Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
рабочая программа по теме

Гололобова Юлия Геннадьевна

 

Содержание

 

Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

 

Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8

 

Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 10

 

Содержание программы «Школа  Этикета» 2 класс ……………………..12

 

Тематическое планирование. 2 класс ……………………………………. 15

 

Содержание программы «Школа Этикета» 3 класс …………………….. 17

 

Тематическое планирование. 3 класс ……………………………………. 20

 

Содержание программы «Школа Этикета» 4 класс …. ………………….22

 

Тематическое планирование. 4 класс ……………………………………. .25

 

Список литературы ………………………………………………………… 27

 

Приложение ………………………………………………………………… 29

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

академик Д.С.Лихачёв

 

 

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

 

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

 

 

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

  1. Этикет
  2. Этические нормы отношений с окружающими
  3. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

 

Формы и виды деятельности

 

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в театр;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

 

Место проведения занятий

 

  • Школа
  • ДТД и М
  • Городской Выставочный зал
  • Филиал библиотеки №18
  • Городской краеведческий музей
  • ДК «Горизонт»

 

 

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

 

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов– учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной  среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов-  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования:

- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

 

 

Формы учета оценки планируемых результатов

 

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
    • нравственной самооценки;
    • этики поведения;
    • отношения к жизненным ценностям;
    • нравственной мотивации.
  4. Анкетирование учащихся и родителей

 

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах».В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может  реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Программа адресована учащимся 1- 4  классов  и рассчитана на 32 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Программа реализуется учителями начальных классов.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_shkola_etiketa_ou_sosh_no33g.syzran.7z.zip293.77 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

«О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различия....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...