Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Ковалева Оксана Вячеславовна

применение арт- технологий на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_art_tehnoligii.docx130.52 КБ

Предварительный просмотр:

      Применение арт-технологии на уроках в начальной школе.

Актуальность

      Арт-технологии в образовательном процессе выступают как средство развития умственных и творческих способностей.

     Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния. Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Методы используемые арт-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широко круга учебно-воспитательных задач.Специалист, владеющий данными технологиями, способен раскрыть творческий потенциал ребёнка, развить индивидуальную активность, способствовать осознанию собственной уникальности. АРТ - технологии эффективны в работе с замкнутыми детьми, детьми, имеющими трудности в обучении и общении.

      В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.

В условиях профессиональной деятельности педагога арт –технологии помогают формировать стремление к тому, чтобы обучение переросло в самообучение, соответственно воспитание- в самовоспитание, а развитие- в саморазвитие.

Для системного применения арт-технологии мне необходимо было  выполнить следующие задачи:

  • изучить литературу о разнообразии и способах применения арт - технологии;
  • научиться составлять конспекты уроков с использованием межпредметной интеграции и применением арт-технологии;
  • провести мониторинг эффективности данной технологии.

Что такое арт-технологии?

       Первое упоминание об арт-технологиях в 1938г. Адрианом Хиллом. Позже о технологии говорили Л.С.Выготский, Б.М.Неменский, Д.Б.Эльконин.

    Арт-технологии представляют собой методы, приёмы, формы и средства различных видов искусства, применяемые в образовательном процессе с целью раскрытия и развития творческого потенциала личности обучающихся и осознания значимости изучаемых научных фактов, предметов, явлений.

      Арт-технологии основываются на применении техник и приемов арттерапии (коррекция и лечение с помощью различных видов искусств).         Под арт-терапией в школе подразумевается направление в педагогике и психологии, предполагающее оптимизацию творческих способностей учеников посредством развивающих уроков, разработкой и организацией которых занимаются педагоги. Выделяют следующие направления арттехнологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арттехнология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арттехнология).

     К видам арт-технологий относятся: аудиовизуальные технологии (кинокритика, видеоколлаж, создание видеообраза), изобразительные технологии (коллаж, коллаж, спонтанное рисование), театрализованно-игровые технологии (импровизация, имитация, инсценировка). Кроме того, арт-технологии могут реализовываться в различных формах: творческой мастерской, репетиции, культурного проекта, драматического тренинга. Главная идея арт-технологий заключается в использовании различных видов искусства в образовательном процессе с целью креативного саморазвития обучающихся.

Особенности использования арт-технологии

    Приведу несколько примеров применения элементов арт-технологий в своей практике. На уроках литературного чтения учащиеся активно рисуют иллюстрации, оформляют сказки. По этим иллюстрациям умеют пересказывать произведение. Сказкотворчество – это воздействие на ребенка с использованием материалов сказок, направленное на развитие творческих способностей учащихся, расширения их сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

      Сказки вызывают сильное эмоциональное проявление, как у детей, так и у взрослых. Образы, представленные в сказках, апеллируют к двум психическим уровням – сознанию и подсознанию, что дает дополнительные возможности для развития коммуникативных навыков младших школьников. Сказки содержат информацию обо всех сторонах жизни и деятельности людей. Читая сказки, дети узнают, как устроен мир, кто его создатель, какие трудности могут встретиться человеку на его жизненном пути, как приобрести и ценить дружбу, любовь и т.д. Таким образом, из сказок ребенок не только узнает об основных этапах жизненного пути человека, но и в образной форме получает представление о становлении и развитии личности.

 На уроках русского языка арт – технология – отличный инструмент в запоминании правил.

      На уроках математики, окружающего мира  применяется и художественная лепка. Использование этого метода повышает уровень познавательной активности. Через конструирование предметов математика обретает практический характер.

     Арт-техноллогии   конструирование и моделирование помогают наглядно демонстрировать геометрические фигуры, модели солнечной системы, молекулы.

    Коллажирование проводится в групповой форме. Применяется несколько техник при работе. Позволяет успешно выполнять задание всем детям, даже не обладающим художественными способностями.

     Визуальные или изобразительные арт-технологии, – это технологии синтезирующие визуальные знаки, создавая художественный образ действительности. Формы визуальной технологии включают: рисунок, фотографию, лепку, аппликацию, коллажирование, песочную арттехнологию, ландшафтную арт-технологию, предметную скульптуру, инсталляцию. Приемы визуальной арт-технологии отличаются адаптивностью и используются как элементы других арт-технологий. Например, прием иллюстрирования рисунком, фотографией, скетчем, карикатурой или прием песочного рисования можно использовать как элемент нарративной технологии. Прием бумажной инсталляции может использоваться в сочетании с музыкальной арт-технологией. В связи с их высокой адаптивностью и гибкостью приемы и формы визуальной арт- технологии имеют высокий развивающий потенциал.

      На уроках мы строим дома и лепим фигуры из песка (песочная терапия);играем в веселые игры (игровая терапия); рисуем кистями, пальчиками и карандашами.  – терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство – самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию.

     Большое значение в играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.

Так, например, красный цвет символизирует жизненную силу, обозначает наличие таких качеств у ребенка как упорство, динамичность, стремление быть лидером. Желтый цвет ассоциируется с солнцем, выражает живость, сообразительность, радостное восприятие жизни. Синий цвет напоминает о ясном небе, водных просторах, обозначает восприимчивость, организованность и послушание.

     Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности  обучающихся. Учитель, применяющий арт-технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.

С чего я начала?

Изучила теорию вопроса.

  Изучив теорию вопроса, я  проработала этапы . Работа учителя при подготовке урока с применением арт-технологии требует креативности и внимания. Эффективность урока повысится, если это будет совместная работа  учителя-предметника с учителем музыки и изобразительного искусства.

Первый этап.

1. Определение направления арт-технологии.  Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный урок  по нескольким предметам.

2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие арт - технологии целесообразно применять.

3. Определение темы. Тема  должна быть интересна не только для учителя, но и для учащихся.

4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (арт-технологии - это своеобразная игра, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в обозначении названий ролей, например: художники, натуралисты, исследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, мультипликаторы, искусствоведы и т.д.).

5. Обучающиеся получают учебную задачи и способ ее реализации.

6. При оценивании работ, нужно учитывать самостоятельность их выполнения(при индивидуальной работе), умение работать в паре, группе(самостоятельное распределение ролей в группе), творческий подход, уровень и полноту раскрытия темы.

7. Самое главное в применении арт-технологиии- это корректировка работы детей и ее дополнение. Учителю необходимо дать несколько советов по выполнению работы, но не выполнять ее самому.  Важно поддерживать на уроке дружественную атмосферу, не допускать появление конфликтов среди обучающихся. Вовлекать всех учеников. Продумывать посильные роли для каждого обучающегося.

Второй этап.

1.Выбор арт-технологии

  • Визуальные арт – технологии (рисунок, лепка, коллажирование,рисование песком,  моделирование, конструирование)
  • Музыкальная арт-технология (исполнение песен, игра на детских музыкальных инструментах и т.д)
  • Драматехнология, Сказкотворчество.

Я выбрала для работы арт – технологию «Коллажирование»

2. Выбор формы, в которой ученики получат задание.

 Есть несколько вариантов:

  • в виде презентации;
  • в виде текста;
  • наглядный материал.

3. Представление работы

Работа над коллажом - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.  

     Целью работы над коллажом является расширение потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных интересных решений.

      В создании коллажа принимают участие группа или микрогруппа в количестве 3-6 учащихся.    Как правило, выделяются 6 этапов:

1-создание ассоциограммы. 

Основная задача ассоциограммы - визуально раскрыть значение понятия путем восстановления ассоциативных связей. Ассоциограмма выступает в качестве подспорья для последующей работы над коллажом. Такого рода работа может проходить во взаимном сотрудничестве учителя и учеников, когда учитель называет понятие и запрашивает у учащихся информацию о том, какие слова связаны, по их мнению, с этим понятием. На доске учитель или ученик зарисовывает раскрытое значение понятия в виде схем.

  Ассоциограммы могут составляться учащимися самостоятельно. Если же принять во внимание, что целью ассоциограммы является объективное отражение социального понятия, то целесообразно обсудить все индивидуально составленные ассоциограммы коллективно в группе.

2-подбор материала.

Подбор вырезок из газет, фотографий, текстов, карикатур и т. д. по данной теме. Свои собственные мнения, впечатления, сообщения по предлагаемой тематике ученики пишут на листах бумаги небольшого размера. Затем учитель исправляет ошибки, и весь подобранный материал собирается в папку для дальнейшей работы на уроке.

    3-обсуждение материала в микрогруппах.  

На данном этапе учащиеся обсуждают, каким образом следует расположить материал, чтобы выделить наиболее важную информацию, отражающую сущность данного понятия. Информация по степени важности и значимости для раскрытия значения понятия располагаются в направлении от центра к периферии.

4-оформление коллажа.

Наклеивание отобранных текстов, фотографий, карикатур и т.д. на плакат (лист бумаги), соответствующим образом оформление «стенгазеты».

5-защита проекта.

 При этом важно, чтобы говорящий сумел объяснить, почему был выбран тот или иной текст, та или иная фотография.

6-оценка проекта учителем и учениками. Проект оценивается по следующим критериям:

Составные части арт-технологии к уроку окружащего мира 3 класс «Разнообразие животных» требования к его отдельным элементам:


1. Ясное вступление, где обозначена учбная задача, предварительный план работы.

 Дорогие ребята!

Приглашаю вас в увлекательный мир животных.

Предлагаю вам выполнить задания. 

Желаю удачи!


2. Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.

1группа «Рыбы»

Вы познакомите нас особенностями строения рыб, их образом жизни и представителями,  создав коллаж.

2 группа «Птицы»

Вы познакомите нас особенностями строения птиц, их образом жизни и представителями,  создав коллаж

3группа «Земноводные»

Вы познакомите нас особенностями строения земноводных, их образом жизни и представителями,  создав коллаж

4 группа «Пресмыкающиеся»

Вы познакомите нас особенностями строенияпресмыкающихся, их образом жизни и представителями,  создав коллаж.

5 группа «Млекопитающие»

Вы познакомите нас особенностями строения зверей, их образом жизни и представителями,  создав коллаж

 3.Список информационных ресурсов), необходимых для выполнения задания.

  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс
  • Атлас «От Земли до неба»
  • Энциклопедии о животных
  • Периодические издания

4. Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания. Для каждой группы подготовлены рисунки, с помощью которых(добавляя информацию) составляется коллаж.

 1группа «Рыбы»

Вы познакомите нас с классом Рыбы

1.  Особенности строения рыб, внешний вид?

2.      Места обитания?

3.      Морские и речные рыбы??

                    4.Выполните коллаж.

5. Представьте свою работу одноклассникам

2 группа «Птицы»

                     1.Особенности строения птиц, внешний вид?

                     2.Места обитания.

                     3.Расскажите о некоторых представителях.

                   4.Результатом вашей работы будет коллаж

                  5. представьте свою работу одноклассникам

3группа «Земноводные»

                     1.Особенности строения земноводных, внешний вид?

                     2.Места обитания.

                     3.Расскажите о некоторых представителях.

                   4.Результатом вашей работы будет коллаж

                  5. представьте свою работу одноклассникам

4 группа «Пресмыкающиеся»

                     1.Особенности строения пресмыкающих, внешний вид?

                     2.Места обитания.

                     3.Расскажите о некоторых представителях.

                   4.Результатом вашей работы будет коллаж

                  5. представьте свою работу одноклассникам

5 группа «Млекопитающиеся»

                     1.Особенности строения зверей, внешний вид?

                     2.Места обитания.

                     3.Расскажите о некоторых представителях.

                   4.Результатом вашей работы будет коллаж

                  5. представьте свою работу одноклассникам

5.Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому  участнику  при самостоятельном выполнении задания(этапы).

Начальный этап (командный)

  Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работать с информацией.

Ролевой этап

       Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над коллажем  происходит взаимное обучение членов команды умениям работы по поиску информации в литературе. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания коллажа.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;  

2) создание частей для коллажа;

3) Оформление коллажа

4) Представление коллажа одноклассникам

Заключительный этап

 Команды работают под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится представление  выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность. В оценке результатов принимают участие как преподаватель, так и учащиеся путем обсуждения.

Описание критериев и параметров оценки выполненной работы.

 Является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Арт-технология «Коллажирование» является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Также оценивается активность членов группы и вовлечение в процесс всех обучающихся.


Заключение

Результативность применения арт-техноллогии:

● выход за рамки содержания и форм представления учебного материала;

● использование разных типов и видов источников знаний ;

● высокий уровень мотивации, интенсивности учебной деятельности;  

● активное формирование  познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД;

развитие   творческих способностей (поэтических, музыкальных, художественных);

повышение самооценки.

Список литературы.

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003
  3. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
  4. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.
  5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.
  6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.: [в учебно-методическом пособии  нового поколения представлены около 500 технологий обучения, воспитания и педагогические технологии на основе применения соврем. информац. средств]/ Г.К. Селевко:  - М.: НИИ школьных технологий,2006. -  816с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).
  7. Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта)

На сегодняшний день невозможна работа педагога без использования инновационных технологий; их применение способствует повышению качества знаний учащихся, развитию познавательного интереса....

Доклад «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

Главной целью инновационных  технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире....

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта)

Актуальность выбранной темыСегодня вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и всего человечества в целом. Развитие образова...

«Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов...

Презентация на тему "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему.Для этого учителю необход...