Реальность инклюзивного образования.
статья на тему

Каштанова Алена Александровна

В статье говорится о  необходимости введения инклюзивного  образования и трудностях с этим связанных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realnost_inklyuzii.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Каштанова Алена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №29»

Реальность инклюзии.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён?

        Начать разговор о проблемах инклюзивного образования хочу с небольшой предыстории. В моем, теперь уже третьем, классе 25 учеников. Все они замечательные и, конечно, очень разные – кто-то старательный, исполнительный и рассудительный, а кто-то не в меру шустрый и слишком шумный. Но есть у нас мальчик, который никак не хотел вписываться ни в какие рамки  «приличного» поведения.

        Его родители, казалось, прописались в школе – так часто мне приходилось их приглашать.

        - Ему не хватает внимания, - с горечью объясняла мама. – Слишком много времени уходит на младшего ребёнка. Он у нас особенный…

        Это уклончивое слово «особенный» с одной стороны чётко даёт понять, что подробности с вами никто обсуждать не будет, а с другой – является для родителей такого ребёнка некоторой защитой от пустой жалости и излишнего любопытства.

        Мы больше не касались этой темы, ограничиваясь разговорами о проблемах моего ученика. Я старалась проявлять к нему максимальное свое внимание. Его мама, в свою очередь, вошла в состав родительского комитета и оказалась отличным организатором и активным участником нашей классной жизни. Она заслужила уважение и доверие всего родительского и детского коллектива. Всегда весёлая и бодрая, она никогда не создавала впечатление несчастного человека.

        И вот однажды перед родительским собранием она передала мне письмо и попросила прочитать его нашим родителям. Я приведу здесь некоторые выдержки из этого открытого письма.

        «… Сейчас мне хватает сил на то, чтобы быть счастливой! Я только жалею о том времени, которое – убитая горем и безысходностью – выкинула из своей жизни. Я боялась, что друзья моего старшего сына не смогут понять, что его брат такой же человек, как все, но со своими особенностями. Мы перестали вместе с маленьким приходить на школьные мероприятия, чтобы одноклассники и их родители не вникали в нашу проблему. Да и я не была готова говорить об этом в тот момент, не могла бы дать правдивый ответ. Я все больше погружалась в проблему, не понимая, что её и нет вовсе! Есть я, мой муж и наши дети – мы семья, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями…

        Переломным моментом стало то, что нас согласились принять в детский сад, который помимо обычных детей посещают и «особенные». Об этом я мечтала, и для этого мы сделали всё возможное. Я поняла, что несмотря на особенности, у моего ребёнка есть шанс жить обычной жизнью! Есть даже шанс пойти в обыкновенную школу – как все!

        Я стала понимать, что целых пять лет с рождения моего сына я боялась осуждения, боялась сказать, что мой ребёнок имеет диагноз ДЦП. Эта аббревиатура пугает людей и отталкивает. А я не хотела быть отвергнута и не хотела этого для своей семьи. Сейчас мне помогли прийти к тому, что я не хочу больше ничего скрывать, но и пугать никого этими тремя буквами не хочу. Люди, имеющие ограниченные физические возможности, тоже имеют  право - как и все – на образование и на социализацию. И это для них и для нас очень важно.  Они не «материал, с которым нужно работать», как сказала мне одна воспитательница в саду, а просто люди, которые хотят жить и быть счастливыми!

        Через два года мой младший сын столкнётся с нововведением под названием «инклюзивное образование». Очень хотелось бы его отдать в школу, где учится старший ребёнок. Но я задумываюсь о том, стоит ли это делать, смогут ли другие дети правильно отреагировать на появление моего сына – нарядного, с цветами и с новеньким рюкзаком – такого и не такого, как все?..»

Законодательство Российской Федерации  в области образования предоставляет равные права для всех категорий обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом, согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. В данный период времени в нашей стране происходит значительная трансформация системы образования. Возникло и вошло в активное употребление такое понятие, как инклюзия. Само слово «инклюзия» (от лат.include – включаю, вовлекаю) описывает характер необходимых преобразований в системе современного отечественного образования, которые сводятся к созданию условий максимальной его доступности  для всех категорий обучающихся. Методология современной  школы все ещё не рассчитана на детей с особыми потребностями. Более того, многих учителей даже пугает перспектива появления в школе таких учеников. Существует значительный диссонанс между неотвратимостью грядущих преобразований в области инклюзии и реальной неготовностью к ней большинства учителей. На базе МБОУ «СШ №29» города Смоленска была создана творческая группа учителей, неравнодушных к этой проблеме.  Будучи руководителем этой группы, хочу  поделиться опытом и перспективными планами работы в данном направлении.

В состав нашей творческой группы входят шесть человек: четыре учителя начальных классов и два учителя русского языка и литературы. Главной целью  работы является изучение и реализация требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Мы ставим перед собой следующие задачи:  

  • изучать требования Федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • формировать методическую базу по апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
  • способствовать формированию открытой среды профессионального развития по вопросам  организации обучения детей с ОВЗ;
  • формировать толерантное мировоззрение обучающихся школы.

Планируемые результаты нашей работы видятся нам такими:

  • создание информационно-методической базы;
  • подготовка учителей для работы с детьми с ОВЗ;
  • формирование в школе толерантной среды.

Работа нашей творческой группы базируется на главных принципах инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В нашей школе еще нет обучающихся с ОВЗ. Но возможность их появления действительно существует.  Как с ними работать? Следует ли педагогам получать дополнительную специальную подготовку для того, чтобы их принять?  И ещё немаловажная проблема – насколько готовы  наши дети правильно с ними взаимодействовать?  Вопросов много. Ответы на них только предстоит найти.  

Коллектив нашей творческой группы намерен искусственно создать упрощенную модель инклюзии с тем, чтобы на практике убедиться, что работа в  условиях инклюзивного образования может и должна  быть плодотворной.

 Первым этапом нашего плана является подробное изучение законодательной базы - сбор информации по разработке федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Затем следует  изучение и анализ практического опыта  апробации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. В некоторых регионах Российской Федерации уже идёт апробация системы инклюзивного образования. Нас в частности очень заинтересовал опыт  коллег  из Ставропольского края, на территории которого была организована стажировочная площадка по внедрению инклюзивного образования. На одном из заседаний творческой группы мы ознакомились с методическими материалами, включающими региональную модель и опыт лучших общеобразовательных учреждений Ставропольского края  по направлению «Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования». В сборнике мы нашли не только  теоретические выкладки, но и много полезных практических рекомендаций, основанных на реальном опыте педагогов, работающих в инклюзивных классах.

Работа по реализации намеченных целей организована в трёх направлениях: работа с родителями, работа с детьми, методическая подготовка учителей.

Первое место занимает мониторинг информированности и отношения родителей обучающихся к проблеме инклюзивного образования. На родительском собрании был проведён соцопрос, основными вопросами которого были следующие: «Что вы знаете о детях с ОВЗ?», «Хотели бы вы, чтобы в нашем классе обучался ребёнок с ОВЗ?»

50% родителей не хотели бы, чтобы такие дети соседствовали с их собственными, 25% не знакомы с этой проблемой, 25 % опрошенных относятся к появлению в общеобразовательной школе детей с ОВЗ  положительно.

По результатам мониторинга видим, что большая часть родителей не владеет достоверной информацией об особенностях обучения детей с ОВЗ.  Отсюда и негативное отношение некоторых родителей к инклюзивному образованию.

        Далее нами была организована планомерная работа с обучающимися, имеющая цель познакомить ребят с проблемами их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.  Мы наладили сотрудничество  с  библиотекой  Всероссийского общества слепых. В течение месяца было организовано несколько познавательных экскурсий, предназначенных для детей разного возраста – со второго по шестой класс.  Методист и библиотекарь во время экскурсий познакомили ребят со специальными книгами Брайля,  «говорящим» компьютером, специальным увеличителем текста для слабовидящих людей, который способен также менять цвет текста и фона для удобства восприятия ими информации.

У экскурсантов была возможность почувствовать себя на месте слабовидящих – им надевали специальную непроницаемую маску для глаз и предлагали распознать изображённый объект только при помощи тактильных ощущений. Это вызывало трудность у многих. Но часто им оказывали помощь более зрячие на тот момент товарищи. Эта игра способствовала пониманию того, что слабовидящий или слепой человек нуждается в помощи окружающих. Такое открытие для детей было очень важным. Оно послужит серьёзным фундаментом для дальнейшего формирования толерантного отношения к любому человеку, в том числе потенциальному однокласснику с ОВЗ. Все дети поучаствовали в мастер-классе «Как помочь слабовидящему человеку в транспорте или на улице города». Детям рассказали, как грамотно задать вопрос слабовидящему или слепому человеку, чтобы корректно выяснить, не нуждается ли он в помощи. Обучающиеся увидели специальные аудиокниги, которые можно взять в библиотеке на абонемент. Поиграли даже в специальные шахматы для слепых. Многие ребята заинтересовались книгами Брайля. Тома тяжёлые, с большим количеством страниц. Обыкновенные книги гораздо компактнее.

Надо сказать, что сотрудничество с библиотекой организовано неслучайно. Работа с книгой подразумевает чтение на родном языке.  Язык в целом  является средством коммуникации. Затрудненное общение – как раз распространенная тема для детей с ОВЗ. В состав нашей творческой группы входят два учителя русского языка и литературы, которые занимаются конкретно проблемой использования своей образовательной области для решения коммуникативных проблем необычных детей, анализируя  её образовательный  и воспитательный потенциал.

        В дальнейшем сотрудничество с библиотекой Всероссийского общества слепых было продолжено. Обучающиеся нашей школы приняли участие в конкурсе декламации «Смоленский говорок», который был организован в ноябре 2016 года на базе библиотеки. В конкурсе также участвовали  дети с ограниченными возможностями здоровья.

        Следующим этапом работы будет посещение Краснинской школы-интерната для слабовидящих детей, знакомство с их жизнью, традициями, увлечениями. Возможно, дети познакомятся ближе с обучающимися интерната, обменяются какими-то контактами для дальнейшего общения.

        Финальное мероприятие - литературно-музыкальный праздник -  будет проходить уже в нашей школе с обязательным участием талантливых слабовидящих детей.

                  Методическая работа с учителями, организованная нашей творческой группой, сводится к следующему. Все учителя прошли модульные курсы по проблемам современного инклюзивного образования.

Наша творческая группа принимала участие в VII межшкольном практическом семинаре, посвящённом проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, где мы поделились своими наработками и познакомились с той масштабной работой, которая ведётся в области дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ в нашем городе и области.

Хочется отметить, что по прошествии полугода, моё отношение к инклюзивному образованию значительно трансформировалось, оформилось в чёткую жизненную позицию, имеющую под собой теперь еще и теоретико-практическое основание.

Я считаю, что включение детей с ограниченными возможностями в систему общего образования – это реальный шаг вперёд, к построению цивилизованного и гуманного общества, в котором матери не будет страшно признаться, что её ребёнок «особенный». Конечно особенный! Самый для неё лучший и достойный полноценного обучения, горьких неудач и больших побед, весёлых перемен и интересных уроков, общения со сверстниками и большой школьной дружбы – такой, чтобы на всю жизнь!

Наша творческая группа планомерно создаёт  модель включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОВЗ, то есть инклюзии: от знакомства с проблемой, через восприятие и личное принятие к совместной организованной деятельности. Много, на мой взгляд, значит тот факт, что заключительное мероприятие мы хотим провести на базе школы, тем самым символизируя свою готовность с открытым сердцем принимать детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но проблемы остаются. И каждому из нас всё ещё предстоит для себя  решать – Добро пожаловать? Или… посторонним вход воспрещён?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...