Использование здоровьесберегающей технологии сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС НОО
статья

Благовещенская Анастасия Михайловна

В концепции стандартов  второго поколения для обучающихся с ОВЗ   в  Российской  Федерации  отмечается обновление содержания образования,  совершенствование всей его структуры, формирование определенных условий, способствующих сохранению здоровья школьников.  Каждый ученик, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных особенностей имеет право на получение общего образования, поэтому созданием безбарьерной среды в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 480 Кировского района, г. Санкт-Петербург для обучающихся с особыми потребностями  занимаемся и мы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование здоровьесберегающей технологии сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС НОО Благовещенская Анастасия Михайловна, Пыжова Людмила Валерьевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 480 Кировского района, г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Организация учебного- воспитательного процесса соответствующая современным требованиям ФГОС для детей обучающихся с ОВЗ в ОУ: Активизации познавательной сферы учащихся; Успешном усвоении учебного материала; Способствовать психическому развитию.

Слайд 3

Дети с задержкой психического развития Недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных процессов: Анализа Синтеза Обобщения Сравнения Так же нередко наблюдаются нарушения поведения, которые проявляются в начальных классах (агрессивное поведение в детском коллективе ).

Слайд 4

Сказкотерапия Это самый древний психологический и педагогический метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Слайд 5

Применение сказкотерапии Психотерапия Воспитание Развитие Тренинги Образование

Слайд 6

Эффективность: Проработка учебной и психологического проблемы идет через подсознательное ребенка; Развитие и совершенствование психических функций; Стимулирование развития речи; Стимулирование развития логического мышления; Поддержка интереса и внимания к выполнению задания; Создание положительного эмоционального фона; Обогащае словарного запаса; Обучение установления причинно-следственных связей.

Слайд 7

Виды сказкотерапии Авторские сказки Дидактические сказки Психо- коррекционные сказки

Слайд 8

Варианты работы сказкотерапии: Чтение сказки Беседы о прочитанном Рассказывание сказки Сочинение сказок

Слайд 9

Рисование сказки

Слайд 10

Изготовление игрушек

Слайд 11

Поставка сказок

Слайд 12

Занятия с 5 классами:

Слайд 13

Использование сказки помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенности детей с ЗПР. Применение в учебном процессе сказкотерапии дает высокие результаты: развивает творческие способности учащихся, помогает процесс обучения сделать более осмысленным, способствует коррегированию основных психических процессов школьников, что позволяет создать безбарьерную среду для всех обучащихся с ОВЗ.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Сказка учит всех людей

Быть мудрее и добрей.

              В концепции стандартов  второго поколения для обучающихся с ОВЗ   в  Российской  Федерации  отмечается обновление содержания образования,  совершенствование всей его структуры, формирование определенных условий, способствующих сохранению здоровья школьников.  Каждый ученик, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных особенностей имеет право на получение общего образования, поэтому созданием безбарьерной среды в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 480 Кировского района, г. Санкт-Петербург для обучающихся                         с особыми потребностями  занимаемся и мы. Такая универсальная среда позволяет нашим школьникам, чувствовать себя комфортно и независимо.

               В соответствии с требованиями  ФГОС для обучающихся с ОВЗ   в ОУ должны быть созданы специальные условия для получения образования,  включающие в себя использование специальных образовательных программ, технологий и методов обучения и воспитания [4]. Организация учебного-воспитательного процесса  с такими обучающимися, прежде всего, должна способствовать активизации  их познавательной сферы, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию школьников. У  учащихся с задержкой психического развития обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Также у  большинства детей с ЗПР нередко наблюдается различные нарушения поведения, которые проявляются уже в начальных классах. В настоящее время агрессивное поведение в детском коллективе становится одной из ведущих проблем, которая выходит за рамки психолого - педагогического сопровождения и становится уже социальной.

При коррекции развития эмоционально-волевой сферы и  агрессивности у детей с задержкой психического развития необходимо   обратить внимание на использование  современных здоровьесберегающих технологий.  Следует отметить, что  именно  сказкотерапия является наиболее успешной в проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

                  Это самый древний психологический и педагогический метод, использующий  форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи:  Э.Фромм,  Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [1].

               В своей практике мы используем метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечить, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Эффективность сказок в том, что проработка учебной или психологической проблемы идет через подсознание ребенка. Необходимо отметить, что применение данного метода позволяет развивать и совершенствовать психические функции, а также стимулирует развитие речи и логического мышления. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.

            На уроках в школе, во внеурочной деятельности и на коррекционно-развивающих занятиях можно использовать авторские, дидактические или психокоррекционные сказки.

           

 Чтобы помочь ученику  осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. В учебной практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для обучения сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. Например, сказка Л. Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми с ОВЗ. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает учитель-дефектолог; иногда сказка пишется для конкретного ученика.

           В форме дидактических сказок подаются учебные задания. Например, на  уроках ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях задача  — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху. На уроках русского языка или природоведения мы просим сочинить  лингвистическую сказку. С ее помощью можно увлекательно рассказать об орфограммах, членах предложения, законах природы...  С помощью игры лингвистическая сказка объясняет правила и законы языка. Хоть она появилась на свет гораздо позже традиционных фольклорных сказок, у нее обязательно должны быть свои герои, элементы волшебства и сказочные превращения.

               Психокоррекционные сказки уместны на коррекционных занятиях с педагогом - дефектологом или психологом.  Необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности. 

                 Сказкотерапия может использоваться на любом этапе урока. В начале урока для привлечения внимания, в середине – для того, чтобы сменить вид деятельности и заинтересовать учащихся, и в конце урока – для закрепления пройденного материала. По мнению Чех Е.В. [6] можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: чтение сказки и беседы о прочитанном, рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки. Осуществляя сопровождение детей с ОВЗ,  нами  были выделены и другие направления работы со сказкой: игры; сказкотерапевтические занятия; коллективное  и индивидуальное сочинение сказок. Игры по сказкам используются для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи. Можно применять следующие игры: «Что сначала – что потом», «Собери картинку», «Сказочная викторина», «Назовите сказочного героя или название сказки на каждую букву алфавита», «Сказочное лото».

                   Применяя  метод сказкотерапии,  мы используем  карточки «Мир сказочных историй».  Это дополнение вносит в коррекционное занятие новизну и наглядность, которая необходима для эффективной работы с детьми ЗПР. Набор  представляет собой из 40 карт, разделенных на 4 сюжета: волшебный мир, повседневный  мир, страна волшебников и королевский двор. Персонажи сказочных миров представлены в различных ситуациях, что поможет сочинять истории по картам. Можно выбрать нужные для вашей сказки карты и, разложив их в определенном смысловом порядке, рассказать по ним историю. А можно по очереди вытягивать по одной карте из колоды и выдумывать историю на ходу. Каждая из карточек является яркой иллюстрацией, которая увеличивает заинтересованность и помогает развитию фантазии ребенка.

                Нами была проведена работа,  с помощью которой мы выявили, что циклы занятий сказкотерапии с использованием карточек производит разный коррекционный эффект, зависящий от поставленных целей и задач. В ходе проведения занятия с 4 классам результатом стало снижение агрессивности, развитие воображения и восприятия у школьников. В работе с пятыми классами было выявлено, что использование данного метода работы помогает адаптировать школьников к новым условиям функционирования. Также в 8 классах была проведена работа со сказкотерапией,  направленная на развитие духовно-нравственного воспитания с подростками. Этот  метод успешно использовался не только в групповой работе, но  в индивидуальной и  парной работе. Таким образом, мы хотим выделить сказкотерапию с использованием карточек «Мир сказочных историй», как один из самых интересных и многофункциональных методов коррекционной работы с детьми ЗПР данной здоровьесберегающей технологии  в различных видах занятий: учебных,  коррекционно - развивающих, воспитательных и в индивидуальных сопровождениях.

                Использование сказок – это, прежде всего создание атмосферы для эмоционального общения между учителем и детьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения. Они очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки.

                Считаем, что использование сказки помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенности детей с ЗПР. Применение в учебном процессе сказкотерапии дает высокие результаты: развивает творческие способности учащихся, помогает процесс обучения сделать более осмысленным, способствует  коррегированию основных психических процессов школьников, что позволяет создать безбарьерную среду для  всех обучащихся с ОВЗ.

Литература:

1. Вачков И.В. «Сказко - терапевтические технологии в работе школьного психолога». – М: Педагогический университет « Первое сентября», 2010.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб: Речь, 2007

3. Гурьева Н.А. Серия «Учимся по сказке». – СПб. Паритет, 2006.

4.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ [Н. Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова]. -2-е изд. –М.: Просвещение, 2014

5.Специальная психология: Учебник для студентов высш. учебных заведений для направлений подготовки бакалавров (21б – «Психология»)/ [Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, В. И. Лубовский и др.] под ред. Л. М. Шипицыной – СПб: Речь, 2013

6.   Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб: Речь; М: Сфера, 2009

7. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей. – СПб, Союз, 2004.