Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности
статья

Меньшикова Наталья Александровна

Статья о формировании нравственных качеств ученика в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_nachalnuyu_shkolu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

6м3

Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Н.А. МЕНЬШИКОВА,

учитель начальных классов, гимназия № 1 им. А.С. Пушкина, г. Томск

Обучение в начальной школе обеспечивает усвоение учащимися не только интеллектуального опыта, знаний о предметном мире, овладение универсальными учебными действиями, но и освоение определенных способов поведения людей, их взаимоотношений, т.е. морально-этического опыта. В современной школе интеллектуальному развитию учащихся уделяется большое внимание. Предметные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры действительно могут развивать интерес к учебным предметам, стремление к личным достижениям. Но это, в свою очередь, создает конкуренцию, а отношения, основанные на дружелюбии и сотрудничестве, становятся дефицитными. Уровень безнравственности, агрессии, отсутствие идеалов, размытость и извращенность нравственных понятий у детей, подростков и взрослых заставляют задуматься о том, что нравственное здоровье учеников находится под угрозой, и содержание воспитательной работы в школе требует, возможно, существенных изменений. Увлечение компьютерными играми, просмотр телепередач, кинофильмов не лучшего содержания отрицательно влияет на учеников. Современные школьники сориентированы на развлечения, но не на труд. Произошла подмена ценностей: теперь в приоритете материальное благополучие (часто – любой ценой), а не ответственность за свои мысли, поступки, результаты труда. Чрезмерная опека родителей приводит к тому, что дети привыкают получать все в готовом виде, растут эгоистами, воспринимают заботу о себе как должное, не зная слова спасибо. Уже в начальных классах можно встретить убеждение, что учиться не обязательно, что родители позаботятся и о дипломе вуза, и о месте будущей работы. Под воспитанием, к сожалению, часто понимают лишь систему специальных мероприятий (классные часы, экскурсии, конкурсы и т.д.). Несомненно, они оказывают существенное влияние на учеников, но надо помнить, что нравственное развитие происходит и в ежедневной учебной деятельности, которая является ведущей для младших школьников. От того, насколько четко организована учебная деятельность, последователен учитель в своих требованиях, ясно он выражает свою нравственную позицию, зависит успех воспитания.

Наш долголетний опыт работы в начальной школе позволил сформулировать следующие наиболее значимые задачи воспитания:

  • знакомство учащихся с основными нравственными понятиями (добро, дружба, честность, совесть, долг, искренность, уважение, трудолюбие и др.);
  • создание нравственно здоровой атмосферы в классе;
  • осознание учащимися смысла и сути  учебной деятельности, принятие ими роли ученика, развитие внутренней мотивации к учению;
  • развитие чувств, воспитание бережного отношения ко всему живому;
  • вовлечение родителей в процесс воспитания собственных детей.

Изучая литературные произведения, рассматривая реальные события, оценивая поступки людей (литературных героев и учащихся), мы обращаем внимание на мотивы поведения, выясняем, как они соотносятся с нравственными нормами, регулярно выполняем творческие работы, где ученики пытаются размышлять над темами: «Труд в моей жизни», «Хороший ли я друг?», «Что такое подвиг?», «Когда говорит совесть?», «Каким я хочу быть?», «Я - человек?!».

Начиная учиться в школе, ребенок вступает в отношения с учителем, одноклассниками, он вынужден считаться с ними, учитывать их интересы. Поэтому еще в начале первого класса  учащиеся составляют «Правила ученика»:

1) слушай учителя;

2) отвечай на вопросы;

3) будь аккуратным;

4) выручай товарища;

5) не дерись и никого не обижай.

К концу года они добавляют следующие правила:

6) не ябедничай;

7) нашел друга - береги;

8) старайся в учебе;

9) не выпрашивай отметку.

Важно создать в классе атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества, учитель должен стать другом, помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. При возникновении конфликтов, главное - выяснить причины, помочь ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было бы избежать его); помочь понять, что чувствует каждый участник конфликта, учить осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и других. Учителю важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор. Работая над созданием здоровой атмосферы в классе, педагогу следует обратить внимание на формы работы на уроках, где школьники учатся слушать друг друга, сотрудничать. Этому способствует работа в группах, парах, проведение уроков-конференций, коллективных, творческих работ, подготовка стенгазет, поиск материала на заданную тему: «Мои друзья», «Человек и общество», «Мои права и обязанности», «Человек и природа», «Кого я могу защитить», «Жизнь дана на добрые дела», «И один в поле воин» и т.п.

Наблюдения показывают, что в настоящее время появляется все больше учеников, изначально не желающих учиться. Как педагог может добиться того, чтобы учебная деятельность стала личностно значимой для  школьников? Может быть через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдельного человека? А может быть ребенок должен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя? Или надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу? Наверное, важно все. Мои ученики размышляют на темы: «Я - ученик!», «Я - читатель!», «Ученый и ученик», «Мои помощники в учебе», «Нужен ли мне режим дня?», «Какие качества помогают мне в учебе?», «Труд в моей жизни», «Что меня радует и огорчает в учебе?».

Важно отметить, что учителю необходимо развивать правильную мотивацию учебной деятельности: не подкреплять эгоистической направленности в учебе, отмечать в развитии учеников не только учебные достижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубияном и эгоистом, а слабо успевающий - честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания. Коллекционирование сертификатов и грамот за малейшее усилие, составление портфолио нам кажется глупым и вредным занятием.

Беда в том, что родители часто отстраняются от воспитания, рассуждая: «Школа научит!» Они откупаются от ребенка игрушками, развлечениями, не желая целенаправленно воспитывать волю, дисциплину, т.е. те качества, от которых зависит результат учебы. Чаще всего воспитание идет само собой, без ясной цели: главное - сделать так, чтобы ребенок не мешал. Можно слышать от родителей: «Не знаем, что с ним делать!», «Ничего не слушает!», «Делает, что хочет!». Действительно, дети не умеют слушать. С ними часто в семье вообще никто не говорит, а компьютерные игры заменяют общение. Вовлечение школы в рыночные отношения губит школу. У родителей возникает ложное убеждение, что знание, образование можно купить, но на самом деле знания добываются личным трудом ученика. Порой на уроке редко увидишь внимательные глаза. Такое чувство, что в современных детях нет жизненных сил, они двигаются по жизни не задумываясь, находятся во власти своего хочу. Между тем в учебной деятельности как раз необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но, после того, как они сталкиваются с первыми трудностями (соблюдение режима дня, отказ от игры на определенное время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и др.), у многих пропадает это желание. Многие первоклассники на уроке не слушают учителя, не выполняют задания: ведь надо напрягаться, сосредоточиться. В чем причина нежелания трудиться? В частности и в том, что в семье не воспитывается воля и дисциплина. Поэтому важно сделать родителей единомышленниками и союзниками учителя. Беседы и дискуссии на тему «Режим дня первоклассника», «Как помочь ученику учиться», «Вырабатываем волю», «Дисциплина и характер» помогают родителям обсудить проблемы, обменяться опытом, глубже понять свою роль в воспитании.

Остановимся немного подробнее на методике выполнения творческих работ – размышлений. На уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, на классных часах организуется дискуссия по заданной теме с опорой на литературный источник, телепередачу, народную мудрость (пословицу), реальные события, личный опыт учащихся. Дома они должны оформить свои мысли в виде сочинения, добавив пословицы, загадки, цитаты, иллюстрации. Ясно, что здесь требуется помощь родителей в формулировке предложений, подборе дополнительного материала, исправлении ошибок. К их помощи мы прибегаем намеренно – она создает условия общения детей и родителей по нравственно-этическим проблемам. Одним из требований к сочинению является отражение в нем личной позиции ученика.

В школе ученик сталкивается с системой моральных требований, предъявляемых в процессе учебы. Через учебную деятельность усваиваются нравственные качества человека. Она требует напряжения ума, воли, чувств (долга, стыда, совести, радости), проявления нравственных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости, ответственности, готовности сотрудничать и сопереживать).

В современном обществе идет поиск путей развития системы образования. На наш взгляд необходимо отдать предпочтение гуманистическому направлению. Основной целью такого образования является нравственное развитие личности обучающегося. Сейчас, как никогда для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. Обучение  это не только условие, но и средство формирования нравственных качеств ученика, психического и личностного развития человека в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализуем стандарты нового поколения. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

Воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.

В данной статье рассматриваются аспекты воспитательного процесса с точки зрения развития нравственных качеств личности младших школьников...

Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеу...

«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания нравственных качеств личности»

В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...

Развитие нравственных качеств личности средствами учебных предметов.

Развитие нравственных качеств личности средствами учебных предметов...