Особенности влияния информационной среды и разработки мультимедийных программ для начальной школы.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Новикова Светлана Викторовна

В настоящее время школа и Интернет тесно взаимовязаны. В статье рассмотрена эта глобальная тема. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны влияния Интернета на учащихся. Разработка мультимедийных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности влияния информационной среды и разработки мультимедийных программ для начальной школы.

Новикова С.В.

ГБОУ СОШ № 191 с углубленным изучением иностранных языков school191r@mail.ru 

В настоящее время школа и Интернет взаимосвязаны. Поскольку сейчас сложно найти ребенка, не использующего компьютер, поэтому дети очень быстро овладевают информационными технологиями. Как все новое, Интернет и компьютер создают и проблемы, отсюда можно обозначить положительные и отрицательные аспекты взаимодействия Человека и Компьютера, и Интернета в частности. Эта глобальная тема будет актуальна ещё очень долгое время, ведь от того умеет ли ребенок пользоваться компьютером зависит его дальнейшее будущее, т.к. основной объем информации современный человек получает именно от компьютера, от обычных новостей до блогов и постов в соцсетях, а обладание актуальными знаниями – это путь к успешной карьере. Поэтому сейчас трудно найти родителя, которого не волновала бы излишняя увлеченность ребенка компьютером и Интернетом.

Какие же положительные и отрицательные моменты мы может выделить? Итак, плюсы: а) поиск большого количества справочной информации и простой доступ к ней; б) можно отыскать темы для реферативных и исследовательских работ; в) проведение олимпиад (в том числе и дистанционных), а также учащиеся могут пройти интересующий их задания и определить уровень своих знаний; г) Интернет помогает создать педагогам занимательные занятия, заинтересовать учащихся в преподаваемом предмете; д) для учащихся начальной школы можно найти большой количество мультфильмов и обучающих игр; е) формирует умение работать с информацией: анализировать и загружать ее, обрабатывать, применять; ж) обеспечивает досуг ребёнка.

Как у медали две стороны, так и данная проблема обладает отрицательной стороной: а) большое времяпровождение за компьютером приводит к различным проблемам со здоровьем, как с физической точки зрения (нарушается осанка, ухудшается зрение и т.п.), так и с психологической (умственные и эмоциональные нарушения и др.); б) потеря интереса к печатным изданиям, поскольку в Интернете возможно отыскать нужную книгу в сокращении или просто посмотреть фильм; в) получение и распространение ложных данных, возникновение неверных представлений об объектах, процессах и явлениях; г) много «опасной» для подрастающего поколения информации: религиозные секты, асоциальные сайты, тайные сообщества (самоубийцы, фанаты и др.), экстремистские сайты (представители молодёжной субкультуры, как правило, агрессивно настроенные, неонацисты и др.), реклама насилия, порнографические сайты, нецензурная лексика, психологическое давление, мошенники и маньяки [1].

Можно ли решить эту проблему: запретить или разрешить контакт с «цифровым другом»? Компьютер органично вписался в школьную жизнь и стал очень эффективным инструментом, благодаря которому можно очень разнообразить процесс обучения. Урок, в котором задействован компьютер, вызывает у учащихся эмоциональный подъем, даже «слабые» дети хорошо владеют компьютером, а неверные решения в связи с отсутствием соответствующих знаний стимулирует их спрашивать у учителя или самим находить нужную информацию во время процесса обучения [3].

Получение новых знаний привлекает и учителей: они, гораздо точнее, смогут выявить уровень знаний ребенка и его способности, понять его, стимулирует открывать иные, нетривиальные формы и методы обучения. Это огромная область для развития и проявления креативности, как преподавателей, методистов, психологов, так и тех людей, которые умеют и желают работать и развиваться, стремиться понять интересы и запросы современных детей, а также тех кто любит детей и отдает им частичку себя.

Можно ещё долго дискутировать на данную тематику, выискивать положительные и отрицательные стороны влияния Интернета и компьютера на обучающихся, рассматривать степень их влияния, рассуждать превалируют ли плюсы над минусами и т.д., но однозначно можно сказать одно, компьютер – враг тогда, когда он единственный друг...

Соответственно и учитель, тоже должен идти в ногу со временем – должен стать мобильным и способным быстро овладеть новыми технологиями, а не находиться в плену стереотипного, шаблонного мышления. Если молодого специалиста обучают по новым технологиям и на современном оборудовании, то как же тяжело перестроиться и научиться работать по-новому педагогам старшего поколения, которых этому не учили, ведь компьютеров тогда не было! Да, для учителей есть большое количество курсов, семинаров и т.д., где они могут повысить своё мастерство, научиться чему-то новому, но в большинстве своем они подразумевают владение компьютером хотя бы на уровне «пользователь», что опытным педагогам даётся крайне трудно, но компьютер – это мощный дидактический инструмент в обучении школьников, а значит нужно учиться. Люди, эффективно и умело пользующиеся компьютерными технологиями и информацией, имеют совершенно иной, отличный от других людей, стиль мышления, они по-другому оценивают возникающие проблемы и ищут пути их преодоления, по-другому организуют свою деятельность.

В 2001 году принята федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», она демонстрирует важность использования в образовании телекоммуникационных и компьютерных технологий, а так же необходимость возможности доступа к уже имеющимся электронным образовательным порталам и ресурсам, и планомерного создания новых. Педагог принимает активное участие в создании электронных учебных пособий, а они освобождают его от скучной и однообразной работы на уроке.

Сейчас технические средства обучения, применяемые в процессе обучения, являются лишь вспомогательным инструментом на уроке. Основная роль в обучении принадлежит, как и прежде учителю –интерпретатору знаний. Диалог педагога с ребенком в классе является главным каналом передачи знаний. Введение компьютеров в процесс обучения способствует созданию обширной базы справочного и иллюстрированного материала, представленного различным образом: в виде текста, графики, анимации, звуковых или видеофрагментов. Компьютер выступает не только  просто проводником, обеспечивающим общение между учеником и педагогом, но и непосредственным участником учебного процесса (при наличии соответствующего программного обеспечения – мультимедиа-программы). В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а значит без помощи мультимедийных программ, сложно привлечь внимание ребёнка. Поскольку компьютер имеет возможность хранить и представлять мультимедиа-информацию, то можно реализовать дистанционное обучение. Интерактивные мультимедиа-программы задействуют нужные виды деятельности ребёнка: умственную и физическую, речевую и перцептивную, а это позволяет ускорить процесс усвоения учебного материала, даёт возможность учащимся получить практические навыки, а учителю – проверить уровень и качество знаний. Дистанционное обучение, предполагающее обучение на расстоянии с применением мультимедиа-программ, уже практически зарекомендовало себя как перспективная форма обучения. [4]

Создание электронного учебника является основным этапом при проектировании мультимедиа-программы. Подготовленную разработчиком начальную учебную информацию (графика, текст, мультимедиа) нужно перевести в электронный вид и разместить на необходимых для этого носителях. Материал, используемый в интерактивной части, следует скомпоновать в соответствии с идеей автора в интерактивные кадры таким образом, чтобы, учащийся сам мог выбирать темп и, в определенных рамках, последовательность изучения материала, причем с другой стороны – процесс обучения должен оставаться управляемым. В результате использования соответствующего инструментального средства (системы программирования или программы-конструктора) для объединения материала и пользовательского интерфейса, появляются соответствующие модули, с которыми и работает обучаемый. Продуманный пользовательский интерфейс значительно упрощает работу с программой, а применение стандартов позволяет пользователю не тратить всё своё свободное время на его освоение. Современные, обновленные программы, используют графический интерфейс, который построен достаточно универсально, что сильно упрощает работу с различными программами. Знание разработчиком различных интерфейсных решений позволяет ему создать мультимедиа-программы, в которых наиболее эффективно собрана учебная информация и задействованы все каналы восприятия информации.

Текст – наиболее традиционная форма подачи учебной информации и компьютер позволяет организовать интерактивную работу с текстом. Осуществить это можно как через механизм гипертекста (переход от одного документа к другому по ключевым словам), так и через изменение его визуальных параметров – цвета, начертания и т.п. Это придает тексту новое дидактическое качество. Для превращения обычного текста в интерактивный иерархический гипертекст требуется выполнить ряд дополнительных действий, соответственно необходимо [2]:

1. Провести структурирование текста, во-первых, разбить его на отдельные смысловые модули по содержанию, и, во-вторых, разбить информацию в каждом модуле по уровню важности (основной текст, комментарии, дополнительные сведения и т.д.), превращая экранный кадр в многослойную иерархическую структуру, навигация, по которой осуществляется при помощи гиперссылок, в них могут использоваться выделенные элементы текста (ключевые слова), рисунки или их фрагменты, а также элементы стандартного графического интерфейса (кнопки, переключатели и т.п.).

2. Организовать общую систему навигации по курсу и продумать возможные связи между модулями, позволяющие (там, где это педагогически обосновано) обеспечить легкий переход от одного модуля к другому.

Кроме того, оформление текста может быть не статическим, а динамическим, меняясь в зависимости от действий пользователя. При выводе текстовой информации на экран важно учитывать, что восприятие человеком информации, выведенной на экран монитора, существенно отличается от восприятия той же информации, напечатанной на листе бумаги (даже при сохранении цветового и шрифтового оформления). Человек, читающий книгу, более свободен в выборе позы, чем человек, читающий текст с экрана (при работе с компьютером необходимо манипулировать клавиатурой или "мышью"). Дополнительный психологический дискомфорт может быть вызван неправильным выбором цветовой гаммы или злоупотреблением различными гарнитурами шрифтов. Эти моменты необходимо учитывать при подготовке текстовой составляющей мультимедиа-программы.

Иллюстративный материал, такой как: рисунки, схемы, карты, репродукции и другое, могут существенно облегчить восприятие школьной программы. В печатном издании, иллюстрации должны присутствовать всегда одновременно с текстом, а в компьютерной версии они могут вызываться по мере необходимости, с помощью соответствующих элементов пользовательского интерфейса. Компьютерная иллюстрация, так же как и текст, можно сделать интерактивным. Подбирая иллюстративный материал важно следовать единому стилю подачи видеоряда (особенно если вы используете видео из разных источников) и избегать раздражающей пестроты. Особое внимание следует обратить на подбор иллюстраций в высоком качестве.

Отдельные фрагменты лучше всего сделать в мультимедийном формате. При этом нужно стараться органично вписать их в структуру курса чтобы не возникало ощущения лишнего элемента, вставленного "для красоты". Их нужно использовать там, где наличие данных фрагментов будет наиболее актуально для получения наибольшего дидактического эффекта, раскрывающего содержание учебного материала.

Под мультимедиа информацией обычно понимается анимация, слайд-шоу, аудио и видеозаписи. Особенность этих средств, задействованных в обучающих программах, заключается в том, что все они даны в цифровом виде и, значит, не требуют разнообразных носителей и аппаратуры. Все мультимедиа возможности интегрированы в одном устройстве – компьютере. При использовании аудио- и видео фрагментов стоит учитывать, что компьютерный мультимедиа-курс интерактивен по определению и применение длинных монологов при статическом экране (а также длинных видеофильмов) в нем противоестественно – для их прослушивания (просмотра) лучше воспользоваться аудио- или видеоплейером.

Включение аудиоподдержки является необязательным для мультимедиа-программ, однако, наличие звука может дать положительный эффект. Аудио комментарии разработчика помогут придать материалу эмоциональную окраску, а зачастую (при необходимости) и повторить еще раз текст, подчеркивая его важность. Эффективным средством подачи учебной информации служит слайд-шоу – видеоряд с синхронным звуковым сопровождением [2].

При изучении динамических процессов очень важно использовать зрительные образы. Стоит отметить (при всех своих достоинствах), что анимация имеет существенный недостаток – отсутствие интерактивности. Иногда ее можно имитировать, предварительно подготовив несколько анимационных версий, соответствующих различным действиям обучаемого, однако существуют ситуации, когда изменения на экране должны соответствовать действиям ученика в режиме реального времени.

Таким образом, резюмируя все выше сказанное, мы понимаем, что педагогу необходимы не только профессиональные знания, но и знания в области компьютерных технологий, дизайна, сценарного и актерского искусства и еще многие другие знания и навыки. Нужна группа единомышленников и необходимое оборудование с программным обеспечением. Поэтому, создание эффективных мультимедиа-программ – достаточно сложная и трудоемкая работа, а их создание только силами автора, без привлечения специалистов по мультимедиа-технологиям, практически невозможно. Но готовый продукт приносит удовлетворение не только учащимся, но и педагогам-создателям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Никифорова Н.А., Терентьева С.В. Влияние информационных технологий на здоровье школьника. // Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко – М., ООО ONEBOOK.RU 2013 – C. 26.

2. Сетевое издание “Центр дистанционного образования «Прояви себя» http://www.cdops.ru

3. Андреев И. Л., Березанцев А. Ю., Назарова Л. Н. Новые технологии - новые патологии: Интернет и здоровье человека // Человек и его будущее. М., 2012. С. 432-440.  Кара-Мурза С. Г. Кризисное обществоведение. М., 2011. С. 112.

4. Бучкова, А. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях? / А. Бучкова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2017. - № 1. - С. 67-73 : цв. ил. - ISSN 0012-561X. Вред и польза раннего приобщения ребенка к девайсам и интернету. Рекомендации по подбору и     использованию игровых программ.

5. Давыдов А. А. Социология изучает блогосферу // Социологические исследования. 2008. N 11. С. 92-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование общеучебных навыков посредством систематизации и интеграции мультимедийных обучающих программ в начальной школе для детей с ЗПР.»

Обучение детей, по своей природе  и по особенностям его организации,  процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний...

Использование мультимедийных презентаций в начальной школе

 Из-за увеличения умственной нагрузки на уроках снижается   у    учащихся интерес к изучаемому предмету и  их активность на протяжении урока...

Использование мультимедийного оборудования в начальной школе

Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях ...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...

Воспитание гражданственности и патриотизма посредством мультимедийной информационной среды ПервоЛого во внеурочной деятельности в начальной школе. Создание анимационного проекта «Сноубордист».

Это конспект занятия по внеурочной деятельности в мультимедийной среде ПервоЛого. Создание анимационного проекта "Сноубордист". В занятии совмещаются такие понятия как воспитание гражданственности и п...

Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...