Рекомендации педагогам по ИКТ
методическая разработка на тему

Гурьянова Марина Валерьевна

Важным элементом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять в учебе и на практике (ИКТ-компетентность).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации учителям начальных классов                по обучению детей и их родителей

основам информационной безопасности.

 С переходом в  2011 году всех образовательных учреждений России  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в школах произошли колоссальные перемены.    Важным элементом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять в учебе и на практике (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Ряд дисциплин начального образования позволяют привлекать   интернет для осуществления учебной деятельности.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.                         Работа на уроках ИЗО предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными, в частности: цифровая фотография, видеофильм, мультипликация. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Первые проекты защищаются детьми совместно с родителями, при использовании компьютера (создание презентации).

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.         Но неизменным для всех предметных уроков является необходимость школьника начальных классов пользоваться информационными ресурсами интернета. Хотя дети в этом возрасте уделяют интернету мало внимания, онлайновые изображения и звуки могут стимулировать воображение и развивать фантазию. У детей этого возраста обычно открытая натура и положительный взгляд на мир. Они гордятся приобретенными умениями, делятся новыми идеями. Они не только хотят вести себя хорошо, но и доверяют авторитетам и редко в них сомневаются. Дети могут быть очень способными в играх, выполнении команд на компьютере и работе с мышью. Однако они сильно зависят от взрослых при поиске сайтов, интерпретации информации из интернета или отправке электронной почты. Необходимо обращать повышенное внимание на нравственное воспитание младших школьников.                                                                                         Дети этого возраста должны выходить в интернет первоначально только под присмотром учителей или родителей на сайты, которые соответствуют возрасту и культурному развитию ребенка. Информационная политика учебных учреждений, как правило, жестко регламентируется. То есть учителя не имеют возможности устанавливать на школьные компьютеры различные программы и производить настройки. Однако учителя-предметники должны иметь представление о безопасном использовании интернета для возможного изменения информационной политики своего учебного заведения и для организации рекомендаций при общении с родителями учеников.                                                         Дальнейшая рекомендация предназначена для учителей начальных классов. Если взрослые по каким-то причинам решили, что ребенок младшего возраста должен иметь доступ в Интернет, то для комфортного и безопасного способа, позволяющего просматривать интернет-страницы можно установить специальный детский браузер Gogul.tv, который является дополнением к известному браузеру Firefox. На странице www.gogul.tv достаточно подробно рассказывается о возможностях и правилах использования данной программы. Если же принято решение использовать стандартные браузеры, то можно порекомендовать работу по программе Opera с настроенной экспресспанелью. Экспресс-панель представляет собой панель закладок на интернетресурсы в виде очень крупных и четких значков, по которым невозможно промахнуться курсором.

Закладки взрослые определяют сами, тем самым задавая страницы, которые может посещать ребенок. Подобие экспресс-панели под названием Fast Dial или Speed Dial существует у браузеров Firefox и Chrome, но с меньшей четкостью изображения.

Несмотря на то, что системой закладок, представленной  на экспресс- 17 панели, задаются интернет-ресурсы, рекомендованные детям для посещения, необходимо установить средства блокирования нежелательного материала (например, отечественные ICensor, NetPolice, KidGid, или иностранные локализованные программные продукты, такие как ContentKeeper, K9 Web Protection и другие). Это  как дополнение, но не замена непосредственного родительского контроля и надзора.  Принцип работы этих программных систем основан на составлении так называемых «чёрных» и «белых» списков, которые предлагаются разработчиками, но и   сами взрослые могут дополнять и изменять их. В списки входят слова, нежелательные для прочтения, и, соответственно, блокирование просмотра интернет-страницы, содержащей «запрещённые» слова. К сожалению, рисунки, фотографии или видео- и флеш-ролики невозможно таким образом блокировать, если только они не содержат в описании текст, сопровождаемый «запрещёнными» словами. Доступ к управлению подобными программами-фильтрами осуществляется по паролю, который  взрослые должны запомнить и записать, но не сообщать детям. Удаление подобных программ возможно только по данному паролю, поэтому ваш ребёнок без пароля не сможет остановить или удалить фильтр. К сожалению, даже на рекомендованных детских интернет-ресурсах бывает размещена реклама, содержащая непристойные или даже запрещённые изображения.         Программы-фильтры работают, как было указано, только по словам и не имеют возможности блокировать просмотр подобных интернетстраниц. Также существует встроенная в операционные системы или программыфильтры и защитные программы возможность «родительского контроля». Это позволяет ограничить по времени использование компьютера ребёнком. Например, вы можете задать только два часа каждый день: от 12.00 до 14.00 для использования компьютера ребенком для выхода в Сеть. Когда маленькие дети начинают осваивать Сеть, остальные члены семьи должны служить для них примером.                                                 Необходимо рассказать детям о недоверии к неизвестному собеседнику и конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок придумал себе логин или так называемое «имя пользователя», помогите ему выбрать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.                 Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный контент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым. Использование даже специальных детских социальных сетей или детских многопользовательских игр позволяет ребёнку общаться с неизвестными участниками, среди которых могут оказаться не только дети, но и социально нежелательные личности. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.                                 Итак:

  1. Перед первым выходом вашего ученика в Интернет как можно четче оговорите правила пользования сетью.
  2. Обсудите с ребенком, куда ему можно заходить (возможно, на первых порах стоит составить список сайтов), что можно и что нельзя делать, сколько времени можно находиться в интернете.
  3. Сообщите ему о том контроле, который вы намерены осуществлять: проверка посещенных ребёнком страниц, контроль времени, проведенного в Сети, проверка адресов электронной почты.
  4. Объясните ребёнку, что вы доверяете ему и заботитесь о его безопасности.
  5. Договоритесь с ребёнком о соблюдении им следующих правил:
  • cообщить родителям свое регистрационное имя и пароль, если ребенку разрешено участвовать в чатах или блогах, e-mail адрес и пароль почтового ящика;
  • никому, кроме родителей, эти сведения сообщать категорически нельзя;
  • не сообщать без разрешения родителей, для каждого отдельного случая, личную информацию (домашний адрес, номер телефона, номер школы, место работы родителей);
  • не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет;
  • сразу обратиться к родителям, если ребенок увидит нечто неприятное, тревожащее, угрожающее на сайте или в электронной почте;
  • не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым ребенок познакомился в сети;
  • если кто-то предлагает ребенку какой-то необычный "секрет" - тут же сообщить об этом родителям;
  • не скачивать, не устанавливать, не копировать ничего с дисков или из интернета без разрешения родителей на каждый отдельный случай;
  • не делать без разрешения родителей в интернете ничего, что требует оплаты;
  • проявлять уважение к собеседникам в интернете, вести себя так, чтобы не обидеть и не рассердить человека.
  • в течение некоторого времени сопровождайте ребенка в его путешествиях по сети для того, чтобы убедиться, что ребенок соблюдает ваш уговор.
  • периодически проверяйте в браузере журнал посещённых ребёнком интернет-страниц. Конечно, журнал можно очищать, но не всякий ребёнок умеет это делать.

 Темы бесед с 1 по 11 классы могут быть следующие:

  • - «Интернет среди нас»;
  •  - «Я и мои виртуальные друзья»;
  •  - «Интернет в моей семье»;
  •  - «Мой Интернет»;
  •  - «Интернет и природа»;
  •  - «Мой социум в Интернете»;
  •  - «Интернет и моя будущая профессия»;
  • 1. Лекция «Проблемное обучение, визуализация».
  • 2. Практические и семинарские занятие «Деловая игра», разбор конкретных ситуаций, практическая работа, технология развития критического мышления, технология «Дебаты», авторская мастерская
  • 3. Реферат, проектирование Проектная деятельность, исследовательская работа   «Интернет в современной школе»; - «Интернет и мое здоровье» и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Заикание. Рекомендации педагогам и родителям

В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом....

Рекомендации педагогам

Рекомендации педагогам по профилактике суицидгого поведения подростков...

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными и гиперактивными детьми.

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляет...

Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Спортивно-воспитательная работа с юными боксёрами"

Данный материал рассказывает о том что наряду  с тренировочным процессом в боксёрской секции должен ещё быть и воспитательный аспект...

Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Возрастные особенности учеников занимающихся боксом"

При занятии боксом педагогу нужно обязательно учитывать возрастные особенности своих воспитанников...

Методические рекомендации педагогу. Урок-исследование

Методические рекомендации педагогуУрок-исследование...