Заседание МО: Образовательные технологии
учебно-методический материал по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_oktyabr_2018.rar1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения.

Основные образовательные технологии.

                                «Современный педагог - не тот, кто учит, а тот,

                                кто понимает и чувствует, как ребенок учится,

                                как проходит его становление».

                                                                                (Л.С. Выготский)

                                                                   «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,                                                                 то и в жизни он будет только подражать, копировать»                                                                                                  (Л.Н. Толстой)

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Для того чтобы применять инновационные технологии в своей педагогической деятельности у меня возникла необходимость сначала их изучить. Что же такое технология?

Я проанализировала несколько различных понятий образовательной технологии, на мой взгляд Г. М. Коджаспирова дает самое точное понятие.  

Она говорит, образовательные технологии- это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника. Хочу подчеркнуть, что именно СИСТЕМА действий будет давать плодотворный результат.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

        В своей работе я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

     Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на каждой из перечисленных технологий. Я не хочу вдаваться в теорию, оперируя научными терминами, поэтому мой доклад будет основан на конкретных примерах из моей педагогической практики.

  1. Технология проблемного обучения

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и я научусь".

               Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

        Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Приведу пример отрывка урока в 1 классе по теме: «Число и цифра 0.»

Задача.

Зимой ребята из комков

Слепили пять снеговиков.

Весна пришла, сошли снега,

И солнце припекало.

И на глазах у ребятни

Снеговиков не стало.

Тепло сыграло свою роль,

Фигурок было пять, а стало … (ноль) слайд

 Постановка учебной проблемы.

- Ребята, слышали ли вы о таком числе 0?

- Хорошо, следующее задание у нас, обвести полученный результат на числовом луче. Можем ли мы выполнить это задание прямо сейчас?

- Почему? (нет, мы ее еще не изучали).

- Кто же догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? Слайд

- Но мы пока не можем записать цифру 0 в наш числовой ряд. Почему? (потому что не знаем, как эта цифра пишется).

- Значит чему мы будем учиться? (писать цифру 0).

- А мы знаем, какое количество предметов обозначает число 0? (нет).  Дожны будем научиться? (да).

2.Игровая технология.

        Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

        Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры. На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

 Примеры игр: «Доскажи словечко», «Засели домики», «Брейн-ринг», «Игра в рифму», «Назови соседей числа».

3. Технология критического мышления

        Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

      Состоит эта технология их 3-х основных этапов:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ - получение новой информации;

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия) - анализ всего процесса изучения материала.

Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

  • приём «Чтение с остановками»;
  • приём «Корзина идей»;
  • приём «Составление синквейнов»;
  • приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
  • таблица;
  • написание творческих работ;
  • «Верно – неверно».
  • Прием «Инсерт»

        Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира.  Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Приведу пример отрывка урока окружающего мира по теме: «Почва».

       Этап «Вызов»

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле  почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

        Этап «Осмысление».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

       Этап «Размышление» (рефлексия).

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Приём «Синквейн»

Почва - существительное

Живая, неживая, - 2 прилагательных

Разрушают, беречь, выращивать – 3 глагола

1см образуется за 300 лет! - 1 предложение

Земля-матушка – синоним 1 слова

4. Здоровьесберегающая технология.

        Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

-Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

-Если вода прозрачная, она чистая? Ответ: Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

5. Технологии дифференцированного обучения.

        Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

Приведу пример опроса домашнего задания и оценивания учащихся

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.

Солидарный опрос.

       Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаюсь к классу с вопросом: «Кто поможет выполнить это задание?» Затем из числа желающих выбираю объясняющего, предлагаю ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

       Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.

       Также возможно применение данной технологии на уроках математики.

К примеру, при решении задачи можно разделить класс на 3 группы (по качеству знаний): необходимый, базовый, повышенный.

Необходимый  уровень - решить задачу, записать ответ.

Базовый уровень - сделать краткую запись или чертеж, решить задачу, записать ответ.

Повышенный уровень - сделать краткую запись или чертеж, решить задачу, записать ответ, решить вторым способом, либо решить задачу, обратную данной.

6. Технология “Портфолио”.

        В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио».  Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.

        Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.

        Создание «Портфолио» -  долгосрочная программа.   Под моим руководством она  проходит 4 года.

В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы.  С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем  в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.

В конце учебного года традиционно проходит  классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».

7. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Существует много методов исследования, но я бы хотела остановиться на методе «Эксперимент».

К примеру, урок чтения в 1 классе. Тема «Слог. Ударение.»

     Когда произносишь слово по слогам, получаются толчки с выдохом. Каждый толчок равен слогу. Следовательно, слог – это звук или сочетание звуков, произнесенных с одним толчком воздуха. Например, слово «космонавт» по слогам произносится так: кос–мо – навт. Если зажечь свечу, поднести ее ко рту и произнести это слово по слогам, пламя трижды заколеблется, а при последнем слоге погаснет. Последний слог – ударный, его произносим с большей силой.

    В своей работе я использую не свечу, а кулачок под  подбородок. Сколько раз подбородок коснулся кулачка, столько и слогов в слове.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
        Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в начальной школе"

Доклад зачитан на заседании методического объединения учителей начальных классов и описывает различные способы использования современных образовательных технологий на уроках в начальных классах...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....

Доклад на заседание ШМО учителей начальных классов.Тема: «Эффективность урока через применение современных образовательных технологий»

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различн...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...