Статья "Арт-технологии в работе учителя"
статья на тему

Тычинина  Галина Александровна

Атр-технология способствует развитию мотивационной сферы учащихся , сохранению и укреплению их психологического здоровья, развитию креативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_art-tehnologii.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-технология в работе учителя

Основная задача образования сегодня - сформировать у ученика желание учиться, умение видеть проблему с разных сторон, находить ответ на вопрос и применять знания и умения в различных ситуациях. Именно поэтому в настоящее время, когда образовательные учреждения перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт, привычная форма организации обучения, урок, сохраняя внешние признаки, кардинальным образом меняется.

Арт-технология – инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение арт-технологии в учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении находится только на стадии становления, чаще всего применяется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако опыт применения арт-технологии сейчас открывает ее преимущества в работе со школьниками. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния. Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Методы, используемые арт-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широко круга учебно-воспитательных задач.

Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.

Индивидуальная форма работы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика.

При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях.

Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.

Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.

Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.

Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.

Формы и приемы современных арт-технологий  многообразны, что дает возможность использовать их на разных этапах урока: его начало, изложение нового информационного блока, закрепление пройденного, домашнее задание.

Данная технология требует подготовки самого преподавателя к инновационной деятельности, умения гармонично вписать данную технологию в учебную деятельность младшего школьника.

Основными этапами проектирования арт-технологии являются:

1) подготовительный  этап;

2) организационный этап;

3) деятельностный этап;

4) этап рефлексии.

Подготовительный  этап заключается в осмыслении целесообразности данной технологии на конкретном уроке или внеклассном мероприятии. Затем учитель выбирает подходящую форму работы с учащимися, подбирает необходимые материалы.

Цель организационного этапа заключается в сообщении участникам информации о теме арт-занятия, цели, задачах, содержании деятельности.

В начале арт-занятия необходимо рассказать учащимся, в чем будет заключаться их последующая работа, обозначить правила совместной работы (что можно делать, а что нет, какие материалы стоит использовать, а какие нет). Если занятие будет проводиться не со всем классом, а только с определенной выделенной группой, учителю необходимо заранее продумать, как тактично объяснить ученику, почему для арт-занятия выбрали именного его. Кроме того, учитель должен определиться с местом проведения арт-занятия. Это может быть и классная комната, и кабинет психолога, и актовый зал. Выбор места проведения арт-занятия зависит от поставленных учителем цели и задач. Место проведения арт-занятия должно способствовать созданию непринужденной обстановки, атмосферы доброжелательности и доверия. Необходимо также определить подходящее время и длительность выполнения задания.

Принципиально важным является получение добровольного согласия детей на участие в арт-занятии и установление доброжелательных отношений с учащимися, создание атмосферы защищенности, терпимости.

Деятельностный этап позволяет позволяет обучающимся , работая непосредственно над темой урока, проявить себя, свои способности и возможности в непосредственной творческой деятельности.

Основные задачи педагога на данном этапе следующие:

· обеспечение высокой степени эмпатии, обозначение пространственно-временных границ выполнения задания с использованием технологии;

· четкое обозначение задания, круга предметов и материалов, которые может использовать ученик для выполнения поставленного перед ним задания;

· контроль со стороны педагога за ходом выполнения задания с помощью вопросов о том, какие чувства ученик испытывает от выполнения творческой деятельности, какие фантазии, образы, идеи возникают в его представлении.

В непосредственной деятельности учащиеся получают возможность изобразить свои предыдущие и текущие переживания, эмоции, чувства в создаваемом продукте своего творчества.

Учителю важно провести детальное наблюдение за тем, как учащиеся выполняют поставленное пред ними задание, какие эмоции отражаются на их лицах, какие уточняющие вопросы они задают. Полученная информация будет полезна учителю для подведения итогов урока.

Этап рефлексии направлен на получение информации о результативности проведения занятия. Учителю необходимо создать условия для выражения учащимися своих переживаний, чувств, эмоций, которые они испытали при выполнении задания

Арт-технология несомненно обладает рядом достоинств, это превосходное средство работы с детьми, с целью сохранения их психологического здоровья, повышения учебной мотивации, и, в следствии этого- повышения качества образования младших школьников. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Кроме того, арт-технология позволяет вовлечь в работу детей с разным уровнем способностей и возможностей, позволяет каждому ребенку работать на его собственном уровне, способствует формированию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Используемая литература:

  1. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200 с.
  2.  Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.
  3.  Копытин А.И. Арт-терапия – СПб.: Питер, 2001. – 421 с.
  4.  Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002. – 245с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Мастерская учителя "Физминутки - здоровьесберегающий ресурс в работе учителя"

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, а именно:   - физ...

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....


 

Комментарии

Тычинина  Галина Александровна

Использование арт-технологии-это интересно!

Боровец Оксана Сергеевна

Спасибо, буду использовать в работе!!!