, самостоятельно выбранного для изучения на   уровне,   отвечающем уровню     притязаний ученика; самостоятельная деяте-льность по выбору источников  информации, уровней изучения материала, способов самоконтроля    усвоения, форм оценивания; возможность овладения изучаемым материалам с различным темпом.

5. Организационно-деятельностные и отно-шенческие аспекты использования

Приемы и методы педагогики формирования, преобладание   субъектно-объектных       отношений. Главным     организатором совместной деятельности и     общения     выступает учитель. Взаимодействие

участников урока строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъект-объектных отношений               между учителем   и   учащимися. Совместная   деятельность жестко   регламентируется и       осуществляется  в строгом    соответствии    с

разработанным учителем

планом урока.

Приемы и методы педагогической поддержки,

доминирование субъектно –субъектных помогающих отношений.

Учащиеся являются полноправными организаторами       урока, происходящей     на     нем совместной деятельности.

Акцент      делается      на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного             опыта, проявлении его

индивидуальности.

Педагог      заботится      о создании ситуации

выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

6. Источники информации

Учитель     как   главный,

доминирующий  источник учебной информации; учебник и дидактические пособия; справочники, энциклопедии.

Программа     курса  как

организатор поиска информации; учебники,   дидактические пособия,       справочники, научно-популярная         и

другая литература.

7. Применение знаний,    умений, навыков

По заданию (прямому или косвенному) учителя;

применение     в   рамках

одного  или   нескольких

смежных предметов;

прямое  применение

научных знаний

Сочетание     применения

знаний       по      заданию

педагога с нициативным,

отвечающим    интересам

ученика применением;

применение   в  широком

поле междисциплинарных связей; применение     знаний     с переносом   из   сферы   в другие.

8. Оценка

Использование  пятибалльной       системы отметок в качестве измерителей уровня знаний,  умений  и навыков; оценивание  результатов деятельности; личность              ученика: «двоечник»,    «троечник», «хорошист», «отличник»; преимущес-твенно внешнее оценивание.

Использование различных

вариантов       оценивания,

использование многоба-льной системы оценивания знаний, умений и навыков; количественное                и качественное  оценивание инициативы,  творческого отношения     к     учению, проявляемых учеником в познавательном процессе; приоритет      самооценки,

взаимооценки в сочетании     с     внешней оценкой.

9. Продукт (конечный

результат) процесса

Исполнитель, запрограммированный   на наличие       обязательного внешнего        управления. Личность              с представлением о продолжении образования как исключительно

трудном, хотя, возможно, и необходимом   деле. Человек, привычно решающий стандартные задачи, но теряющийся при возникновении

нестандартных ситуаций.

Человек, легко становящийся в позицию как   исполнителя,   так   и организатора деятельности, в том числе творческой. Личность, для которой образование имеет смысл, личностную ценность, эмоциональную привлекательность.  Одна из ее существенных характеристик - свобода выбора в сочетании с осознанной

ответственностью за процесс и результаты деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...

Компьютерные технологии и их роль в воспитательном процессе

Презентация к материалу  "Использование личного информационного пространства для повышения эффективности  воспитательной работы".В презентации использовался конкретный материал по работе в и...

Итоговая аттестационная работа "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Итоговая аттестационная работа на тему "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОСТ"...

Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: - информационной (умение искать, анализировать, прео...

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов,направленных на внедрение исследовательского подхода...