Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовательном процессе младших школьников
материал по зож
Цели моей профессиональной деятельности.
1) Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
2) Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;
3) Научить детей верить в себя, в свои силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii11.ppt | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бондаренко Татьяна Михайловна - учитель начальных классов МОУ Школа с.Аксарка
Цели моей профессиональной деятельности. Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья; Научить детей верить в себя, в свои силы.
Принципы воспитания обучающихся: Принцип сообразности. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать его, а развивать то, что уже есть; Принцип смыслового равенства взаимоотношений «учитель-ученик»; Принцип демократизма и гуманизма, культуросообразности, творческого начала, опоры на лучшие качества человека, системности воспитания
Актуальность. Успешность обучения в школе детей с ОВЗ определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Мотивы познавательного характера имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребёнку быстрее осваивать то, что ему интересно.
К концу уже первого года обучения большинство детей начинают говорить о своем нежелании ходить в школу и дети с ОВЗ особенно. Поэтому не случайно именно начальная школа должна формировать навыки здорового образа жизни при максимальной реализации соматических, физиологических, социальных, нравственных, психических, психологических, умственных возможностей.
Проблемы: Организация инклюзивного образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников; Отсутствие в образовательном процессе системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.
Поиск решения этих проблем привёл к необходимости вывести гипотезу , которая стала ведущей идей моей профессиональной деятельности Учебно-образовательный процесс, осуществляемый по здоровьесберегающим технологиям решает задачи сохранения здоровья учащихся с ОВЗ.
Основополагающие приоритеты педагогики оздоровления Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися ОВЗ.
Цель: Обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений, навыков по ведению здорового образа жизни.
Задачи: Формировать осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью; стремления к сохранению и укреплению здоровья, привычек к ежедневным подвижным занятиям, физическим упражнениям с учетом особенностей здоровья. Развивать устойчивость организма ребёнка к внешним неблагоприятным взаимодействиям; умения соблюдать нормы безопасности жизнедеятельности, а также профилактике вредных привычек. Вовлекать родителей в воспитательный процесс формирования здорового образа жизни.
Цели и задачи здоровьесберегающих технологий обучения определяют принципы, методы, приёмы и средства обучения, отражающие насущные общественные потребности, которые применяю на уроках, выступают в органичном единстве, образуя систему, как общеметодических, так и специфических принципов, методов, приёмов и средств, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления.
ПРИНЦИПЫ Общеметодические принципы. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип систематичности и последовательности. Принцип доступности и индивидуализации. Принцип непрерывности и цикличности. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Принцип двигательной активности с учетом состояния здоровья ребенка. Принцип психологической комфортности. Принцип формирования ответственности у учащихся за безопасность, здоровье своё и окружающих людей.
Методы здоровьесберегающих технологий Рассказ, беседа, лекция, дискуссия. Работа с книгой, демонстрация, иллюстрация. Видеометод, упражнения, наглядность. Лабораторный метод. Практический метод, познавательная игра. Метод программированного обучения. Обучающий контроль. (Организация саморефлексии) Ситуационный метод. Игровой метод психокоррекции (Развитие внимания, памяти, восприятия, наблюдательности; произвольных движений и самоконтроля и др.) Соревновательный метод, и др.
Классификация приёмов и средств образовательного процесса Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика; лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинг). Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы фитотерапии с учетом здоровья). Информационно-обучающиеся (рисование рисунков, плакатов, написание сочинений и т.д.)
В образовательном процессе применяются методики и технологии: В. Ф. Базарного: упражнения для снижения усталости глаз по опорно-двигательным траекториям; работа по цветовым и световым сигналам; упражнения по профилактике плоскостопия (хождение по коврикам); использование конторок при письме; и др.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Особенностью является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы. Основные требования при выполнении стрельниковской дыхательной гимнастики: Думать только о вдохе! Тренировать только вдохи! Считать только вдохи!
Упражнения. Ладошки. Насос. Кошка.
Су-Джок терапия (Су – кисть, Джок – стопа)
Система соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддержать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определённые точки.
Результаты медицинского осмотра и его показатели Диагноз заболевания 2014-2015 1б 2015-2016 2б 2016-2017 3б Всего обучающихся 20 18 17 Кариес 8 7 5 Плоскостопие 2 2 1 Дерматит 1 1 1 Пиелонефрит 3 1 1 Функциональные шумы в сердце 5 3 2 Нарушение зрения 7 5 5 Избыток веса 1 1 1 Нарушение осанки 2 1(ДЦП) 1(ДЦП) Относятся к первой группе 3 3 2 Относятся к второй группе 8 7 10 Относятся к третьей группе 6 5 3 Относятся к четвёртой группе 3 3 2 Пропущено за год дней 60 45 36 Пропущено за год уроков 240 225 180
Прогнозирование результатов педагогической деятельности на следующий период Создание программы по укреплению здоровья младших школьников в образовательном процессе. Ведущей идеей, которой будет «непрерывность, комплексность формирования здорового образа жизни в учебно-воспитательном процессе».
Хорошо составленная программа формирования здорового образа жизни должна помочь: в профилактике хронических заболеваний; уменьшить количество случаев заболевания в коллективе; научить учащихся ответственному отношению к своему здоровью; обучать и закреплять полученный опыт на практике, обучить умению коммуникации и доверительного разговора; усилить связь между знаниями о своём здоровье, отношении к нему и поведением.
С поступлением учащихся в школу планирую ежедневно вести профилактику заболеваний у младших школьников: Профилактика нарушения осанки; Профилактика плоскостопия; Профилактика инфекционных заболеваний; Профилактика близорукости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников
В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...
Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников
опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...
"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе" (статья и презентация)
Статья "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"Презентация "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"...
Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»
Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса младших школьников
Методическая тема по самообразованию...