Выступление на методическом семинаре . Доклад по теме:"Создание исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе"
статья

Волосникова Маргарита Геннадьевна

Современная школа стремительно меняется вслед за обществом. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приведет к успеху.

         Младший школьник, вы­ходя за рамки учебной деятельности, действует как субъект собственной жизнедеятель­ности и является конструктором собственного жизненного пути. И в соответствии с требованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта школьник, овладевая метапредметными результатами, вырабатывая волевые качества, должен проявить себя как личность создающая, творческая, готовая решать жизнен­ные проблемы.

         Поэтому сегодня акту­альна становится проблема органи­зации обучения, направленного на сознательное формирование способов действий, необходимых для решения проблем, и достижение на их основе метапредметных результатов обуче­ния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

(МБОУ СОШ № 2)

        

ДОКЛАД

по теме

«Создание исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе»

Подготовила:

учитель начальных классов

Волосникова М.Г.

        Методический семинар

        

«Коль ты, мудрец, других мудрей,

Сто человек учи!

Зажечься смогут сто свечей

Лишь от одной свечи!»

Катран

Современная школа стремительно меняется вслед за обществом. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приведет к успеху.

            Младший школьник, выходя за рамки учебной деятельности, действует как субъект собственной жизнедеятельности и является конструктором собственного жизненного пути. И в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта школьник, овладевая метапредметными результатами, вырабатывая волевые качества, должен проявить себя как личность создающая, творческая, готовая решать жизненные проблемы.

         Поэтому сегодня актуальна становится проблема организации обучения, направленного на сознательное формирование способов действий, необходимых для решения проблем, и достижение на их основе метапредметных результатов обучения.

     Огромный выбор современных педагогических технологий обучения открывает передо мной значительные возможности

           - позволяют создать условия для смены видов деятельности;

          -  изложить  материал более увлекательно, наглядно и динамично;

          - легко устанавливать обратную связь с учениками; 

         - повысить эффективность урока;

         - исключить монотонность в преподавании;

        - реализовывать принципы здоровьесбережения.

                При выборе технологии в своей деятельности учитываю следующие критерии выбора технологии обучения:

-  ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

 -  содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала

 -  уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;

 -  уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;

На основе этих критерий особо выделяю в своей работе проектную технологию.

Цель технологии - развитие интереса к предмету;

-  приобретение исследовательского опыта;

- развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в классе;

-развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

- получение дополнительных знаний по теме;

А главное показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. Дать понять, что эти знания пригодятся им в жизни. Для этого нужна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребят. А чтобы её решить, ему необходимо использовать полученные знания и приобрести новые.

 Часто на своих  уроках, чтобы спроектировать модель достижения метопредметных результатов, как основу, я использую исследовательскую ситуацию. Она имеет ряд преимуществ.

Во-первых, она позволяет достаточно быстро овладеть метапредметными результатами. Тем самым появляется возможность «наделить» данными результатами и выпускника начальной школы, и первоклассника, только что начавшего учиться.

Во-вторых, способы действия, которые формируются в исследовательской ситуации, становятся привычкой и младший школьник по-другому действовать уже не может. Эти привычки будут помогать ему ежедневно расти.

В-третьих, в исследовательской ситуации младший школьник действует для достижения цели. В результате ребёнок как бы возвышается над собой и одновременно возвышает следующую свою цель. Это позволяет ему постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

В-четвёртых, работа в исследовательской ситуации происходит в группе. Она включает в свой состав учеников с разным уровнем достижения метапредметных результатов. Совместная работа с теми, кто знает, как добиться желаемого результата, постоянно ставит перед собой новые цели, будет заставлять остальных учеников тянуться вверх - вслед за этими школьниками.

В-пятых, достижение результата это мощный эмоциональный всплеск, который поддерживает желание у моих учеников заниматься этой деятельностью и создаёт чувство увлечённости по отношению к решаемой проблеме.

Главная составляющая исследовательской ситуации - проблема, в процессе которой происходит рождение новой идеи и овладение способами действий, направленными на её решение.

Рассмотрим цепочку звеньев, входящих в структуру проблемы.

Первое звено - условия.

  • Внешние связаны с учебной задачей, которая является принципиально новой для младшего школьника.
  • Внутренние связаны с опытом ребёнка.

Второе звено – противоречие. Оно «завлекает» и побуждает к поиску.

Третье звено – следствие данной проблемы. Здесь происходит объединение элементов знания и опыта и создаётся некая, совершенно новая смысловая реальность, ранее не знакомая ребёнку, - результат.

В зависимости от учебной задачи исследовательская ситуация может быть включена в четыре вида уроков. На уроке введения понятия дети знакомятся с новым понятием; целью урока ассоциативных связей является установление связей нового понятия с другими, изученными ранее. Для того чтобы использовать данное понятие при решении частных задач, необходим урок накопления опыта. Дальнейшее накопление опыта по использованию понятия происходит на уроке группового решения задач.

После того как обучающиеся поймут важность и значимость решения стоящей перед ними исследовательской проблемы, они начинают работать с информационными источниками в группах. Свой вывод они оформляют на большом листе в виде: модели, таблицы, рисунка, графика или тезиса. Каждый понимает, какой вклад в решение  проблемы  он может сделать, берёт на себя ответственность за произведённые  действия и полученные результаты, как положительные, так и отрицательные.

Таким образом, исследовательскую ситуацию мы рассматриваем с позиции достижения трёх видов результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Создание исследовательских ситуаций на уроке позволяет мне

- создать условия для проявления учениками волевых качеств и достижение личностных результатов;

- помочь ученикам овладеть способами действий, которые позволят выйти за рамки предмета и достичь метапредметных результатов

- направить исследовательскую ситуацию на решение учебной задачи и в результате её решения ученикам «открыть» новые знания.

Помогает ученикам «вырастить» в себе полезные привычки, следование которым сделает их сильнее и успешнее, поможет добиться максимальных результатов в любой  сфере собственной жизнедеятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Технология создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе.

В данной статье представлены современные образовательные технологии, систематическое применение которых помогает решать задачи образования....

Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе

Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...