ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья

Бирюкова Наталья Владимировна

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного и школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей. И одна из проблем – это проблема преемственности и непрерывности образования. Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников и школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Игорь Павлович Волков).

Основное назначение педагогических технологий - это достижение максимальных результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как педагогов, так и учащихся. Главная проблема, которая должна быть решена применением технологий обучения - это управляемость процессом обучения. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бирюкова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»,

г.о. Саранск

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Достоинство преподавания каждого

учебного предмета зависит сколько

от личности преподавателя,

столько же и от тех учебных средств,

какими он может свободно

распоряжаться. Без них у него нет

возможности удовлетворить многим

педагогическим требованиям, как

бы не казались они ему основательными и разумными.

Русский педагог и публицист Владимир Яковлевич Стоюнин.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного и школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей. И одна из проблем – это проблема преемственности и непрерывности образования.

Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников и школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый педагог. Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т.д. Между дошкольными учреждениями и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих учеников к получению знаний.

Дошкольник и младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Игорь Павлович Волков).

Основное назначение педагогических технологий - это достижение максимальных результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как педагогов, так и учащихся. Главная проблема, которая должна быть решена применением технологий обучения - это управляемость процессом обучения. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются технологии личностно-ориентированного (дифференцированного), развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные, технологии критического мышления. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

1. Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Положительные стороны дифференцированного обучения

  • Сильным учащимся можно уделить время, предоставляется самостоятельное выполнение задания;
  • Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • Создаётся ситуация успеха, повышается самооценка у слабых учеников. Повышается уровень мотивации. 

Группа или класс обычно состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому необходимо добиваться, чтобы каждый ребёнок работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На занятиях нужно очень часто применять дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора» (Ш.А. Амонашвили). Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют  какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Игровая ситуация может изменяться (строим дом, спасаем бегемота и т.д.) Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы надо оценить свои возможности в его выполнении. Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий.

2. Технологии проблемного обучения. На любом современном занятии нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на занятии. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Создание проблемных ситуаций на занятиях - это один из способов развития творческого мышления дошкольников и младших школьников.

Методы проблемного обучения можно применять на занятиях, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например, определение темы занятия.

На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти решение поставленной задачи. Таким образом,

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой дошкольнику и младшему школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

3. Игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности. К.Д.Ушинский писал: “…чем долее вы будете оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьёзные занятия для ребёнка занимательными – вот задача первоначального обучения”.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, дарят дошкольникам массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребёнком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребёнка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми.

4. Применяются и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной и младшей школьной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

Проектная деятельность в воспитательно – образовательном процессе носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Включение дошкольников и младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

5. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в виде динамических пауз, позволяют, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья детей, получать качественное образование.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на занятиях, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Применяются различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальцев, гимнастика для глаз, упражнения для снятия статического напряжения.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность дошкольников и младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

Включая в занятия элементы здоровьесберегающих технологий, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.

Основной целью работы воспитателя и учителя в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у дошкольников и младших школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Также мною широко используются отдельные приёмы описанных технологий в разных формах организации педагогического процесса: на непосредственном образовательном действии и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей. Обязательным оздоровительным моментом в работе с дошколятами является прогулка.

Внедряя, в свою практику здоровьесберегающие технологии, я активно использую нестандартное оборудование для:

  • самомассажа с детьми (массажёры, карандашики, колючие мячики);
  • мои воспитанники выполняют элементы самомассажа себе и друг другу, что доставляет им огромную радость;
  • упражнений для укрепления мышц плечевого сустава (гантели, штанги);
  • профилактика плоскостопия;
  • для эмоциональных разминок, которые не только снимают эмоциональное напряжение и настраивают на позитив, но и развивают волевое внимание детей. Эмоциональная разминка «Солнышко». Психогимнастика «Зеваки».

6. Информационно-коммуникативные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, значительно отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному и младшему школьному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (планшет, компьютер, интерактивная доска и др.).

Современное общество ставит перед педагогами следующие задачи:

- идти в ногу со временем,

- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

- наставником в выборе компьютерных программ,

- сформировать основы информационной культуры его личности,

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Педагог, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств. Педагог - профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет воспитателю и учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:

  • Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на занятиях окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Задача педагога найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности.
  • Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: педагог имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих занятий, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение занятий.
  • В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Воспитатель и учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия, реализуется переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».

Однако компьютер не заменяет воспитателя и учителя, а только дополняет! Убеждена, что разумное использование компьютера на занятиях в детском саду и в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.

7. Технология критического мышления - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

Технология критического мышления, включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Присутствие их на каждом занятии обязательно.

Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том, что занятие проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать на занятии, а жить в нем.

Я считаю, что создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формирование союза единомышленников – педагогов, воспитанников и их родителей, соответствие учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволяют ученикам самоутверждаться и самореализоваться.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии позволяют спланировать работу, которая направлена на достижение цели современного дошкольного и начального школьного образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Литература.

  1. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. Санкт-Петербург, 2011.
  2. Бунеев Р.Н. Еще раз о личностно ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 12, 2006.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Деменева Н.НЕ. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2005.
  5. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- №11,2006.
  6. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках  // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 4,2002.
  8. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.