Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
материал на тему

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинар по теме:

 «Особенности организации современного урока

в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»

Описание: http://n42school.ucoz.ru/FGOS/fgos.jpg

Выступление подготовила учитель начальных классов: Аникина С.Н.

1 слайд - заставка

2 слайд «Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»

3 слайд Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

4 слайд  Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности учащегося  на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Как же построить урок в рамках системно-деятельностного похода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

5 слайд  Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять суть этого подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», « Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать свое мнение, проанализировать результат. Создать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой активизируется личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формировать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с незнакомой информацией.

6 слайд  Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. На его примере раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа, на котором идет работа над формированием УУД:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

Планирова-ние

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в  программе

 PowerPoint)

Практичес-кая деятель-ность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.

Работа по решению проектных задач.

Проведение ролевых игр.

Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).

Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.

7 слайд

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,учитель консультирует, советует, помогает

Коммуникативныерегулятивные коррекции

Использование памяток.

Организация взаимопомощи.

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)

Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»

8 слайд

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий.

Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

9 слайд  «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно. А учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определённую дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал  приоритет его самостоятельной деятельности. Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных установок ФГОС необходимо ещё одно, не менее важное условие, - создание психологически комфортной атмосферы.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация  развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу  личностных УУД. 10 слайд.

Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает регулятивные УУД.

Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает регулятивные УУД.

Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение. Поэтому он выполняет целый комплекс познавательных УУД (работает с информацией, осуществляет синтез, анализ..)

В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, т.е. будут развиваться коммуникативные УУД.

Рассмотрим на конкретных примерах.

11 слайд – на уроке русского языка

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ.  Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться  для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

12 слайд -  на уроке окружающего мира

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений,  которые никогда не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об  этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

13 слайд – на уроке  изобразительного искусства

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

                                                                   

14 слайд – на уроке литературного чтения

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты  был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

15 слайд   И своё выступление мне хочется закончить такими словами:

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».                                            Уильям Уорд

Одним словом, учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи и не только учебные.    16 слайд

Главное для учителя – помнить. Что все учащиеся – звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие, но одинаковые и красивые. Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полёта. Каждая звёздочка мечтает сиять. И наша задача – помочь ученикам в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Презентация "Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Презентация "Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"...

Доклад "Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формиру...