"Личностно-ориентированное развивающее обучение" (И. С. Якиманская)
статья на тему

Суманева Вера Васильевна

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakimanskaya.docx257.33 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное развивающее обучение

(И. С. Якиманская)

По уровню применения: общепедагогическая.

•По философской основе: прагматическая

•По основному фактору развития: психогенная

•По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

•По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).

•По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.

•По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

•По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.

•По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

•По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

•По направлению модернизации: альтернативная.

•По категории обучающихся: массовая.

“Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия”.

                                    И.С. Якиманская

В этой технологии особое значение придаётся субъективному опыту жизнедеятельности, уже приобретённому ребёнком до школы

P1013115   

Цели:

1.Развивать индивидуальные познавательные способности каждого обучающегося воспитанника.

2.Максимально выявить, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный опыт ребёнка)

3.Помочь личности познать себя, самоопределиться и   самореализоваться.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.

При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Представление ученику работать разными способами имеет большую диагностическую ценность. ЛОР даёт оценку разно-уровневой технологии, дифференцированному, индивидуальному подходу

Якиманская И.С. говорит так: «ЛОР педагогическая технология должна обеспечивать:

•выявление индивидуальности каждого воспитанника, независимо от его успеваемости;

•выявление содержание его субъективного (познавательного) опыта;

•предоставление воспитаннику выбора способов учебной работы с программным материалом, а также выбора формы работы на уроке (индивидуально, в группе), типа ответа ( с места, у доски), характера ответа (письменного, устного, анализ ответа товарища, исправление замеченных ошибок и т.д.;

•оценку не  только результата, но и главным образом процесса его достижения

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, зная особенности учащихся со всеми присущими ему характеристиками. Программа приспособлена гибко к возможностям учащихся, динамике его развития.

Особенности методики.

Образовательный процесс строится на диалоге ученика и учителя, при этом обязательно учитываются:

  1. индивидуальная избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала;
  2. его стремление, мотивация использовать полученные знания самостоятельно;
  3. ЗУН. Далеко не все понятия усваиваются, а только те, которые входят в состав личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
  4. СУД. Выявление способов учебной работы является важным средством определения индивидуальных особенностей ребёнка.

Центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, поэтому её методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Цель использования.

  1. Позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям.
  2. Следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных заданий.
  1. Следить за продвижением от незнания к знанию.
  2. Вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ученика, так и учителя.
  3. Индивидуальный подход - это:

  1. ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
  2. учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

Внедрение:

  1. Выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащегося.
  2. Использование конкретных учебно-методических, психолого-педагогических и организационных приемов и методов, обеспечивающих индивидуальный подход.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях. Но можно рассматривать и отдельно, как самостоятельную систему, когда основным средством достижения целей обучения является именно индивидуализация.

Акцент целей - или результаты.

  • Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося, его потенциальных возможностей (способностей)
  • Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащегося.
  • Формирование обще учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
  • Развитие познавательных интересов
  • Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

-. учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

-изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

-в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

-активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

-учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

-необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

-при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

-необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата , но главным образом процесса учения т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

-образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства)

Работая с одним и тем же содержанием какого - то задания, каждый ученик прорабатывает его по- своему. Задача учителя - выявить это, зафиксировать, опереться на наблюдение и воспользоваться им при построении индивидуальной образовательной программы. Но для этого учитель должен располагать соответствующим дидактическим материалом, пользоваться им на каждом уроке, отмечать достигнутые успехи и недостатки в работе ученика, индивидуальные особенности развития его в теоретической и практической деятельности. Разнообразный дидактический материал должен быть, чтобы создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Задания должны быть построены так, чтобы они помогали детям понять, что такое закономерность, как выполняется классификация по одному или нескольким основаниям, что такое признак, свойства, качество, какие между ними существуют отношения. Это важно, так как во всех учебных предметах основной объект усвоения - система понятий (их соподчинение). Важно, чтобы задания, в каком бы содержании и форме они ни вводились, развивали у детей стремление к самовыражению, достижению успеха, укрепляли уверенность в своих силах, поощряли желание понять ход мыслей других, особенно если они не совпадают с собственными. ЛОР технология широко использует метод рефлексии (оценка своих знаний). Разрабатывая дидактический материал в системе ЛОР образования, надо стремиться к тому, чтобы ученик мог свободно, без боязни ошибиться (сказать «неправильно»). Главное показать, как достигается хороший результат. Отличительная особенность ЛОР образования - акцент с полученного результата смещается на рефлексию процесса его достижения. Л.С. Выготский «.. .в воспитательном процессе личный опыт ученика представляет из себя всё. Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам». При посещении урока проверяющие не знакомятся, бывает, с замыслом учителя, что приводит не редко к конфликтам. Конспект ЛОР урока имеет некоторые особенности. Помимо информационной части он содержит особую рефлексивную часть, где планируется раскрывать методы (приёмы) овладения материалом, чтобы продемонстрировать их учащимся. На уроке передаётся не только содержание знаний, но и методы их получения, что тоже знания, но особого рода. Одно из основных требований при составлении длани - конспекта ЛОР урока заключается в том, чтобы не только определить содержание и объём знаний для усвоения, но и вычленить систему познавательных (умственных) действий, которыми должен овладеть ученик. В конце урока не только подвести итог, но и умение, что понравилось, что нет, чем бы им хотелось заниматься дальше. В ЛОР уроке важен контроль за процессом работы учащихся. Не просто контролировать (фиксировать) ошибку, но и выявить её природу, пути и средства устранения ошибки. Трудность в том, что причины ошибок и затруднения всегда индивидуальны.

Требования к ЛОР уроку.

  1. умение учителя не только излагать содержание знаний, но и знакомить с рациональными способами его усвоения;
  2. умение отбирать такие способы, которые бы обеспечивали самостоятельную организацию материала данной темы;
  3. умение учителя использовать такие упражнения, направленные на выявление познавательных способностей учащихся, динамики развития каждого;
  4. более активное использование учителем индивидуальных предпочтений учеников.

Цель ЛОР урока - не столько сообщение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т. е. умение учиться.

ЛОР урок рассчитан на работу с индивидуальностью каждого ученика, направлен прежде всего на раскрытие индивидуальности, раскрытие и развитие каждого ребёнка, как неповторимой личности, приспособляемость к интересам и возможностям каждого ученика. Анализ ЛОР урока.

  1. Использование субъективного опыта учащихся.
  2. Применение специально разработанного дидактического материала.
  3. Характер педагогического общения на уроке.
  4. Активизация способов учебной работы.
  5. Проявление гибкости учителя в организации и проведения урока.
  1. Учить анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу.

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

Не всякая развивающая программа может считаться личностно -ориентированной. Она становится ею тогда, когда развивает не общие познавательные способности, а индивидуальные.

Учебная программа - обеспечивает в основном овладение ЗУН. Образовательная программа - её функция - развитие личностных качеств (новообразований), чётко определить, какие личностные качества могут быть сформированы на её основе. Есть учащиеся, которым легче даётся усвоение теоретического материала, а другим - практическая часть учебной деятельности. Есть учащиеся , которые раскрываются наиболее полно в парной, групповой работе, а есть такие, которые работают индивидуально. Развитие таких качеств, как:

  • инициативность,
  • рефлексивность,
  • планирование своих действий,
  • их пооперационный контроль,
  • предвидение результата,
  • его критический анализ,
  • ответственность в выборе решений, конечно под руководством педагога.

При ЛОР обучении акцент не на программный материал, подлежащий усвоению, а на организацию индивидуальной познавательной деятельности на основе знаний её психологической природы. Анализирует учитель не только содержание того, что должно быть усвоено, но и как (с помощью какой организации познавательной деятельности) это может быть усвоено. Какая активность при этом будет обеспечена. Важен процесс усвоения учебного материала, не столько сам результат, что важно при выявлении личностных особенностей учащихся. Предоставление ученику работать разными способами имеет большую диагностическую ценность. ЛОР даёт оценку разно уровневой технологии, дифференцированному, индивидуальному подходу.

Позиция учителя:

-  инициирование субъектного опыта учения;

-  развитие индивидуальности каждого ребенка;

-признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

-  свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:

-  самопознание, самоопределение, самореализация.

Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание(усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

                                             Литература

1    Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.

2     Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.

3   Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащих ся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.

4    Психологические критерии качества знаний школьников / Под рук. И.СЯкиманской. - М., 1990.

5Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. -1964. - № 3.

6    Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. - № 5.

7    Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. -1995. - №3.

8    Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М., 1985.

9    Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».

Статья по теме  "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

ФГОС НОО в реализации развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа»

Описан опыт работы по новым ФГОСНОО по программе "Перспективная начальная школа" за 1-2 классы....

Личностно ориентированное развивающее обучение. (И.С. Якиманская).

Личностно ориентированное развивающее обучение.  (И.С. Якиманская)....