«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
материал по теме

Пудченко Ольга Васильевна

«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников». Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года 2016 г." номинация "Педагогический дебют".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

   «Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими  ценными становятся  для учителей  острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…»  

                                                                              У.Глассер

«Применение современных педагогических технологий

в обучении младших школьников»

(слайд 1)

- Здравствуйте! Меня зовут Пудченко Ольга Васильевна. Я второй год работаю в МКОУ «СОШ № 17» ст. Новомарьевской  учителем начальных классов. Закончила СГУ, факультет филологии и журналистики, специальность филолог-преподаватель. Но в школу пришла не сразу. Долго искала себя, свое место в жизни, свое призвание. В трудовой деятельности мне всегда хотелось приносить людям пользу, чтобы мой труд был наполнен смыслом, был значим не только для меня, но и для других. Немаловажным для профессии, на мой взгляд, являются и положительные эмоции. Решающим фактором, побудившим меня прийти в школу, в начальное звено, является мой сын. Я подумала, что могу дать знания, воспитать других детей, так же как сына. Пройдя переподготовку в ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО по программе «Начальное    образование», я начала свою педагогическую деятельность в родной школе.

Я работаю по УМК «Школа России». Данная программа полностью соответствует стандартам второго поколения. Она интересна, доступна детям, помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

                        (слайд 2)

Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание многих учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Лысенкова, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию личности ребенка. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. 

В своей работе постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях, что соответствует ФГОС. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

(слайд 3)

Поэтому при подготовке к уроку и его проведению я использую информационно- коммуникативные технологии. В классе есть компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска, выход в Интернет, то есть возможность для организации образовательного процесса на новом более качественном уровне. Компьютерные технологии используются мною на разных этапах работы.

                                (слайд 4)

Например, на уроке литературного чтения после изучения темы «Русские писатели» даны иллюстрации к следующим произведениям: «Стрекоза и муравей», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Филипок». Нужно дать ответ на вопрос: «Кто автор произведений». На следующих слайдах даны цитаты из изученных произведений. Ребятам необходимо определить, из каких.

На уроках русского языка при помощи презентации провожу картинные диктанты, словарные работы и т.д.

На уроках математики при изучении раздела «Числа от 1 до 100.Нумерация» использую электронный тренажер-раскраску. (слайд 5)Для того, чтобы раскрасить веселую картинку, детям необходимо найти значения выражений по изучаемой теме. Ребята охотно, с большим удовольствием выполняют задание.

Именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов детей и успешности их деятельности. С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать учеников  творцами учебно-воспитательного процесса. Все это достигается с помощью новых педагогических технологий.

Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обученности, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами являются вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости. (слайд 6) В связи с этим я использую личностно-ориентированный подход обучения. Мною ведется учет достижений пробелов в знания детей. Это мне позволяет правильно подобрать задания для каждого ребенка. В классе 22 обучающихся. Из них 9 детей с высоким уровнем развития, 10 учеников со средним уровнем развития и 3детей с низким уровнем развития. При планировании урока продумываю задания для сильных и для слабых учащихся. (слайд 7)

При коллективной проверке задания участвует весь класс, если они даже этих заданий не выполняли. Сильные учащиеся после того, как рассмотрены основные способы решения задачи, показывают порой оригинальные решения, свои подходы, рассуждения, тем самым, невольно способствуя повышению уровня математического мышления остальных учащихся класса. Таким образом, ни одни ребенок не остается в стороне, каждый вовлечен в работу, соизмеримую его силам. Для каждого на уроке создается «ситуация успеха». Здесь же хочу отметить, что мною учитываются и особенности восприятия информации. Для детей - аудиалов задания зачитываются, а для визуалов выводятся на экран, используется учебник или доска. (слайд 8)Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе.  

При выполнении данных заданий у ребенка активизируется не только мышление, воображение, но и развиваются устная речь, умение слушать собеседника, принимать чужую точку зрения, т.е. коммуникативные УУД.

По-моему мнению, чтобы урок стал успешным, плодотворным, нужно правильно организовать его начало, необходимо активизировать мыслительную деятельность детей. (слайд 9) Так, например, в начале урока математики провожу логическую разминку. Учащимся предлагаю устно решить задачи.

                        (слайд 10)

Также мною используются игровые формы организации урока. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Например, на уроках математики провожу игру «Сосчитайте от и до…»-

        На уроках русского языка использую загадки, подобранные к изучаемой теме. (слайд 11)        

      В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. (слайд 12)Поэтому я использую проектный метод обучения, который помогает приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач. Так на уроках окружающего мира в первом классе дети выполняли проекты «Моя малая Родина», «Моя семья», во втором классе – «Родословная», «Красная книга Ставропольского края», «Профессии моих родителей». (слайд 13)

Хочется подробнее рассказать о проекте «Родословная». По-моему мнению, подобная тема будет актуальна всегда. Родословная - семейная реликвия, передаваемая из  поколения в поколение. Она как связующая нить между  отцом и сыном, дедом и внуком… Мы  не просто живем, мы продолжаем историю собственного рода и одновременно создаем свою. Советуя детям, по какому пути им двигаться в работе над проектом, я доносила им эту мысль. Очень важно знать историю своего рода, свои корни, истоки.

Ребята очень ответственно подошли к этой работе. Сначала спланировали свои действия.

А затем приступили к выполнению.     (слайд 14)

Данный проект ценен не только тем, что в ходе работы у учащихся развиваются коммуникативные навыки, умения находить нужную информацию, но и формируются духовно-нравственные ценности. Дети осознают, что семья – самое близкое окружение человека, которое нужно уважать, любить, беречь.      (Слайд 15)

На уроках технологии дети выполняли проект ко Дню Матери «Каллы из ватных дисков. Композиция «Благородный букет.»

Мамам принято дарить цветы, и мы не стали отходить от этой традиции, но сделали букет необычный – каллы из ватных дисков.

Данный проект способствовал развитию у детей художественно-творческих способностей, чувства формы, воспитанию терпения, усидчивости и фантазии.

На данных уроках особое внимание я уделяю завершающему этапу проектной деятельности – презентации (защите) проекта. Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. (слайд 16)

Для меня девизом этой деятельности служат слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».        

(слайд 17)

Также на своих уроках использую технологию проблемного обучения. Я считаю, что толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). (слайд 18)

На уроке окружающего мира тему урока я не озвучиваю детям. Показываю несколько слайдов, задаю вопрос: «Что вы видите на фотографиях? Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?» Ученики в ходе обсуждения приходят к выводу о том, что тема урока: «Явления природы». (слайд 19)

На уроке русского языка  создаю проблемную ситуацию:  предлагаю прочесть тему урока на слайде: «Перенос слов».

-Подумайте, о чем бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?

-О чем бы вам  хотелось  спросить, читая  название темы урока?

 Учащиеся задают вопросы, я редактирую и  кратко записываю на доске,  в виде плана урока. В конце урока, при подведении итогов, удобно вернуться к этому плану и поэтапно вспомнить, о чем же на сегодняшнем уроке дети узнали, и  на все ли свои вопросы они получили ответы… Оставшиеся, без ответов вопросы, можно обыграть, как создавшуюся проблемную ситуацию, создаваемую  для поиска информации самостоятельно, для дальнейшего использования полученных новых  знаний   на следующем уроке.

 (слайд 20)

           В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Тематические физкультминутки. Так при изучении темы: «Люблю природу русскую. Осень», проводила следующую физ. минутку:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели, (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели. (садятся)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Закружились, полетели, (поднимаются, кружатся, машут руками.

И на землю снова сели. (садятся за парты)

(слайд 21)

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках (классный час «Путешествие по стране  Здоровья»), проводим  встречи с медсестрой школы, учимся оказывать первую медицинскую помощь, составляем режим дня.

(слайд 22)

Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  

(слайд 23)

Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы и станицы– кружки, секции. Это и мини-футбол, и кружки пения, танцевальный.

Ребята участвуют  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Олимпусик», «Эму-специалист».

 Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.  

        (слайд 24)

 Огромную роль в воспитании детей играют родители, которые     принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. За первый год обучения в начальной школе был проведен ряд  внеклассных мероприятий: «День матери», «Новый год», «Прощание с Азбукой», «Мама, папа, я – спортивная семья». Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.

(слайд 25)

Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их направлять свои мысли в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение. Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. Я поняла и осознала, что одним из главных в профессии учителя является постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников.

(слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии в обучении младших школьников».

выступление на ШМО учителей начальных классов)...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Применение современных пед .технологий в обучении младших школьников.

Применение современных пед .технологий в обучении младших школьников....

Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников

Перед учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Так как же нам нужно ра...

Мастер-класс "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"

Из опыта работы.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27104115","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 120px;"}}]]...