Выступление на ШМО
статья на тему

Скрипкина Елена Михайловна

                На пути духовно-нравственного воспитания самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов   МБО «СОШ №14» г. Сергиева Посада Московской области

10.01.2018г.

Учитель начальных классов Скрипкина Елена Михайловна

Тема: « Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.»

                       

   В середине девяностых годов

архимандрита Кирилла (Павлова) спросили:

 «Батюшка, возможно ли возрождение нашей страны?»

После длительной паузы батюшка ответил:

 «Надо поднять нравственность.

Только тогда можно говорить о возрождении России.»

                В наше время общество пришло к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества. Сегодня всё больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания и поиска путей, оптимизирующих этот процесс.

               В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

                На пути духовно-нравственного воспитания самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

        В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. 

        В содержание   работы  закладывается огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами учебников разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

            На уроках русского языка и литературного чтения закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово формирует душу ребёнка .  На уроках  пишем  сочинения – рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Программа по «Литературному чтению»  позволяет юным читателям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, просмотр мультфильмов и детских кинофильмов помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме. 

            На уроках музыки формируется общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. 

           Среди  важнейших  направлений  по  духовно-нравственному  и  патриотическому  воспитанию  на  уроках  изобразительного  искусства  можно  выделить  следующие  значимые  темы. Родина  моя  —  Россия.  Искусство  —  это  особый  мир  прекрасного.  Природе  принадлежит  весьма  важное  место,  поскольку  прекрасное  в  природе  всегда  перед  глазами.  Роль  художника  —  помочь  увидеть  эту  красоту.  Обучающиеся  изучают  полотна  И.И.  Левитана,  И.И.  Шишкина,  Л.В.  Поленова,  И.Э.  Грабаря  и  др.  и  учатся  понимать,  давать  эмоциональную  оценку  шедеврам  искусства. Встречи с художниками Сергиева  Посада обогащают духовное восприятие окружающей жизни.
      Основное содержание предмета ОПК составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения

      Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.

Эта работа ведётся по 5 направлениям.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

      По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.

          Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности на уроках и во внеурочной деятельности, которая формирует гражданина своей Родины.

      Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.  

        Одной из форм - является экскурсия. Экскурсии по Клементьевскому посёлку, лектории в музее, занятия в библиотеке Клементьевского посёлка, поездки в Абрамцево, Переславль-Залесский, в Москву,…

    В рамках Федерального  Государственного стандарта эта работа позволяет познакомить детей с историей и  особенностями родного края, русскими народными традициями, помогает каждому  ребёнку стать всесторонне развитой личностью, воспитывает любовь к Родине.

             За много лет работы у нас сложились  традиции. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа.

        Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.

Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания.

Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.

Ежегодно проводятся уроки мужества:

«День защитника Отечества»

 «День Победы»

  К  Великой Победе проводится выставка рисунков учащихся.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение, для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

      Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что  на сегодняшний день, у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

              Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Приглашаю родителей, бабушек, дедушек на совместные проекты.  С каким интересом ребята узнают о том, как подшить валенки, связать верёвочку, заплести косички, приготовить и украсить салат, и т.д… Большой восторг вызывает посещение мастер-классов в ресторане. Где дети сами расписывают пряники, готовят салаты, вареники, суши,…            

         Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Традиционным стало проведение совместных   праздников: «Новый год», «Масленица», «Никто не забыт и ничто не забыто». Новогодний поход в Радонеж был долгожданным праздником и взрослых, и детей. Огромное спасибо Дурновой Галине Николаевне и компании. Этот праздник для детей мы проводили вместе с родителями, которые готовили угощения, принимали участие в конкурсах, играх, викторинах. На Масленицу родители вместе с детьми готовили не только блины и угощения, но и конкурсы. Ко Дню Великой Победы папа Стрельниковой Аниты рассказал о работе поискового отряда, которым он руководит. С каким интересом ребята рассматривали подлинные экспонаты и фотографии раскопок, смотрели фильм, слушали рассказы о подвигах бойцов. 

 

      И в заключении, я соглашусь с тем, что постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  Детям важно, чтобы взрослые показали им путь, который поможет определит им жизнь. Поможет выбрать Свет, а не тьму.  От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, в которой рядом радость и сострадание счастье и горе. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Используемая литература


Круглова Т.Е. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 10.01.2018)



Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

 

         Концепция нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечает, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». Современная жизнь ставит новые требования: умение видеть проблемы, принимать их и самостоятельно находить способы  решения.

         В,В,Давыдов ещё в советское время привлекал пристальное внимание педагогов к затруднениям формирования  у уч-ся навыков самоорганизации учебной деятельности. Современные исследования показали актуальность данной проблемы у младших школьников. Это отражено в ФГОС второго поколения, где говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. М., 2010.).

        Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности. 

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизациисамоопределениясамовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.  Самоорганизация –  свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Особое место в этом процессе занимает начальная школа, так как самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается.

Традиционно выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника: 

  - умение определять цель учебного задания;

- умение планировать учебное задание;

- умение целесообразно выполнять учебное задание;

- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

- умение оценивать ход и результаты учебного задания.

На этих же принципах строится урок, который является основной формой организации учебного процесса,

Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

·        Совместная работа взрослых и детей. Где дети действуют по готовому образцу с помощью, старших, копируя их действия (этап подражания). Это так называемая работа по алгоритму, в котором все предлагаемые действия прописаны, их последовательность обязательна.

·         Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).

Здесь, как пример,  работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

·        Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).

Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.

Самостоятельные работы учащихся направлены на решение специальных дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на осмысление их, на упрочение умений и навыков, а могут быть работы, рассчитанные на применение знаний, использование их в новых условиях, на оперирование знаниями и с целью практического их применения, и для приобретения новых умений.

Существенная особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определёнными мотивами. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения.Мотивы учебной деятельности разнообразны – от стремления получить хорошую оценку, вызвать уважение товарищей, одобрение старших до осмысления полезности приобретаемых знаний и умений, важности применения их на практике, возникновения интереса к предмету, к познанию.

Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. Например, если обучающийся плохо читает, не воспринимает предъявляемую ему задачу, придётся учить его вдумываться в смысл задания, тренировать в пересказе того, что нужно сделать, в расчленении задания на составные части. Если уровень подготовки разных учащихся значительно различается, важно обеспечить дифференцированную работу по индивидуальным заданиям. Для создания ситуации естественного речевого общения в условиях групповой работы можно приучить детей совместно обсуждать план работы, проговаривая этапы предстоящей деятельности.

 Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникших трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы.

Предположим, что учащиеся получили задание: определить правильное написание окончания в словах: О МЫШК., О МЫШ. Сначала мы задумаемся  почему важно не ошибиться в написании данных слов. Далее конкретизируются учебные задачи: какие правила нужно применить в первом и втором случае? Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задач. Контролирую правильность решения включением данных слов в словосочетание или предложение. Это помогает обнаружить различия в значении слов, звучащих одинаково, выявит понимание учащимися сути проделанной ими работы, ее практической пользы.

Виды воспроизводящих самостоятельных работ могут быть различными:

•         самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;

•         наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;

•         наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;

•         упражнения в подведении фактов языка под изучаемые понятия и правила;

•         составление программы действий по применению правила;

•         изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);

•         рецензирование устного или письменного ответа товарища.

Важно соразмерно и целесообразно сочетать воспроизводящие и творческие самостоятельные работы.

 Способ деятельности учащихся может быть разным в зависимости не только от задания, но и от отбора языкового материала, с которым будет работать ученик. Так, при одном и том же задании характер деятельности может быть воспроизводящим, если для анализа предлагается материал, аналогичный разбиравшемуся ранее, или творческим, если для выполнения задания учащемуся недостаточен усвоенный образец, если необходим поиск новых знаний или новых способов деятельности. Например, для усвоения правила правописания безударных окончаний глаголов школьники выполняют множество тренировочных самостоятельных работ по применению данного правила.    Но вот встречаются слова исключения - и возникает ситуации недостаточности имеющихся знаний, необходимости поиска новых сведений, новых способов решения орфографической задачи.

Самостоятельное усвоение нового материала оказывает неоценимую помощь в развитии познавательной деятельности младших школьников. Четвероклассники уже могут самостоятельно организовать себя на вычленение и выполнение ряда заданий, направленных на одну цель обучения. Например, учащимся предлагается разделить существительные на три склонения. Доказать правильность распределения слов. Если ребенок затрудняется, ему предлагают помощь в виде подсказки на доске. Я рекомендую детям не спешить заглядывать в подсказку, а подумать и самим сделать вывод. Чаще всего ребята справляются с заданием. Подсказкой пользуются в целях самопроверки.

В своей работе я использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. К приемам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе я отношу ситуации, в которых ученик:

- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
- задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
- выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Заключение

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств.

В связи с этим подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.

Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и со-трудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

        Литература

  1. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, №7, 2000, С.38-63.
  2. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений младших школьников // Завуч начальной школы, № 3, 2004.
  3.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  4. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников.//Начальная школа.-2009.№3-с.10-13.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....