Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

  Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремлённость. В это время закладываются основы дальнейшего становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_nravstvennyh_kachestv_lichnosti_v.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Азовский  ННМР

МБОУ «Сегизбайская ООШ»

Воспитание нравственных

качеств  личности

в учебной деятельности

                                                                                 Подготовила: Момонова А. Х.

                                                                                 учитель нач. классов

                                                         2015 год

  Обучение в начальной школе обеспечивает не только усвоение учащимися интеллектуального опыта, знаний о предметном мире, овладение универсальными учебными действиями, но и освоение определённых способов поведения людей, их взаимоотношений, т.е. морально-этического опыта.

  Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремлённость. В это время закладываются основы дальнейшего становления личности.

  Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. На формирование нравственных ценностей оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции, воля.

  Младшие школьники, прежде всего, должны усвоить такие ценности, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных ценностей в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

  Большое значение при формировании нравственных ценностей имеет чтение художественной литературы. Воздействуя на чувства детей, художественное произведение помогает им понять и усвоить смысл заключённых в нём нравственных оценок и норм поведения.

  Примером литературных произведений, способствующих формированию нравственных ценностей, могут быть рассказы В. А. Осеевой. Они учат детей различать добро и зло в своём сердце, давать верную оценку своим поступкам. Её произведения глубоко проникают в душу читателя, заставляют задуматься. В увлекательной форме, на близких детям примерах В. А. Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или, наоборот, исцелить человека. Валентина Александровна Осеева даёт мудрый совет: «… мало уметь читать, надо уметь думать, … думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

  Приёмами формирования нравственных убеждений могут быть оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя, объяснения причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя, оправдание оступившегося героя. Может быть приёмы сопоставления, сравнения чувств персонажей собственных чувств читателя. Например, при работе со сказкой Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» не только продолжалось обсуждение темы материнства, ценности жизни ребёнка для матери, но и определялись две жизненные позиции (в ходе сравнения образов Утки и Селезня). Ученики анализировали качества героев: утка – любящая мать, заботливая, готовая на самопожертвование ради дочери, умеющая сострадать; Селезень – бездушный, безразличный к страданиям близких, равнодушный, не способный на жертву. Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос: «Какая позиция наиболее близка вам?»

  В тех произведениях, где героем решается ситуация нравственного выбора, можно использовать незаконченное чтение литературного произведения (например, Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»). После чтения отрывка проводится анализ содержания, затем ученикам предлагается самостоятельно завершить его. В данном случае важно принять и проанализировать все варианты продолжения; показать учащимся многоаспектность решения нравственной проблемы. После этого выбираются наиболее понравившиеся учащимися варианты, а потом они сравниваются с авторским окончанием произведения. Для закрепления усвоенных ценностей в поведении можно использовать приём инсценирования похожих ситуаций.

  Сочинение (как акт творческого самовыражения) является одним из сильных средств, способствующих развитию мысли ученика, его размышлениям о собственном жизненном опыте, помогающих определить свои ценностные позиции и их личностный смысл. Излагая свои мысли, школьник учится анализировать, формулировать свои идеи, делать выводы.

  Для сочинений следует выбрать темы, волнующие их, побуждающие поделиться своими мыслями. Учащимся можно предложить следующие темы: «Друзья познаются в беде», «Что для меня самое ценное?», «Моя семья», «Моя мама – самый родной человек» и т.д.

  В систему  ценностей школьников вводятся знания о выдающихся личностях, сведения о которых содержатся в учебных программах – Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и др. На уроках литературного чтения при знакомстве с новым автором обязательно сообщаем биографические данные о нём, раскрываем богатство его внутреннего мира и нравственных ценностей. Например, А. С. Пушкин через всю жизнь пронёс любовь к няне. Такое обращение к образам выдающихся людей «очеловечивает» учебные предметы, расширяет их воспитание, способствует идентификации (т.е. понимание другого, способность поставить себя на место объекта) школьника с нравственно значимым образом.

  Надо помнить, что нравственное развитие происходит и в ежедневной учебной деятельности, которая является ведущей для младших школьников. От того, насколько чётко организована учебная деятельность, последователен учитель в своих требованиях, ясно выражает свою нравственную позицию, зависит успех воспитания.

  Опыт работы в начальной школе позволил сформулировать следующие наиболее значимые задачи воспитания:

  • знакомство учащихся с основными нравственными понятиями (добро, дружба, честность, совесть, долг, искренность, уважение, трудолюбие и др.);
  • создание нравственно-здоровой атмосферы в классе;
  • осознание учащимися смысла и сути учебной деятельности, принятие ими роли ученика, развитие внутренней мотивации к учению;
  • развитие чувств, воспитание бережного отношения ко всему живому;
  • вовлечение родителей в процесс воспитания собственных детей.

 

  Начиная учиться в школе, ребёнок вступает в отношения с учителем, одноклассниками, он вынужден считаться с ними, учитывать их интересы. Поэтому ещё в начале 1 класса учащиеся составляют «Правила ученика»:

 - слушай учителя;

 - отвечай на вопросы;

 - будь всегда аккуратным;

 - помоги товарищу;

 - не дерись и никого не обижай.

 - не ябедничай;

 - нашёл друга – береги;

 - старайся в учёбе;

  В учебной деятельности как раз необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями (соблюдение режима дня, отказ от игры на определённое время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и др.), у многих пропадает это желание. Многие первоклассники на уроке не слушают учителя, не выполняют задания: ведь им надо напрягаться, сосредотачиваться. В чём причина нежелания трудиться? В частности, и в том в семье не воспитываются воля и дисциплина. Поэтому важно сделать родителей единомышленниками и союзниками учителя. Беседы и дискуссии на темы «Режим дня первоклассника», «Как помочь ребёнку учиться», «Воспитываем волю», «Дисциплина и характер» помогают родителям обсудить проблемы, обменяться опытом, глубже понять свою роль в воспитании.

  Важно создать в классе атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Учитель должен стать детям другом и помощником. При возникновении конфликтов главное – выяснить их причины, помочь ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было бы избежать его), помочь понять, что чувствует каждый участник конфликта, учить осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и других. Учителю важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, учить обдумывать свой выбор. Работая над созданием здоровой атмосферы в классе, педагогу следует обратить внимание на формы работы на уроках, где школьники не просто сидят за одной партой, а совместно работают, сотрудничают. Этому способствует работа в парах. Чтобы выполнить учебную задачу, нужно друг друга хорошо слушать и слышать, где-то поправлять, уточнять. Качество действия одного во многом зависит от качества действия другого. Именно в этой простой совместной работе и появляются ростки отзывчивости, чуткости, терпимости и взаимопонимания. Конечно, не так быстро этому сложнейшему искусству человеческих взаимоотношений можно научиться. Изо дня в день, из урока в урок нужно проводить такую работу, где ученики, взаимодействуя, могли бы упражняться в поисках верного слова и правильного действия, помогая друг другу подниматься по ступенькам духовного развития.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализуем стандарты нового поколения. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...

«Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности»

«Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности»...

«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания нравственных качеств личности»

В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...

ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...

Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Статья о формировании нравственных качеств ученика в процессе обучения....