Игровые технологии на уроках чтения
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шулунова Марина Морзевна

 На уроке литературного чтения можно представить  различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, инсценировки.

Рассмотрены игры, используемые на уроках литературного чтения, дано полное описание каждой игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n-_igrovye_tehnologii_na_urokah_chteniya.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках литературного чтения

Приведу примеры использования игровых технологий на уроках литературного чтения.

В любой урок можно внести элементы игры.  На уроке литературного чтения можно представить  различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, инсценировки.

Игра « Аукцион знаний»

На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с изображением различных героев  Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Игра «Нарисуй карту»

Дидактическая цель. Учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.

Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.

Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.

Игра  «Фотограф»

Учитель  показывает  детям полоску со словами, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

Игра «Детектив»

Один из игроков будет свидетелем: он отвечает на вопросы. Остальные игроки – детективы. Они задают вопросы свидетелю. Каждый детектив должен делать заметки и заглядывать в свой листок. На вопросы детективов свидетель может отвечать «да» и «нет».

 

«Угадай, кто ты»

Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя.

«Хорошо – плохо»

Ведущий начинает игру фразой (например, «Наступила весна – это хорошо, потому что скоро будет тепло»). Следующий игрок повторяет вторую часть этой фразы, добавляя «это плохо, потому что …» и аргументировано заканчивает предложение. Игра продолжается по кругу с чередованием «хорошо-плохо».

Игра «Литературный музей»

Дидактическая цель. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

Содержание. Учитель проводит воображаемую экскурсию по залам музея. Каждый зал получает название в соответствии с жанровыми особенностями произведения.

Например: сейчас мы побываем в музее, где есть Зал Сказок. В этом зале выставлены волшебные предметы. Догадайтесь, кому они принадлежат? Шкатулка с деньгами («О бездельнике)), яйцо (Курочка Ряба) и т. д.

Игра «Машина времени»

Дидактическая цель. Учить детей определить зависимые между сюжетом и время, в котором происходят события, развивать фантазию, творческие литературные способности.

Содержание. Учитель дает детям задания в группах. Выигрывает та группа, которая быстрее и интереснее составит кратчайшее новое произведение по мотивам известного сюжета.

Игра «Соавторы»

Дидактическая цель. Учить детей определять зависимость между элементами сюжета, запоминать их.

Содержание. Учитель читает произведение или дети самостоятельно знакомятся с ним.

Задача:

  • — Придумай продолжение произведения. События могли произойти в будущем?
  • Кто из героев имел сильное влияние на события? Если его убрать, как изменится сюжет?
  • Какое из событий повлияла на дальнейшее развитие сюжета?

Игра «Близнецы-начала»

Дидактическая цель. Учить детей разбираться в построении произведения, находить общее в различных произведениях жанра.

Содержание. Играть могут как отдельные ученики, так и группы детей. Учитель дает задание.

I вариант

Вспомните, какие сказки начинаются одинаково. (Например, «Жили дед и баба».)

II вариант

Вспомните, какие сказки заканчиваются одинаково. (Например, «Вот вам и сказка, а мне бубликов связка».)

III вариант Вспомни сказки:

  • — Какие заканчиваются свадьбой.
  • Где младший брат лучше выполняет все задачи.

Игра «Появился — исчез»

Дидактическая цель. Учить определять взаимосвязь между присутствием героев в произведениях и изменениями в сюжете, развивать творческое воображение.

Содержание. После ознакомления с произведением дети работают в группах. Каждой группе предлагается задание:

  • I вариант

Представьте себе, что в центре событий, происходящих в произведении, оказался персонаж из другого произведения. Меняется сюжет, как развиваются события дальше? Выигрывает группа, которая расскажет лучший вариант сказки. Например: сказка «Дрозд и голубь»

II вариант

Представьте себе, что один из героев по приказу волшебника исчез. Изменится сюжет, как будут развиваться события дальше?

Например: сказка «Колобок» (изменение: исчезла Лисичка).

Игра «Найди мне пару»

Дидактическая цель. Учить детей определять основную сюжетную линию, сравнивать сюжеты разных произведений.

Содержание.

I вариант

Учитель предлагает ученикам вспомнить произведения с подобными сюжетами.

II вариант

К названному подобрать произведения с подобными сюжетами.

III вариант

Выбрать из группы произведений лишь те, которые имеют подобный сюжет.

Например: выберите среди названных произведения с подобными сюжетами: «Рукавичка», «Домик зайчика», «Железный волк», «Летучий корабль». Задача после игры:

  • — Есть ли подобные сюжеты этих сказок?
  • Что общего во всех сказках?
  • Чем отличаются именно эти сказки?

Игра «Юный сказочник»

Дидактическая цель. Формировать представление о сюжете, развивать творческое представление о сюжете, развивать творческое воображение и литературные способности.

Содержание. Прочитав ряд произведений, дети должны написать свой: одно действующее лицо взяв из одного произведения, второе с другой, а ход событий воссоздать, как в третьем.

Например: главный герой — Колобок, другой герой — Соломенный бычок, сюжет «Козы-Дерезы».

Игра "Что было перед тем? Что произошло после этого?»

Дидактическая цель. Дать представление о композиции, развивать творческое воображение, формировать навыки письменной речи с элементами фантазирования.

Содержание. Дети должны придумать и записать, что могло случиться с героями после окончание произведения, составить конечности или придумать события, которые могли предшествовать изложенным в произведении.

Например: «Лисичка-сестричка и Волк-братик».

(Волк отомстил Лисичке за обман.)

Игра «О чем расскажут непрочитанные произведения?»

Дидактическая цель. Учить детей настраиваться на книгу и правильно начинать знакомство с ней, определить тему, возможное содержание книги.

Содержание. Учитель демонстрирует ученикам незнакомую книгу. Дети раскладывают обложку, титульный лист, иллюстрации, содержание. Выигрывает тот, кто быстрее догадается, о чем может рассказываться в этой книге. Задача после игры. Прочитай произведение, проверь, правильно ли ты определил содержание непрочитанной книги.

Игра «Вспомни заголовок»

Дидактическая цель. Формировать умение определять заголовок как отражение идеи и темы произведения, расширять читательские интересы.

Содержание. Учитель предлагает назвать произведения художественной литературы, в заголовках которых знаки препинания.

Например:

  • Запятая (Будь осторожна, Маша).

Три точки (не то лето, после войны …).

Кавычки («Не хочу богатства»).

Дефис (Лисичка-кума).

Знак (как пауки путешествуют?).

Восклицательный знак (Родина!).

Задача после игры. Вспомнив заголовок, ученик должен сказать, что он раскрывает, о чем рассказывает автор или о чем он хотел сказать своим произведением.

Игра «Поговорка-сказка»

Дидактическая цель. Учить детей понимать прочитанное, смотреть на события глазами автора.

Содержание. На доске записаны пословицы, учитель читает произведение и просит выбрать те из них, которые соответствуют основной мысли произведения.

Например: «Колосок» — Землю красит солнце, а человека — труд.

Игра «Мы авторы»

Дидактическая цель. Учить детей составлять свои произведения по законам определенного жанра.

Например: составить рассказ, сказку, басню по сюжету сказки «Курочка Ряба» Составить такой конец в известной всем истории, который бы вам больше понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения

Презентация  на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...

Презентация на тему: "Игровые технологии на уроках литературного чтения"

Игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения при изучении раздела «О братьях наших меньших»....

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...