Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов и о расположении предметов в пространстве
методическая разработка (1 класс) на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavleniya_o_svoystvah_i_raspolozheniyu_predmetov.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Доклад по теме:

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов и о расположении предметов в пространстве

Выступление на ШМО

учителей начальных классов

Воспитатель: Баруздина В.И.

Ногинск 2016г

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов,                              о расположении предметов в пространстве

Работа по изучению учащихся окружающего мира предполагает изучение темы: «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве», что приводит к формированию у них ориентировок в свойствах предметов о обобщённых представлений о расположений предметов и их частей в пространстве. Основная цель изучения данной темы – подготовить учащихся к проведению анализа, сравнения и обобщения предметов и явлений.

Основные задачи (подготовительного периода):

  • научит детей распознавать и правильно называть основные и промежуточные цвета и их оттенки;
  • научить определять форму реальных предметов посредством сравнения их с простейшими, хорошо знакомыми детям геометрическими фигурами;
  • научить выделять признаки величины предметов (размер, высоту, длину, ширину);
  • познакомить учащихся с различными вариантами расположения предметов и их частей в пространстве;
  • познакомить с основными свойствами различных материалов, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения.

Основным принципом, определяющим методы обучения в данный период, состоит в том, что работа по указанным направлениям ведётся параллельно с развитием у детей пространственных представлений.

Первоначально необходимо организовать практическую деятельность учащихся по данной теме. Рассмотрим основные виды практических действий учеников.

1) Упражнения в нахождении предметов указанного цвета, формы, величины по наглядному образцу или словесному указанию. для выбора предлагается разное количество реальных предметов или их изображений (от 5 до 15-20). Дети учатся выделять по разным признакам предметы, аналогичные по образцу. Также предлагаются упражнения на выбор предметов по неполной аналогии (покажи такую же геометрическую фигуру другого цвета, найди квадрат другой величины). И наконец, они выполняют задания по словесной инструкции без опоры на образец.

Для развития пространственных представлений у учащихся вырабатывается умение располагать на ограниченной плоскости (на парте, на доске, на наборном полотне различные предметы так, как они расположены на образце, или помещать их на определённое место по словесному указанию.

Сформировавшиеся представления о цвете, форме, величине должны стать образцом, меркой для определения тех же свойств в новых предметах.

2) Упражнения в самостоятельном узнавании и словесном обозначении цвета, формы, величины, расположения предметов на плоскости.

3) Упражнения на группировку и классификацию предметов и их изображений по цвету, форме и величине. Соответствующие упражнения проводятся по заданиям типа: «назови общим словом»; «выбери предметы одного цвета разной формы и величины»; «найди одинаковые по цвету и форме, но разные по величине предметы»; «распредели по группам»; «четвёртый лишний». На занятиях полезно обращаться к аппликации, конструированию из бумаги, работе с природным материалом, дидактической игре, лепке, рисованию. На занятии «Цвет предмета» детям рисуют апельсин. Основная цель этого занятия – научить детей самостоятельно выбирать краску из 3-х близких цветов (красный, оранжевый, жёлтый) для изображения апельсина. У детей должны совершенствоваться и технические умения: следует нарисовать круг одним быстрым движением слева направо и закрасить его внутри круговыми движениями.

Выбор тем для рисования важно соотносить с уже имеющимися у детей изобразительными умениями и навыками так, чтобы на уроках ознакомления с окружающим эти навыки совершенствовались, а не формировались вновь.

Аппликации в этот период используются готовые (не наклеиваются) выкладываются на парте или листке бумаги. Сначала учат выкладывать хорошо знакомые геометрические фигуры в определённом пространственном соотношении (например, поместить оранжевый треугольник в правый нижний угол вершиной вверх, такой же треугольник – в левый верхний угол вершиной вниз, красные и жёлтые кружочки чередуя один за другим посередине прямоугольника (рамки).

После этого вида работы переходят к моделированию предметной аппликации по словесным указаниям учителя с опорой на образец изделия. При этом детям дают не только готовые детали, но и заготовки, из которых ученик делает недостающие детали. Например, для конструирования снеговика учащимся предлагают 5 квадратов разной величины (для туловища, головы, глаз), красный треугольник для носа и маленький полукруг (рот). Детям объясняется, что для изготовления снеговика будут нужны три круга белого цвета разной величины. После того как дети вырежут указанные фигуры из квадратов, им предлагается расположить их один под другим так, чтобы внизу оказался самый большой круг, над ним – поменьше, а на верху – самый маленький. В этом кружке следует расположить наверху один против другого совсем маленькие чёрные кружочки, посредине – красный треугольник, под ним – маленький полукруг. Затем детей просят дать название получившемуся предмету и описать его.

Более сложными видами деятельности учащихся являются самостоятельное моделирование поделки по данному образу и изображение задуманного ребёнком предмета из предложенных ему форм. После изготовления поделки дети составляют рассказ-описание полученного предмета.

Такие виды деятельности как рисование, лепка, хорошо использовать на уроках по развитию ориентировки в разновидностях форм и предметов. Причём в процессе рисования предпочтение отдаётся работе с контурными изображениями объектов. Освоение детьми объёмной фигуры предметов осуществляется в процессе их лепки. При этом следует приучать детей проговаривать план своих действий. Ребёнок рассуждает: «Помидор красный и большой. Я возьму большой кусок пластилина красного цвета. Помидор похож на шар немного сплюснутый. Я тоже сделаю шар и немного его сожму. Поверхность помидора гладкая, и я сделаю пластилин гладким. У помидора – зелёная веточка. Возьму теперь зелёный пластилин» и т. д.

В этот период особое внимание уделяется составлению рассказов – отчётов о проделанной работе. Учащиеся составляют такие рассказы: «Я лепил черешню. Взял жёлтый пластилин, сделал небольшой шарик. Поверхность сделал гладкую».

С целью обучения детей пониманию пространственных отношений между предметами им полезно давать задания по составлению узоров из природного материала (листьев и плодов цветковых растений, трав, деревьев).

Пространственная ориентировка успешно формируется в процессе дидактических игр.

В ходе работы над формированием знаний о цвете, форме, величине и пространственных отношений между предметами проводятся специальные лексические и грамматические упражнения, направленные на активизацию речевого развития ребёнка. Эти упражнения логически связаны с познавательными задачами. Рассмотрим в качестве примера проведение дидактической игры «Чудесный мешочек». Правила этой игры дети с ЗПР осваивают медленно. Задача – указать признаки предмета, не называя его самого, оказывается чрезвычайно сложной для водящего ребёнка, а остальные дети с трудом могут «угадать» описываемый предмет, находящийся в «чудесном мешочке. С целью подготовки учащихся к данной игре выполняется следующее упражнение: воспитатель (учитель) называет то или иное свойство (прилагательное даётся в мужском роде, женском или среднем роде), а дети должны найти предметы с указанным свойством. Кроме того, детей можно познакомить с предметами, которые затем будут помещены в «чудесный мешочек».

Значительное место в работе над речью занимают упражнения в составлении загадок об изучаемых реальных предметах.

Изучение темы «Свойства предметов. Ориентирование в пространстве» заканчиваются контрольно-обобщающими уроками. («Какой они формы?», «Знаешь ли ты цвета?», «Если посмотреть вокруг...»), на которых оцениваются навыки учащихся группировать реальные предметы и их изображения по цвету, форме, величине, умение ориентироваться в сложном узоре, выполненном из цветной бумаги и из природного материала. Рассмотрим подробно основные приёмы работы на примере формирования понятия цвет предметов.

Задача развития представлений о цвете сводится к формированию умений различать промежуточные и основные цвета и их оттенки и к усвоению названий сначала основных и промежуточных цветов, а затем – цветов, отличающихся по светлоте.

Обучение начинается со специального показа образцов цвета, с названия их учителем. Закрепляется знание трёх основных цветов (красного, синего, жёлтого). На этом наглядном материале вырабатывается умение ориентироваться при определении цвета на хорошо знакомый предмет с неизменной окраской. Например, раскладывая поочерёдно карточки с красной пожарной машиной, синим васильком, жёлтым одуванчиком, учащиеся просят рассмотреть 7 – 8 картинок, выставленных на наборном полотне, и выбрать предметы такого же цвета. Учащимся задаётся вопрос: «Как узнать, правильно ли выбраны предметы?»

У детей вырабатывается навык сравнивать, сличать новые предметы, цвет у которых нужно определить, с предметами неизменной окраски, помещённой на специальной таблице. При дальнейшем изучении данной темы широко используются упражнения, способствующие накоплению предметно-образных названий цветов, таких как вишнёвый, малиновый, розовый, васильковый, солнечный, лиловый, золотой и других.

Последовательность изучения других цветов следующая: оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый, чёрный, серый и, наконец, оттенки всех цветов. Промежуточные цвета демонстрируются одновременно с основными, так как очень часто дети их смешивают.

Одновременно дети узнают, что сложные цвета составлены из двух-трёх других, смешивая их, получают производные цвета. Для проведения практических упражнений в различении изучаемых предметов учащиеся пользуются схемой:

                                                +                                                     =

Из цветной бумаги вырезают квадраты изучаемых цветов и на занятии дети достают и размещают в схеме квадраты изучаемых цветов. С помощью такой схемы проводятся упражнения следующего вида:

1) Подобрать цвет предмету, данному в контурном изображении. Ребёнку даётся задание: «Покажи, какого цвета белочка, морковь, помидор, репка, подсолнух». Ребёнок должен наложить соответствующий квадрат на контурное изображение.

2) С помощью образца (цветного квадрата) отобрать одинаковые по цвету изображения предметов из представленном на наборном полотне.

3) Назвать по одному предмету каждого цвета, ориентируясь на таблицу. Так в качестве примера различения чёрного и серого цвета ребёнок может назвать «чёрные буквы, белый потолок, серая ручка».

4) Разложить картинки (7 – 9 предметных картинок) на две группы по цветовому признаку.

5) Пользуясь образцом, указать цвет названного предмета. Называют предметы: баклажаны, сливы, свёкла, вишня, спелый помидор. Учащиеся показывают квадраты соответствующего цвета.

Для группировки предметов по цвету используются специальные полоски плотной бумаги, разделённой на 4 – 5 частей, на которые помещаются предметные картинки определяется цвет остальных, подбираемых детьми картинок. Постепенно у детей вырабатывается умение называть цвет предмета без наглядной опоры. Детям предлагают задания.

1) Назвать цвет указанного предмета, например, фиалки (фиолетовая), баклажана (фиолетовый), незабудок (голубые), неба (голубое).

2) Назвать предметы указанного цвета в виде игры «Что бывает голубого цвета?».

3) Определить общий признак для ряда указанных предметов в виде игры «Чем они похожи?» (Чем они похожи: солнце, тыква, апельсин?) Сначала подобные вопросы задаёт учитель, затем, сами ученики. Можно устроить соревнование, чтобы привлечь внимание детей к цвету предметов из окружающей обстановки. В данный период обучения коллективная фронтальная работа с классом сочетается с индивидуальной работой, отдельные ученики выполняют аналогичную работу с наглядным материалом. Изучение темы «Форма и предметов» начинается с ознакомления учащихся с овалом, с упражнений на различение геометрических фигур: круг – овал. С изучением геометрических фигур учащиеся знакомятся с объёмными фигурами (куб, шар, цилиндр).

Ознакомление с объёмными фигурами проводится на конструировании из строительного материала, а также путём организации различных игр с ними. Далее проводятся упражнения, направленные на развитие умения обследовать предметы. (Игра «Чудесный мешочек»). Закрепление и дальнейшее развитие этих навыков происходит в процессе лепки объёмных фигур. Сначала дети лепят фигуры простых форм (лимоны, груши, огурцы, помидоры, рыбы), что позволяет детям анализировать форму реальных предметов на основе геометрических образцов. После лепки предметов простой формы даётся задание слепить предметы более сложной формы, но простые по конструкции (грибы, животные, цветы). Необходимо предлагать детям лепить по памяти, по представлению.

Развитие пространственных представлений предполагает формирование понятий вверху, внизу, справа, слева, в середине, в углу, по, над, внутри, между, спереди, сзади, через.

Усвоение пространственных представлений происходит в процессе изготовления аппликаций. Дети составляют различные узоры из полосок цветной бумаги и геометрических фигур, расположенных в разном направлении: горизонтально, вертикально, наклонно, образуя какие-либо фигуры. Работа по такой таблице способствует также развитию зрительной памяти и мышлению детей, а также обогащению их речи.

Наряду с работой по активизации словаря детей при изучении темы «Свойства предметов...» во второй год обучения важное значение придаётся формированию обобщённых представлений о свойствах материалов, из которых сделаны предметы на основе собственной практической деятельности учащихся с предметами, осуществляемой с целью вычленения качеств и свойств различных материалов.

Чтобы научить детей выделять новое качество в окружающих предметах, необходимо обращать их внимание на выбор способа обследования. Для определения прозрачности предмета нужно посмотреть через него. Учитель, опуская какие-либо предметы в стеклянный, бумажный, деревянный стаканы, просит детей отгадать, что в них лежит, и объяснить, почему легко узнать, что лежит в стеклянном стакане, и невозможно угадать предмет, находящийся в деревянном стакане. Учитель подводит учащихся к выводу: предметы, через которые хорошо видно, - прозрачные. После этого учитель спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы узнать, прозрачный или непрозрачный предмет?»

Большое внимание необходимо уделять введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (прочнее, тяжелее, легче, мягче, твёрже, менее плотная и т. д.). Вычленяя различные свойства и качества, соответствующие определённым материалам, учащиеся накапливают определённые представления о свойствах материалов. Так, рассказывая о материале, из которого сделан предмет, ученик отмечает, что он стеклянный, потому что «прозрачный», гладкий, твёрдый, бьётся, плавится, но не горит». На основе этих представлений дети учатся распределять предметы на группы в зависимости от материала, из которого они сделаны. Знания и умения, приобретённые детьми при изучении свойств материалов, способствуют усвоению таких родовых понятий, как посуда, мебель, инструменты; формированию умения выделять из группы (посуда чайная, и кухонная или металлическая и стеклянная) при этом у детей вырабатывается умение соотносить материалы, из которых сделаны предметы.

                                             

Использована литература:

1. Психология игры. Москва Просвещение 2001г

2. Просвещение. 1997г

3. Журналы «Начальная школа» 2009 – 2013гг.

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.

5. Эльконин Д.Б.

6. Серюк В. Дидактические игры с младшими школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по формированию пространственного расположения предметов

Пособин помогает формировать знания для дальнейшего изучения математики...

Занятие по наглядной геометрии "Взаимное расположение предметов в пространстве

Занятие по внеурочной деятельности "Взаимное расположение предметов в пространстве"....

Презентация к уроку по теме "Расположение предметов в окружающем пространстве". Математика. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку по теме: "Расположение предметов в окружающем пространстве". Математика.1 класс. УМК "ПНШ"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету "Математические представления" тема: Положение предметов в пространстве: внизу-наверху

Представлена технологическая карта урока по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Технологическая карта урока "Математические представления" 2 класс для детей с У.О. "Месторасположение предметов в пространстве (на, под)".

Технологическая карта урока по ФГОС "Математические представления" 2 класс для детей с У. О....