Главные вкладки

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности
    статья по теме

    Усова Ольга Егоровна

    Аннотация

    В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – одно из пяти основных направлений -  воспитание нравственных чувств и этического сознания. Приведены конкретные примеры нетрадиционных уроков.

    Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание и развитие, программа «Дорога добра», ценности, младший школьник, «азбука» нравственного воспитания, сотрудничество, классно-урочная форма, нетрадиционные уроки.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dukhovno_nravstvennoe_vospitanie_statya.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Ольга Егоровна Усова

    учитель начальных классов, Отличник народного просвещения,

    высшая квалификационная категория, МБОУ Подойницынская СОШ (с. Подойницыно, Балейский район, Забайкальский край, Россия),

    e-mail: usova.usova.o@yandex.ru

    Olga Egorovna Usova

    primary school teacher, Excellence in Public Education, highest qualification category, MBOU Podoynitsynskaya School (p. Podoinitsyna, Baleysky district, Zabaikal,sky region, Russia)

    e-mail: usova.usova.o@yandex.ru

    УДК

    ББК

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

    Аннотация

    В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – одно из пяти основных направлений -  воспитание нравственных чувств и этического сознания. Приведены конкретные примеры нетрадиционных уроков.

    Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание и развитие, программа «Дорога добра», ценности, младший школьник, «азбука» нравственного воспитания, сотрудничество, классно-урочная форма, нетрадиционные уроки.

    Organization of spiritual and moral development and education of young schoolboy in educational activities

    Annotation

    This article is about specific characters of spiritual and moral development and upbringing of young schoolchildren. This publish considers different abilities of such characteristics during class-lesson forms. The moral feelings and ethics consciousness are the main things from five directions in education. In this article you can read examples of non-traditional lessons.

    Keywords: spiritual and moral education, program «Good road», young schoolchildren, «Hornbook» moral education, cooperation, class-lessons form, non-traditional lessons.

         В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

         Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, является  подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

         В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.

         Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

         В нашей школе разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Дорога добра», которая определяет пять направлений развития и воспитания младших школьников:

    - воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

    - воспитание нравственных чувств и этического сознания;

    - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

    - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и о ценностях.

    Программа предусматривает различные виды деятельности: урочная, внеурочная, внешкольная, семейная, общественно-полезная (системно-деятельностный подход).

         В своей статье остановлюсь на одном из направлений программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    По мнению В.А.Сухомлинского, еще «в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

    1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Знай, существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства  людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
    2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастливым детство. Плати им за это добром.
    3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
    4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь. Они воспитывают тебя. Они хотят, чтобы ты стал честным гражданином. Человеком с добрым сердцем и чистой душой.
    5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

    Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

         Эта «азбука» нравственной культуры Сухомлинского перекликается с базовыми национальными ценностями нашей программы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; ответственность и чувство долга; мораль, честность, щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека.

         Значительная часть школьного времени отводится учебной деятельности. Поэтому формирование основ нравственности должно происходить на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. На уроке воспитывает все: содержание, методы, организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Общеизвестно, что воспитывает не только сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Поэтому важнейшими средствами развития сотруднических отношений являются групповые формы организации учебных занятий и решение творческих учебных задач.

         При использовании нетрадиционных форм организации урока учащийся начальной школы находится в более благоприятных, комфортных условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Мною проведены следующие уроки: урок-сказка «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», урок-конкурс «Я вам пишу…», урок-экскурсия в музей сельского Дома культуры «Как жили наши предки», урок-игра «Суд над пороками людей», урок-диспут «Как я понимаю золотое правило этики?», защита проектов «Культурные традиции нашей семьи», урок-праздник «Святая Пасха», интегрированный урок Литературного чтения и Основ православной культуры «Заповедаю тебе…».

         Огромное значение на уроках имеет работа с учебниками. Все учебники для учащихся начальных классов содержат богатый материал, необходимый для формирования у детей нравственных понятий и представлений. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Литература – это учебник жизни и побудитель к духовной работе. Еще К.Д.Ушинский советовал растить детей на произведениях народного творчества. Сказки, былины, сказания, мифы, легенды наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Из содержания произведений литературы, представленных в учебных изданиях, младшие школьники под руководством учителя «вычленяют» образцы поведения, последствия поступков; сравнивают действия литературных героев со своими собственными. На уроках чтения надо специально учить детей приемам анализа, сравнения, обобщения нравственных явлений. Один из приемов такого обучения – постановка вопросов с нравственной направленностью проблемных ситуаций. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы заставить детей в поисках ответа обратиться к фактам и событиям окружающей жизни и своей.

    Например, «Литературное чтение». 4 класс (ч.3, с. 66-67 («Гармония») – раздел «Вначале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания «Моисей»). Вопросы учащимся: удалось ли Моисею прожить свою жизнь для людей? Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея? Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея? Задание учащимся: выбери одну из заповедей Моисея и прокомментируй ее.

         В настоящее время в нашей школе реализуется курс «Основы православной культуры». Содержание этого курса содержит значительный объем материала по духовной культуре, быту, традициям народов России. Основная задача данного курса: формировать элементарные представления о роли православия и других традиционных российских религий в истории и культуре нашей страны. В результате происходит формирование личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

         Таким образом,  классно-урочная форма деятельности предоставляет большие возможности  по реализации воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Важно привести «в действие» «аппарат усвоения» учебников – задания, вопросы, содержание с позиции нравственности, и привлекать их для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания, используя при этом сотруднические отношения, сотворчество, так как воспитание в коллективе ставит даже школьника младшего возраста перед необходимостью  элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.  

    Список литературы:

    1.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).

    2.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казаченок и др.] ; под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам)

    3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ [Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казаченок и др.] ; под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с. – (Работаем по новым стандартам)

    4.Кубасова О.В. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Ч. 3 / О.В.Кубасова. – 9-е изд. перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012. – 192 с.  

    5.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.

    6.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е.Казьмина и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

    Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

    Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

    "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

    Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

    Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

    Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

    «Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности»

    «Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности»...

    ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...

    Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

    Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...