Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников
статья (1 класс) на тему

Маурина Ольга Анатольевна

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является применение игры. Особенно незаменима её психолого- педагогическая ценность.

В 1-ом классе можно использовать игру, как структурную часть урока.

                 Список литературы:

1.     Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- Санкт-Петербург: "Каро", 2000.

2.     Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г. Первые дни ребёнка в школе. Рефлексивные круги. Игры. - Волгоград: "Учитель", 2008.

3.     Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, - М.: " Первое грамоте и чтению сентября", 2009.

4.     Люблинская А.А. Детская психология. - М.: "Просвещение", 1971.

5.     Максимук Н.Н. Игры по обучению. - М.: "Вако", 2004.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников


Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является применение игры. Особенно незаменима её психолого- педагогическая ценность.

Велика роль игры при переходе из детского сада в 1 класс. Ещё К.Д.Ушинский говорил: " Именно игра даёт возможность ребёнку познакомиться с реальностью взрослого мира." Для дошкольника Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного основной вид деятельности - игра. В игре он отражает жизнь взрослых. После 7 лет игра начинает занимать всё меньшее место в жизни ребёнка. Ведущая роль отводится учебной деятельности. Но игра обладает огромными образовательно-воспитательными возможностями.

Трудность перехода детей из д/с в 1-ый класс определяется новыми условиями жизни, требованиями к ребёнку. Именно в этот период нельзя "отбросить" привычную для детей деятельность во избежание стрессовой ситуации. Только при помощи игры ребёнок безболезненно адаптируется к школьной жизни. Отказ от игры не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Ведущая в дошкольном возрасте - сюжетно-ролевая игра, в младшем школьном - игра с правилами. Игра-это сложное социально-психологическое явление. Она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической, личностной сферах, даёт эффект общего психического развития. Д.Б.Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность требует от детей волевого напряжения, выдержки, самообладания. Первоклассникам ещё трудно выполнять эти требования. Они быстро устают, отвлекаются, не всегда могут внимательно слушать и запоминать. И первый помощник на этом переходном этапе, конечно, - игра.

В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Такие игры стимулируют детскую активность, вызывают чувство удовлетворения, работает воображение. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра.

" Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать" - В.А.Сухомлинский.

Чёткой классификации игр по видам ещё нет. Игры группируют по различным критериям. При организации игр на уроках необходимо продумать следующие вопросы: Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры следует уделить особое внимание? Как обеспечить участие всех ребят в игре?

В 1-ом классе можно использовать игру, как структурную часть урока:

1) игры, направленные на развитие психических процессов:

- Игра " Сколько машин спряталось?" (на рисунке изображены разные машины методом наложения) ;

- Игра "Назови предметы"(на рисунке предметы, закрой их , вспомни и назови); - Игра " Подумай" (сколько детей могут надеть шесть кроссовок?)

2) игры на повышение уровня взаимопонимания:

Задача этих игр- улучшить коллективные взаимоотношения, поднять класс на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания. Игры: "Выбери друга", "Паутинка"

3) игры, применяемые на различных уроках:

- урок математики - Игра "Прыгни столько же", Игра "Передай кубик", Игра "Сколько нас без одного"

-урок обучения грамоте - Игра "Эхо", Игра "Звуковые часы", Игра "Включи телевизор"

-урок окружающего мира - Игра "Да - нет" и т. д.

Игровые уроки приносят детям радость и удовольствие, положительно влияют на познавательные, психофизические, эмоционально-личностные, социально-коммуникативные сферы младших школьников. Нельзя недооценивать их роль. Игра ради успеха, ради привития интереса, внутренней мотивации и интереса к знаниям, а не ради развлечения - это ценно.

Играя, мы учим детей. А учим, играя. Игра на уроке- это предоставление возможности каждому ученику почувствовать себя успешным, поменять своё представление об учебном процессе как о нечто однообразном. Уроки с элементами игры необходимо проводить не только в 1-ом классе, но и в других классах начальной школы, учитывая психолого-физиологические особенности детей.

В настоящее время нередки случаи сочетания дефектов устной и письменной речи у учащихся начальной школы. Эта проблема актуальна и сложна, поэтому для преодоления неуспешности целесообразно вводить в уроки не просто развивающие игры, а логопедические игровые приёмы.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащённые современным информационным оборудованием, играют мужчины и женщины, обременённые семьёй и работой. Стихийное движение "ролевых игр" от школьников до людей 30-40 лет считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом. Итак, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста.

Список литературы:

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- Санкт-Петербург: "Каро", 2000.
  2. Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г. Первые дни ребёнка в школе. Рефлексивные круги. Игры. - Волгоград: "Учитель", 2008.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, - М.: " Первое сентября", 2009.
  4. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: "Просвещение", 1971.
  5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М.: "Вако", 2004.