Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса младших школьников
статья по зож (2 класс)

Сальвук Яна Витальевна

Методическая тема по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема по самообразованию учителя начальных классов ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная» Сальвук Яны Витальевны

«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса младших школьников»

Данной темой заинтересовалась, т.к. мой ребёнок и мои ученики страдают различными хроническими заболеваниями. Я хочу обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки — таково и здоровье. О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10 % учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  •  сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно - оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  1. Физкультурная минутка— динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  2. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  3. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  4. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  5. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  6. Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  7. Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  8. Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  9. Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  10. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  11. Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  12. Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  13. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.
  14. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  15. Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.

Задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья - одноклассники.

Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах.

Актуальность рассматриваемой темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности?

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.

В федеральном государственном образовательном стандарте учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

Сформировать необходимо у каждого ребенка ответственность за свое здоровье.

Здоровье + Физическое развитие = ЗНАНИЯ.

В своей работе применяю использованные ранее и доказавшие положительную динамику здоровьесберегающие технологии.

Изобретать велосипед в данном случае не целесообразно…

1)Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски.

2)Использование ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения в правильно дозированном режиме.

3)Правильная посадка и осанка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. 

Использую солевые мешочки для осанки.

Мешочек весом 150-200 граммов, наполненный песком или солью из плотной ткани шьется размером 15 на 15 сантиметров. Согласно весу ребенка насыпается от 250 до 400 граммов йодированной соли. Мешочек на голове не постоянно, а когда ребенок пишет или читает. Работаем в тесном контакте с родителями. Во время выполнения домашних заданий дети тоже используют мешочки. Больше всего жалоб было на плохое зрение, искривление позвоночника. Действенный способ предупреждения этих заболеваний транслировала доктор педагогических наук, заведующая кафедрой Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова Александра Дубогай. 

D:\Аттестация\Фото\17.JPG

4) Физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

-Упражнения с сигнальными метками. По мере надобности тематика меток меняется.

D:\Аттестация\Фото\16.jpgD:\Аттестация\Фото\13.jpg

-Система зрительно-двигательных траекторий.

D:\Аттестация\Фото\14.jpg

D:\Аттестация\Здоровьесбережение\Scan_20180408_135259.jpg

5) Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Упражнения объединяют движение и мысль, то есть активизируют и задействуют связи между системами «тело» и «ум».

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела. Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:

· первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.

· второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела, и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.

Нам необходимы оба вида движения, поскольку обеспечивают механизмы, стоящие в основе познавательной деятельности мозга. Механизм, направленный на разъединение мысли и движения, используется на начальном этапе создания любого навыка. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения. К сожалению, сейчас чаще всего практикуется обучение, ориентированное на обездвиженность и линейную абстрактную логику. Мы забываем о природных способах формирования навыка, и чаще всего используем механизм разъединения движения и мысли.

Исследования, проведенные авторами, позволили им создать программу «Гимнастика Мозга», в которой они представили ряд упражнений, направленных на активацию механизма объединения движения и мысли.

Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка, и механизма объединения мысли, и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого, упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Рекомендуются следующие упражнения.

«Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Кулак». «Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

«Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

6) Массажёры для рук

D:\Аттестация\Фото\20.JPG D:\Аттестация\Фото\21.JPG

D:\Аттестация\Фото\10.jpg

D:\Аттестация\Фото\18.JPG

Учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  • частую смену позы,
  • потягивание,
  • встряхивание руками,
  • зевота,
  • закрывание глаз,
  • подпирание головы,
  • остановившийся взгляд,
  • ненужное перекладывание предметов,
  • разговор с соседом,
  • увеличение количества ошибок в ответах,
  • не восприятие вопроса,
  • задержка с ответом,
  • частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Учитывая данные признаки, необходимо проводить «минутки отдыха».

7) Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток создают благоприятный психологический климат на уроке.

8) Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. 

В своей работе использую беседы основанные на информации предоставленной в учебнике «Физическая культура 1-4 классы» В.И. Лях Издательство Просвещение.

В течение урока идёт ознакомление с текстом учебника, беседы  - выводы о прочитанном и личного опыта ученика; запись основных моментов в тетрадь; раскраска на изучаемую тему; двух-трёх минутное тематическое видео.

D:\Аттестация\Фото\1.JPG

D:\Аттестация\Фото\4.jpg

D:\Аттестация\Фото\9.jpg

Подведём итог исследуемой темы.

Из всего ранее сказанного, в своей педагогической деятельности придерживаюсь следующей структурной таблицы.

D:\Аттестация\gruppa_3_1.jpg



Используемая литература

1) Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» /Под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. Это пособие содержит много фактического материала, в нем подробно рассмотрены «школьные факторы риска».

2) Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». – М.: изд-во АПКиПРО, 2002. В книге представлен обширный теоретический материал и даны рекомендации по проведению анализа учебных занятий с позиций здоровьесбережения.

 3) Корикова М. А. Здоровье школьников // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 516-517. — URL

4) Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004

5) Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010

6) Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011

7) Назарова Т. Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011

8) Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1–4 классы»..,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.

9) Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга»/ Пер. С.М. Масгутовой. М., 1997.

   

10) Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М; 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения

Выступление по проблеме сохранения здоровья у  учеников начальной школы и учителей....

Сообщение "Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС"

Данное сообщение может быть использовано как отчет по теме самообразования на методическом объединении учителей начальных классов....

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса второго поколения» рамках ФГОС

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка ...

Реализация здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса в рамках ФГОС.

                   В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста с...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

laquo;Нужно поддерживать крепость тела,чтобы сохранить крепость духа»--Виктор Гюго. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить з...

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка ...