Учимся исследовать. Аргументируем и обобщаем при решении учебных задач в начальной школе
статья на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Аргументация (доказательство /действие подведения под понятие/ – это факт или довод, подтверждающий (доказывающий) что-либо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx57.86 КБ

Предварительный просмотр:

Как же разобраться в этом потоке слов?

Учимся исследовать. Аргументируем и обобщаем при решении учебных задач в начальной школе

Дендебер И.А., Трубникова О.И., Швецова О.В., МБОУ школа №34 городского округа

 г. Воронеж

Учимся аргументировать.

Аргументация (доказательство /действие подведения под понятие/ – это факт или довод, подтверждающий (доказывающий) что-либо.

Применяется тогда, когда необходимо четко прояснить позицию.

Чтобы что-то доказать, мы вначале приводим аксиому (то, что не нуждается в доказательстве), затем сравниваем наш объект с аксиомой и делаем вывод.

Пример. Как определить, относится ли пшеница к семейству злаковых?

Порядок действий:

1. Растения семейства злаковых имеют мочковатую корневую систему, стебель соломину, параллельное жилкование листа.

2. Растение пшеницы имеет указанные параметры.

3. Вывод – пшеница относится к семейству злаковых.

Пример. Урок литературного чтения.

Как определить, относится ли произведение «Кот в сапогах» к жанру сказки?

Порядок действий:

1. В произведении животные разговаривают как люди, есть волшебство.

2. Произведение имеет указанные параметры.

3. Вывод – произведение «Кот в сапогах» относится к жанру сказки.

Урок русского языка

Из предложенных слов выбрать только имена прилагательные.

Порядок действий:

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой»?, «какая»?, «какое»?, «какие»?, .

2. Выбранное слово имеет указанные параметры.

3. Вывод – выбранное слово – имя прилагательное.

Урок окружающего мира

Рассмотрите листья и объясните, у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.

Порядок действий:

1. Если пластинка одна, то лист называется простой.  Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный .

2. Выбранный лист имеет указанные параметры(несколько пластинок/ одна пластинка).

3. Вывод – выбранный лист с простой/сложной пластинкой.

Учимся обобщать.

Обобщение – мыслительная операция, предусматривающая объединение общих свойств однородных предметов.

Мыслительную операцию обобщение проводят тогда, когда задание начинается со слов: «обобщите факты, признаки». Операция обобщение может быть положена в основу составления таблиц.

Пример. Урок русского языка

Обобщите материал темы «Части речи» и отразите материал в таблице.

Порядок действий:

- выделяем предмет обобщения: части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждой части речи, строим таблицу, где фиксируем перечень критерии, по которым будем производить обобщение (часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает);

- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение отличительных особенностей каждой части речи.

Урок окружающего мира

Обобщите материал темы «Природные зоны России» и отразите материал в таблице.

Порядок действий:

- выделяем предмет обобщения: природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. , высотная поясность. 
- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждой зоне, строим таблицу, где фиксируем перечень критерий, по которым будем производить обобщение (животные, растения, природные условия);

- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение отличительных особенностей каждой природной зоны России.

Или

Обобщите материал темы «Какие бывают растения» и отразите материал в таблице.

Порядок действий:

- выделяем предмет обобщения: растения деревья, кустарники, травянистые.

- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждой  группе, строим таблицу, где фиксируем перечень групп и критерии, по которым будем производить обобщение (корневая система, ствол, листья, цветы, плоды)

- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение отличительных особенностей каждой группы .

Урок математики

Обобщите материал темы «Математические законы» и отразите материал в таблице.

Порядок действий:

- выделяем предмет обобщения: формулы по математике: переместительное свойство, сочетательное свойство, распределительное свойство, вычитание суммы из числа, свойства деления, свойства умножения. 
- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждому закону, строим таблицу, где фиксируем перечень критерий, по которым будем производить обобщение (название, формула, условные обозначения, формулировка);

- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение знаний о математических законах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

Из опыта работы  «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»  Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...

Решение проектных задач в начальной школе

РЕФЕРАТ по программе дополнительного профессионального образования «Технологии развивающего обучения в начальной школе» на тему: Решение проектных задач на уроках в начальной школе...

"Подход к решению текстовых задач в начальной школе" Мастер-класс.

Мастер-класс для учитетей  по теме "Подход к решению задач в начальной школе". Решение текстовых задач -  актуальная проблема  для группы учащихся.Статья сопровождается презентацией опы...

Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе

Данный материал содердит описание приемов, которые можно использовать в обучении решению задач....

Учимся исследовать. Анализируем и сравниваем при решении учебных задач в начальной школе

Анализ – практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта, или...