Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»
статья по зож на тему

Шелпакова Татьяна Александровна

Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_tvorcheskiy_otchet.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

для рациональной организации образовательного процесса младших школьников »

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Введение.

 Я,  Шелпакова Татьяна Александровна, работаю в школе № 2 с 1993 года, после окончания Тамбовского педагогического училища №1 имени К.Д. Ушинского по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. В 1999 году закончила «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» по специальности «Математика». Общий педагогический стаж работы в школе 16 лет.

Постоянно повышаю свою квалификацию на курсах. За время последней аттестации посетила курсы по следующим  проблемам:

  •   “ Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов ”
  • ”Интернет-технологии для учителя предметника”
  • “Основы профессиональной деятельности педагога в условиях предшкольного образования”
  • Курcы “INTEL . Обучение для будущего”
  • “Начальная школа в условиях модернизации образования”
  •  “ Организация дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

    Одной из основных проблем в своей работе с детьми считаю проблему   охраны и укрепления здоровья   школьников. Тема моего творческого отчета «Использование здоровьесберегающих технологий  для рациональной организации образовательного процесса младших школьников».

 Актуальность.

Здоровье человека — тема   достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

    Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

     Актуальность исследования связана не только с необходимостью сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном процессе, но и с повышением результативности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Образовательный процесс должен рассматриваться неразрывно с оздоровительным, так как воспитание гармоничной личности подразумевает, наряду с реализацией интеллектуального потенциала, формирование духовности, нравственности и здоровья индивида.

   Аналитическая часть.

        Ухудшение состояния здоровья детей -  результат  неблагоприятного воздействия  целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

-несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

-несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

-чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

-неоправданное раннее начало дошкольного систематического обучения;

-недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

-недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

     Анализ школьных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, позволяет выделить следующие

   Противоречия:

       -  между потребностями школы в необходимости изменения подхода к формированию здорового образа жизни детей и отсутствием педагогической системы здоровьесберегающего обучения;

            - между возросшей в современных условиях значимостью сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и низким уровнем решения задач оздоровительного, здравотворческого направления в системе образования;

- между необходимостью укрепления и сохранения здоровья и недостаточностью навыков по формированию здорового образа жизни;

 - между традиционной закрепощающей моторной позой ребенка и недостаточной подвижностью детей;

- между существующими санитарно-гигиеническими требованиями и условиями обучения.

-  между школьными требованиями и потребностями, а также психофизиологическими возможностями учащихся.

          Проблемы          

  • Ухудшение социального положения семей учащихся;
  •  Необеспеченность детей полноценным питанием;
  •  Наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;
  •  Невысокий уровень общей культуры населения.

Цель   своей работы по данной проблеме вижу  в

   организации комфортной, экологичной, психологически-здоровой образовательной среды, способствующей сохранению здоровья школьников за период обучения   в школе.

      Задачи:

   -организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

-формирование необходимых знаний, умений и навыков здоровьесбережения; научить детей использовать

-полученные знания в у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих повседневной жизни;

 -воспитание ответственности, создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

- воспитание культуры здоровья;

-развитие творческих способностей;

-мотивация на здоровый образ жизни;

-внедрение научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей.

Условия возникновения и становления опыта.

  •  изучение нормативных документов;
  •  изучение психолого-педагогической литературы по здоровьесберегающим технологиям;
  • повышение квалификации
  •  посещение уроков, занятий, массовых мероприятий с последующим анализом.
  •  участие в школьных и городских мероприятиях по данной теме.
  • публикация статей в газете “Наш вестник”.

 В 2004 году прошла курсы по проблеме “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов”, в2005году прошла курсы “Интернет-технологии для учителя предметника”, где защитила выпускную работу по теме “Если хочешь быть здоров”.Неоднократно печаталась в городской газете “Наш вестник”.В 2008 году вышла   моя статья под названием “Установка на здоровый образ жизни”, затем по данной проблеме неоднократно выступала на школьном и городском методических объединениях, на родительских собраниях. Опыт моей работы был обобщен на школьном уровне и обсужден на методическом объединении. В 2008 году прошла курсы   по проблеме “Организация дополнительного образования в образовательном учреждении”, после чего разработала программу дополнительного образования “Расти здоровым”, которая получила положительную экспертную  оценку. В январе 2009 года участвовала  в городской практической конференции “Современные педагогические технологии”, где выступала по теме “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов”. В ноябре 2009 г. приняла участие в городской конференции “Сохранение  и укрепление  здоровья школьников в условиях развития образовательного учреждения”. Материал выступлений размещен на сайте нашей школы.

Форма повышения квалификации

 Название темы мероприятия

Тема выступления

Дата

1.

курсы

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

слушатель

2004г

2.

курсы

Интернет-технологии для учителя предметника

Работа “Если хочешь быть здоров”

2005г.

3.

Городской семинар

Преемственность в работе  детского сада и школы

 Преемственность в работе по сохранению и укреплению здоровья

2006г

4.

ГМО

Выступление на ГМО

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

2006г

5.

Статья в газете

Установка на здоровый образ жизни

2008г

6.

Программа дополнительного образования

Расти здоровым

2008г

7.

ШМО

Выступление на ШМО

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

2008г

8.

Городская практическая конференция

Современные педагогические технологии

Выступление “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов”

2009г

9.

Городская научно-практическая конференция

Сохранение  и укрепление  здоровья школьников в условиях развития образовательного учреждения

Выступление “Здоровье школьника и учебно – воспитательный процесс”

2009г

 Считаю, что процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому основными принципами в своей работе   считаю:

       1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

2)  непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

3)  максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

4)  интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

5) преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

6) использование простых и доступных технологий;

7) реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности.

       8) формирование положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»),

   Главное правило, которого придерживаюсь в своей работе: «Сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».     

Реализовать его во многом помогает система планирования работы по организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

    Содержание работы:

   В работе я применяю комплексную программу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Выделяю 6 блоков, т.е направлений своей работы:

I блок – ресурсное обеспечение.

II блок – организация учебного процесса.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

 VI блок- внеурочная деятельность.

I блок – ресурсное обеспечение:

  • Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
  • Питание в школьной столовой;
  • Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

     Уже 3 года я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время, большую помощь в этом мне оказывают родители моего класса и администрация школы. И начали мы с того, что 3 года назад был сделан  ремонт класса,   была установлена новая современная мебель, рассчитанная на детей младшего школьного возраста,  заменены светильники.  Для оздоровительных и профилактических мероприятий оборудованы тренажерный зал, комната отдыха, приобретены   программно-технические средства: магнитофон, аудио и видео- диски, кассеты.

    Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

  Но хочется отметить, что очень большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.

     Особое внимание уделяю питанию детей в школе. Для этого провожу беседы, классные часы,  исследования, привлекаю специалистов, а также убеждаю родителей, что полноценное питание-залог здоровья ребенка. Наша школа вошла в проект “Школьное питание”. В школьной столовой был произведен капитальный ремонт, приобретено новое современное оборудование. Улучшилось качество питания школьников. Это дало свои положительные результаты: повысилось количество детей, получающих горячее питание в школе. Охват детей питанием в нашем классе составляет100%.

 II блок – организация учебного процесса:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
  • Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
  • Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  • Индивидуализация обучения.

     Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация не только учебной недели, но и каждого урока. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени - ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья школьников. Неправильно организованный урок может стать главным фактором, вызывающим нарушения в состоянии здоровья ребенка и формирующим целый комплекс школьных проблем. Рациональная организация урока предполагает не только учет продолжительности его отдельных моментов, но, что еще более важно - соблюдение оптимального темпа учебной деятельности школьников. Учитывая это, стараюсь целесообразно распределять учебную нагрузку как в течение урока, так и в течение дня и недели. В своей работе руководствуюсь гигиеническими требованиями, предъявляемыми к организации и проведению урока.

Гигиенические требования к организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Число видов деятельности: 4-7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
  4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут. Число видов преподавания: не менее
  5. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

Использую различные  методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

  • метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
  • активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
  • методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Образовательные технологии, способствующие сохранению здоровья :

- личностно- ориентированное обучение

-проблемное обучение

-дифференцированное обучение

- индивидуальный подход

- информационно-коммуникационные технологии

-психологическая комфортность

 Работу начинаю с изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого  используются тесты.    Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми устанавливаем причины негативного  отношения к предмету.

                        Как классный руководитель   изучаю медицинские карты своих подопечных, из которых  можно выявить их заболевания. С учетом этого размещаю их по рабочим столам и выделяю детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Довожу индивидуальные особенности школьников   до тех учителей, которые   работают с ними.

      Одной из наиболее значимых   технологий     считаю индивидуальный подход к обучению школьников. Стараюсь использовать  все формы и способы осуществления дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований, по степени самостоятельной деятельности ребенка, по степени творчества  и т.д.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Уровень психологической комфортности в классе повысился на 20%. (прил.№2).

  • Повышению активности и инициативности, учащихся на уроках и во внеурочное время;
  • Активизации познавательной, творческой деятельности;
  • Повышению качественной успеваемости школьников;
  • Достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
  • Развитию навыков самообразования и самоконтроля;
  • Снижению дидактических затруднений у учащихся;

           способствует   применение ИКТ в образовательном процессе.

           

              Применение перечисленных технологий в образовательном процессе позволяет создать:

-благоприятный микроклимат в классе;

-оптимальные условия для самовыражения учащихся;

учитывать:

-особенности класса в целом;

-индивидуальные особенности учащихся;

предупредить:

-гиподинамию учащихся через разнообразные формы коллективной и индивидуальной деятельностей.

 

 Считаю, что образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

- Игровых ситуаций на уроках,

- разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).

 - Драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов

- Подвижными играми на переменах

- Наглядности

- Занимательных упражнений

- Фантазирования

- Творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

 -применение физкультминуток.

    Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  • “Хороший смех дарит здоровье”,
  • мажорность урока,
  • эмоциональная мотивация в начале урока,
  • создание ситуации успеха.

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

   

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки     помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. (прил.№17)

Требования:

-Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).

-Провожу на начальном этапе утомления.

-Предпочтение отдаю упражнениям для утомленных групп мышц. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока:

  • расслабление кистей рук
  • массаж пальцев перед письмом
  • дыхательная гимнастика
  • предупреждение утомления глаз

При проведении физкультурных минуток предпочтение отдаю простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. В 1-2 классах использую физкультурные минутки, имеющие двигательно-речевой характер. В 3-4 классах физкультурные минутки провожу в музыкальном сопровождении. Для этого использую популярные детские мелодии или классические произведения. Такая форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях детей.

     Каждый учитель знает, если не обращать внимание на посадку учащихся, особенно во время проведения письменных работ, то через очень короткий промежуток времени у них произойдёт нарушение осанки, а в дальнейшем это может привести к развитию сколиоза. Чтобы избежать этого, провожу физкультурные минутки с использованием различного гимнастического инвентаря (гимнастических палок, мешочков с песком, мячом).

Использовать мешочки с песком можно не только для проведения физкультурных минуток, но и во время проведения письменных работ. Именно это нехитрое приспособление помогает мне приучить детей к соблюдению правил посадки при письме, особенно это важно в самом начале обучения. Один из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя.

 Чтобы оздоровительные минутки были интересными и разнообразными, использую различные подручные средства (книга, карандаш, лист бумаги, и т. д). Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, снижению физического напряжения. Благодаря двигательным разминкам заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья растет, формируется культура движения. Совместная двигательная игровая деятельность сближает детей, изменяет отношение учащихся к урокам, помогает почувствовать радость пребывания  в школе.

       В   классе на потолке находится офтальмо-тренажер. Это схематический рисунок зрительно-двигательных траекторий, каждая из которых отличается цветом. Стрелки указывают направление движения взгляда. Тренажер необходим для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме. Эту задачу я также решаю с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Детям очень нравятся тренажеры, составленные применяя компьютерные технологии.

   Использование упражнений для глаз и работа с офтальмо – тренажером позволяет сохранить зрение детей и даже улучшить его.

       Физкультурные минутки могут способствовать развитию познавательных процессов. Например,  загадывая загадку, я прошу ребят показать отгадку при помощи движений.  Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.

             На уроках естествознания говорим о правильном питании школьника. Несколько уроках рисования были посвящены режиму дня в картинках, зимним видам спорта.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  • Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

    Добиться желаемых результатов возможно при тесном сотрудничестве школы и семьи. Считаю, что только при тесной взаимосвязи всех звеньев воспитательно-образовательного процесса можно добиться позитивных результатов.

Родители являются моими первыми помощниками. Они принимают участие в организации экскурсий, походов на природу, участвуют в спортивных соревнованиях.  Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений вместе с родителями, прогулки на свежем воздухе вызывают у детей  стремление  к здоровому образу жизни. Необходимую информацию родители получают у классного руководителя, а при необходимости у психолога или мед. работника. С этой целью организую  консультации, семинары, родительские собрания.

 Разработала тематику родительских собраний, памятки для родителей, буклеты. (прил.№12-15) В плане психолого-педагогического просвещения родителей в ноябре прошло родительское собрание « Союз семьи и школы в деле сохранения  и укрепления здоровья детей», где   особое внимание родителей было обращено на режим дня школьника, формирование его здорового образа жизни и актуальность профилактики заболеваний социального характера.

   В нашей школе стало традицией проведения дней и недель здоровья.   Мною разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Вот названия некоторых из них: «Весёлое путешествие в Страну Природы и Здоровья» (спортивно-конкурсная программа), «Праздник Здоровья» - утренник, в котором участвуют Винни Пух, Пятачок, Кристофер Робин, Лисица-медицинская сестрица и Доктор,  Урок здоровья в младших классах: "Дорога добра и Гарри Поттер", его цели:

  • обучение жизненно важным навыкам;
  • формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения;
  • воспитание здорового образа жизни.

С большим удовольствием дети участвуют в конкурсах рисунков, посвященных теме здоровья.

iV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  • Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
  • Организация подвижных игр (динамической паузы);
  • Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков
  • Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

   Каждый день ребенка в школе начинается с проведения утренней гимнастики. Ребята приходят в школу за 15 минут до начала занятий. Вначале гимнастику проводила я, затем стали проводить ребята по своему желанию. Так постепенно подключились ребята всего класса. Проведение зарядки способствует поднятию настроения, положительного настроя, дает заряд бодрости на весь день.

   На перемене мы с детьми организуем подвижные игры: “Поймай рыбку’,”Классики”, “Путаница.” и т.д. иногда двигательные перемены проходят под музыку. Такие перемены позволяют снять эмоциональное напряжение, помогают преодолеть усталость и сонливость, а самое главное, избежать шалостей и драк. (приложение №12)

  С большим удовольствием дети посещают уроки физической культуры. Посещение этих занятий составляет 100%. Это дало положительные результаты. За последние годы в нашем классе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития. Детей с низким уровнем развития нет. (прил.№2).

Провела исследование в 3 “А” классе целью которого явилась оценка показателей заболеваемости обучающихся по данной программе. А также учитывалась проделанная    работа по здоровьесбережению у учащихся.

   На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновой уровень распространенности хронических заболеваний.   Отрадно то, что показатели нарушения осанки, показатели нарушения зрения держатся на одном уровне. Число не болевших детей к концу второго года обучения увеличилось на 15%.  (приложение №2)

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  • Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
  • Ведение паспорта здоровья класса.
  • Привлечение медработника к просвещению родителей.

 Каждый год я веду паспорт здоровья класса. Это позволяет мне наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины.  Разработала систему мониторинга, то есть динамического наблюдения за условиями обучения и воспитания, уровнем учебной и общей нагрузки, а также состоянием здоровья учащихся.

Методология мониторинга строится на принципах комплексности, системности, целостности, динамичности и наличии обратной связи.

В методику комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного пространства входят:

а) тесты для оценки физического развития, двигательной подготовленности, напряженности, школьной мотивации;

б) анкеты для опроса учащихся об образе жизни, формах досуга

в) анкеты для опроса учащихся об уровне знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни.

 г) анкеты для опроса родителей о состоянии здоровья, условиях жизни, поведении детей.

д) алгоритмы обработки анкет. (приложения №6-11)

Мониторинг обычно провожу 1-2 раза в год. На основе анкет, заполняемых родителями составляю сводную таблицу наблюдения за состоянием детей, которая анализируется психологом, врачом и позволяет выявить отклонения в психофизическом состоянии, нарушении здоровья по поведенческим реакциям.  Полученные сведения доводятся до родителей, совместно намечается план дальнейшей работы.

   Большую помощь по профилактике здоровья мне оказывает сотрудничество со школьной медсестрой. В школе действует программа “Здоровый ребенок”. В медицинском кабинете установлено современное оборудование, компьютер, где можно получить сравнительные результаты обследований учащихся.

   

      VI блок - внеурочная деятельность

В работе по сохранению и укреплению здоровья применяю такие формы работы как тематические акции, часы и дни здоровья, праздники здоровья, КТД с участием родителей, рекламные компании, использование мультимедийных презентаций  и проектов самих учащихся. Так в рамках недели науки в школе проходил конкурс детских проектов.  Детьми были представлены проекты “Курение-вред или удовольствие?”, “Влияние осанки на здоровье”,“Пища как источник энергии?” и другие (приложение №16).  Дети принимали участие в агитбригаде “Здоровое питание”.Разработана тематика классных часов и бесед с учащимися по сохранению здоровья (приложение № 26).  Наш класс тесно сотрудничает  со всеми городскими учреждениями дополнительного образования, музеем,  кинотеатрами города, службой «Доверие» в плане проведения совместной работы по сохранению и укреплению здоровья.

Дети с удовольствием посещают кружки и спортивные секции. Занятость учащихся в спортивных секциях составляет 100%(приложение№3).

   В 2008 я разработала программа дополнительного образования ”Расти здоровым”, которая получила положительную экспертную оценку (приложение №24). Цель данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся знания о здоровье человека как непреходящей ценности, о социальной и биологической необходимости сохранения здоровья, о роли самого ребенка в сохранении здоровья.    В  прграмме выделено 7 разделов:

       Раздел 1. Самопознание.

       Раздел 2. Я и другие.   

 Раздел 3.Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.     

    Раздел 4. Питание и здоровье.    

 Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

       Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг.     

       Раздел 7.  Культура употребления психоактивных веществ.     

Чтобы достичь результатов в работе, всю свою работу по сохранению и укреплению здоровья школьников приходилось неоднократно анализировать, корректировать, систематизировать, а затем создавать определенную модель непрерывного валеологического образования.

 

Главные результаты:

       - Повышение заинтересованности родителей в укреплении здоровья детей.

      - повышение внимания школьников и их родителей к вопросам   питания, здорового образа жизни и рациональной двигательной активности

  • на 20% снизился уровень психологической напряженности у учащихся;
  • увеличилось количество учащихся с положительной самооценкой;
  • на 15% снизилась заболеваемость учащихся простудными заболеваниями ;

      -     увеличилось количество детей в 1-й группе здоровья;

  • повысился уровень физической подготовки школьников;

      -    повысился уровень обученности школьников и качество знаний;

  • на 20% увеличилось количество учащихся питающихся в школьной столовой;
  • повысилась социально-психологическая комфортность в детском   коллективе;
  • повысилась информированность обучающихся по вопросам здоровьесбережения;

Новизна опыта:

Теоретически обоснована, спроектирована и апробирована педагогическая система здоровьесберегающего обучения младших школьников, основанная на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья, которая подразумевает тесное взаимодействие теории и практики, ориентацию ребенка на самопознание, самоопределение и саморазвитие.

  • Разработала программу дополнительного образования “Расти здоровым”.
  • Участие детей в агитбригаде “Здоровое питание”.
  • Памятки и буклеты для родителей.
  • Буклеты для учащихся.
  • Методические рекомендации для учителей
  • Тесты для мониторинговых исследований.

Задачи дальнейшей работы:

  • Обобщить опыт работы по данной теме.
  • Разместить накопленный материал   в сети Интернет на сайте сетевого сообщества творческих учителей.
  • Провести акцию под названием ”Будь здоров”.
  • Выступление перед учащимися другихшкол с проектами и пропагандой здорового образа жизни.

Заключение.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Список литературы:

1. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.

3. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-прктической конференции. Самара, 2000.

4. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вако", 2004.

6. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в началь6ной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

7. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

9. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.

10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

11. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

12. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Творческий отчет «Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»
  2. Приложения:

№1 - паспорт здоровья класса;

№2 - сравнительные таблицы состояния здоровья, уровня развития учащихся;

№3 - занятость учащихся в спортивных секциях;

№4 - тип конфликтности личности учащихся;

№5 - сравнительные диаграммы исследований;

№6 - №11-анкеты для детей, родителей, учителей;

№12 - №14-памятки, буклеты для родителей, детей;

№15 - 16-творческий проект учащихся;

№17 - рекомендации по проведению физкультминуток;

№18 - тест аутогенной тренировки;

№19 - рекомендации по проведению двигательных переменок;

№20 - рекомендации по проведению оздоровительных мероприятий на уроке;

№21 - физические упражнения для формирования правильной осанки;

№22 - скороговорки для дыхательных упражнений;

№23 - упражнения для зрительной гимнастики;

№24 - игра “Дрессированный кузнечик’;

№25 - дополнительная образовательная программа “Расти здоровым”;

№26 - план работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся;

№27 - тематика классных часов, бесед, конкурсов по проблеме сохранения здоровья;

№28 - тематика родительских собраний, лекториев, бесед;

№29 -  внеклассное мероприятие“Путешествие в страну Здоровья”;

№30 – семейная спартакиада “Папа, мама, я - спортивная семья”.

3. Список литературы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"

Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".

В мастере - классе  по  теме " Здоровьесберегающий  подход  к  организации  обязательного   процесса в начальной  школе"  предоставлен  обзор...

Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовательном процессе младших школьников

Цели моей профессиональной деятельности.1) Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);2) Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;3)...