QR-код как одно из интерактивных средств обучения.
методическая разработка на тему

Цехмейстер Ирина Николаевна

          Существует огромное многообразие различных механизмов, способов способствующих формированию положительной мотивации учащихся и как следствие, способствующих улучшению качества образования. Новой возможностью для развития познавательных УУД может являться использования QR-кода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  QR-код как одно из интерактивных средств обучения.

            Современное общество ставит перед школой задачу подготовить активного и ответственного выпускника, который впоследствии сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах, будь то наука, творчество, экономика, политика и т. д.  Это возможно только если ученик сам хочет получить новые знания, совершить   новые для себя открытия, познавать мир. Школа может лишь подтолкнуть к этому по средствам новых, более интересных для учащихся методов обучения, современных образовательных технологий. Если составить портрет современного ученика, то можно увидеть, что всё больше и больше жизнь современных детей занимают новые технологии. Можно сказать, что ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством своих гаджетов. 

        Не секрет, что педагоги в своей практике сталкиваются с вопросом «Как сформировать положительную мотивацию у учащихся к изучению предмета?» Каждый учитель знает о том, насколько это важно заинтересовать ученика на получение новых знаний, сформировать желание открывать для себя что-то новое.

             Очень распространён вывод, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают ученика от его учебной деятельности. Но как уже говорилось, в современном мире будет уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов.

          Существует огромное многообразие различных механизмов, способов способствующих формированию положительной мотивации учащихся и как следствие, способствующих улучшению качества образования. Новой возможностью для развития познавательных УУД может являться использования QR-кода.

             QR-код (в переводе с английского (quickresponse) означает «быстрый отклик») – это матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994. Предками QR-кода являются популярный в своё время линейный одномерный штрих-код, который применялся в основном в торговле и содержал в себе краткую информацию о товаре. Главный недостаток такого кодирования – это малый объёма информации, который можно вложить в этот код. К примеру, самый распространённый линейный штрих-код типа EAN-13, содержит в себе всего 13 символов.

     Где можно увидеть QR-коды? Ответ на этот вопрос такой: «Почти везде!» Изображение QR-кода может быть изображено в газетах, журналах, брошюрах, листовках и на визитных карточках. В дополнение к этому они могут быть проставлены на упаковке продукта или этикетках, на рекламных щитах. На «туристических» улицах многих городов появились QR-указатели: считав код при помощи мобильного телефона, можно увидеть историю дома и схему квартала с прилегающими улицам

             QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Вот что написано в Википедии про данный вид кодирования: «Основное достоинство QR-кода это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность использования в торговле, производстве, логистике».

           Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантазии.

          QR-коды можно использовать   везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. Существует сервис QRT reasure Hunt Generator, который создаёт QR-викторину из вопросов, которые были предложены. После этого, распечатанные QR-коды можно разместить по всему помещению или за его пределами, тем самым ученикам будет более интересно получать знания из своих телефонов, чем со страниц скучных на их взгляд учебников. Это своего рода Веб-квест который способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:

- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного метода;

- внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

- использование при обучении новые виды учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность учащихся;

- придать работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для школьников;

- развитие личностных качеств, которые не имеют спроса в учебном процессе, а также самооценки обучаемых

Что можно еще зашифровать при помощи QR-кода:

  • пословицы и поговорки
  • загадки
  • адреса, в том числе с указанием координат
  • короткие (до 8 строк) стихи
  • даты
  • поздравления
  • факты
  • правила
  • объявления
  • приглашения к участию в чем-либо

        В Москве и в других городах нашей страны сейчас очень много памятников архитектуры, о которых можно почитать в интернете, перейдя по QR-код. Познакомиться с историей улиц, узнать о людях, чьи имена носят проспекты и улицы, стало гораздо проще. Для этого не нужно обращаться в музей или искать информацию в архиве.

          Такая работа будет привлекать педагогов к использованию новых информационных технологий, а значит повышать уровень освоения информационных компетентностей у учащихся.

Список литературы

1. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 8. – С. 308-314.

2. Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических образовательных Web-квестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции. – Елец, 2014. – С. 80-85.

3. ВикипедиЯ. QR-код. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код.

4. Воронова Е.Н. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов как фактор повышения качества педагогического процесса // Язык и мир изучаемого языка. – 2011. – № 1. – С. 125-127.

5. Максимова Н.А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-6. – С. 1343-1346.

6. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 469-474.

 QR-коды в образовании: для контрольной, домашнего задания и перемены. – Режим доступа: http://www.edutainme.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»

Интерактивные   технологии   активно  входят  в  нашу  жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в у...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., учебн...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Приложение. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.,...

Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогая каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и в труде, сделать мир вокруг себя ярче....

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...