Проектная задача как актуальная технология организации современного урока в начальной школе.
статья

Киргизова Светлана  Александровна

В статье освещается какие требования,этапы и результаты предьявляются  при использовании  метода "проектная задача" в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киргизова Светлана Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Таксимовская    средняя общеобразовательная школа №3»

Статья на тему

«Проектная задача как актуальная технология организации

современного  урока  в начальной школе»

2018 год

    Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от стандартного, так называемого, традиционного урока. Это понятно всем. Однако возникает много вопросов относительно того, а что же конкретно представляет из себя этот современный урок, как его выстроить, каким содержанием наполнить?

     На сегодняшний день особое место отводится проектной деятельности учащихся. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

     Выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: конкретно-практическая, учебная и проектная задачи. Конкретно-практические задачи  ориентированы на применение (отработку) освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения -  правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ).                   Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач, это всегда новая поисковая задача; итог решения  - нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися   целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме.  На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

 Требования к «проектной» задаче:

имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Этапы работы над проектной задачей:

Формирование рабочих групп (4-6 человек).  Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.

Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.

Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы.  

Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.

Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
Вариантом организации этого этапа может быть анкета.

1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;

2) укажи свой личный вклад в работу группы;

3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?

  Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование ключевых компетентностей учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд менеджерских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности.

Задача. 3 класс.  Разработана для урока математики.

Заказчик – Комитет по благоустройству – дал задание строительной фирме «Стройка» благоустроить территорию возле нового дома. Разработайте проект благоустройства территории, рассчитайте необходимое количество и стоимость необходимых для этого материалов, исходя из требований заказчика.

Вот план дома.  

1 требование заказчика: симметрично относительно дома разместить 6 цветочных клумб.

Задание 1.

Начерти в тетради квадрат 2 на 2 см.  Это план дома. Проведи ось симметрии. Предложи вариант или варианты размещения клумб.

2 требование заказчика: Все клумбы необходимо засадить фиалками и тюльпанами.

Задание 2.

Рассчитайте необходимое количество цветов, если для одной клумбы необходимо 5 тюльпанов и 10 фиалок.

3 требование заказчика: необходимо выполнить закупку цветов по самой выгодной цене.

Задание 3.

Три фирмы предлагают поставить цветы. Выберете фирму, которая предлагает наиболее выгодные условия. Объясните свой выбор.

Фирма

Фиалки

Тюльпаны

Стоимость доставки

Общая стоимость

«Цветочек»

1шт.=1р.

1шт.=2р.

бесплатно

«Листик»

6шт.=5р.

3шт.=5р.

10р.

«Корешок»

10шт.=8р.

10шт=10р.

22р.

Итогом решения задачи стал план действий при создании любого проекта, связанного с размещением объектов:

Разработать на бумаге (в электронном виде) план размещения объектов.

Рассчитать количество необходимых материалов.

Узнать возможную стоимость закупки материалов.

Рассчитать наиболее выгодные условия закупки и купить материалы.

Разместить полученные объекты.

Дети в ходе рефлексивной беседы привели примеры, где можно использовать этот план:

Посадка на даче на грядке овощей

Расстановка посуды на праздничном столе

Расстановка свечей на новогоднем столе

Посадка деревьев в парке

Рекомендуемые источники информации:

Алексей ВОРОНЦОВ, Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // http://nsc.1september.ru/article

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации современного урока в начальной школе

    Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её...

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока

                    Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно дос...

Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

Доклад "Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формиру...

Тема выступления на МО «Особенности организации современного урока в начальной школе».

laquo;…Образование, чтобы достичь своей целии для отдельного ученика и для общества,должно базироваться на актуальноми жизненном опыте отдельного человека…».Дьюи...