Мастер-класс на республиканском семинаре
методическая разработка

Логвинова Наталья Михайловна

Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей учащихся в соответствии с ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_na_respublikanskom_seminare.docx45.94 КБ
Office presentation icon ispolzovanie_tehnologiy_2.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ,

кафедра начального и дошкольного общего образования

Практический семинар по теме:

«Реализация ФГОС НОО через современный урок»

«Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей учащихся в соответствии с ФГОС НОО»

(мастер-класс)

                   Подготовила учитель начальных классов

          МБОУ «Лицей №3» г.о. Прохладный  

     Логвинова Наталья Михайловна


24-25 января 2017 год 

г.Нальчик

Образование – это то, что остается

после того, как все выученное

 забудется

Макс Теодор Феликс фон Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии (Слайд 2)

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с этим процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.              (Слайд 3)

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности

современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. (Слайд 4)

        Стратегия модернизации российского школьного образования определяет следующие цели:

  1. развитие самостоятельности учащихся, их способности к самоорганизации;
  2. формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм;
  3. готовность к сотрудничеству, формирование опыта созидательной деятельности;
  4. воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
  5. воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. (Слайд 5)

В соответствии с ФГОС второго поколения свойства компетентностей формируются в процессе развития общеучебных и специальных умений.

Специалисты условно выделяют три группы компетентностей:

  1. Ключевые – уровень грамотности и общей культуры личности в самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой сферах;
  2. Межпредметные -  значимые для любой сферы деятельности;
  3. Предметные – начальные умения допрофессиональной подготовки школьника. (Слайд 6)

Компетентности классифицируются:

  1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
  2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
  3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
  4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
  5. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
  6. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

        Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений. (Слайд 7)

К ключевым компетентностям относятся:

  1. Учебно-познавательные
  2. Информационные
  3. Коммуникативные
  4. Социально-трудовые
  5. Общекультурные
  6. Ценностно-смысловые

Формирование ключевых компетенций требует организации обучения школьников в поисковом режиме, когда созданы условия для проявления активности, самостоятельности, креативности школьника. Основополагающими принципами организации занятий должны стать дифференциация учебно-исследовательского материала, методическая разработка по его реализации в индивидуальной работе ученика или в группе.  

 Учебно-познавательные компетенции (Слайд 8)

  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики;
  • Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов;
  • Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами. (Слайд 9)

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность.  (Слайд 10)

Информационные компетенции

Обеспечивают умения:

  • самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи
  • реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир),
  • современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). (Слайд 11)

Коммуникативные компетенции

  1. Знание способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки взаимодействия в виртуальных сообществах;
  2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого;
  3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;
  4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением;
  5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета. (Слайд 12)

Социально-трудовые компетенции

Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах:

  • гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
  • в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);
  • в сфере семейных отношений и обязанностей;
  • в вопросах экономики и права (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой);
  • в области профессионального самоопределения.

 Общекультурные компетенции.(Слайд 13)

  • Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.
  • Опыт освоения учеником картины мира.
  • Владение эффективными способами организации свободного времени. (Слайд 14)

 Ценностно-смысловые компетенции

  • способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека;
  • способности принимать человека, как высшую ценность;
  • способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение;
  • способности ставить цели,
  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
  • способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности. (Слайд 15)

Ключевые компетенции включают в себя следующие умения и навыки:

  • Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы самостоятельно; заниматься своим обучением.
  • Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.
  • Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; уметь противостоять неуверенности и сложности; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.
  • Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться.
  • Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
  • Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Так вышло, что из 25 лет моего педагогического стажа 24 года я работаю по развивающим программам. С 1992 по 1993 год по системе Занкова, с 1995 по 1998 по системе Эльконина – Давыдова и с 2002 года по сегодняшний день по программе «Школа -2100».

В основе этих программ лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В.Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. (Слайд 16)

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г.И.считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал , объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных технологий.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приемов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Успешное внедрение той или иной педагогической технологии требует:

  • определенного соответствия ей личностных и профессиональных ценностных установок учителя, а часто их изменения и пересмотра;
  • изменения всей привычной технологии взаимодействия с учащимися;
  • освоения новых видов деятельности, технологических средств и приёмов.

Примером этому служит процесс овладения учителем современными технологиями. (Слайд 17)

В своей педагогической практике я внедряю целый ряд технологий:

  • проблемно-поисковые;
  • коммуникативные;
  • технология педагогики сотрудничества;
  • здоровьесберегающие;
  • технология проектного обучения;
  • информационные;
  • игровые. (Слайд 18)
  1. Технология проблемного обучения.

Данная технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими многолетними наблюдениями, но и результатами и динамикой повышения качества обучения.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому, и я научусь»

                                (Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принцип научности, выводы учащихся обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедический статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. (Слайд 19)

        На этапе определения темы урока и постановки целей урока всегда стараюсь начать диалог с учащимися для столкновения двух областей : знания и незнания. На уроках доска расчерчена пополам: «Знаю» - «Не знаю». Именно эти противоречия позволяют живо проявиться познавательному интересу, логике, речевой активности в момент выдвижения гипотез. А проблемный вопрос, выдвинутый в ходе дискуссии, становится актуальным иногда на протяжении одного урока или ряда уроков по данной теме.

Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала. 

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. (Слайд 20)

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации и работе с ней,  я убедилась в том, что педагогические усилия необходимо направлять на использование новых подходов в работе. Считаю, что наиболее эффективно использование новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу поделиться некоторыми  приемами и педагогическими технологиями, которые позволяют не только формировать  самостоятельную познавательную деятельность учащихся, но и активизируют ее. (Слайд 21)

В рамках технологии критического мышления на уроках окружающего мира эффективно использование методического приема «Инсерт», который предполагает самостоятельную работу с текстом.

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое;  « – » – думал иначе;  «?» – не понял, есть вопросы. Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше. Затем предлагается заполнить таблицу, количество столбцов которой соответствует количеству значков, используемых для маркировки текста. Таким образом, учащиеся учатся осознанно работать с информацией, анализировать,  разделяя ее на «новое», «уже известное ранее», «непонятное, требующее уточнения», а также позволяет ученикам  дать свою личную оценку полученной информации (на этапе рефлексии).

Прием «Синквейн». Составление синквейна требует у учащихся находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких изречениях. Особенности синквейна заключаются в том, что он является формой свободного творчества, он прост в построении, а главное он полезен для развития способности к анализу. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и лично-ориентированной. При внешней простоте формы синквейн, быстрый, но мощный инструмент рефлексии, мотивационный элемент в начале изучения темы.

Прием «Шести шляп» - прием групповой познавательной активности. В его основе распределение разных способов мышления по шляпам.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Приведу пример из практики. Зачитывается небольшой текст, в котором дети узнают, что туристы посетили знакомую лесную местность через 5 лет после первого путешествия. На месте дикорастущего леса увидели охраняемый пансионат для пожилых людей и инвалидов. Проблемный вопрос: нанес ли человек этим строительством вред природе или нет?

Группа моих математиков взялась подсчитать, сколько кубических метров древесины было уничтожено, сколько не выделилось кислорода, сколько тысяч птиц сменили место своего обитания и т.д. (белая шляпа).

Группа «Желтой шляпы» предположила, что в данном вопросе людьми двигала гуманная цель: поселить стариков и инвалидов в лесной чистой местности для улучшения здоровья.

Группа «Чёрной шляпы» выдвинули предложение, что можно было построить пансионат на месте заброшенных зданий в городе или его окраине, озеленить их.

Группа «Красной шляпы» нарисовали макет территории пансионата, который вписывается в лесной ландшафт.

Аналитики из группы «Синей шляпы» задумались о том, чего мы добились, обсуждая данную тему. Пришли к выводу, что прежде, чем приступать к серьезным проектам в жизни, надо взвесить все плюсы и минусы в пользу человека и сохранения окружающей среды.

Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. И вовсе не обязательно доставать все шляпы.

Главное для учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всесторонне обсуждение, неоднозначные решения и оценки.

На уроках литературного чтения, окружающего мира можно использовать прием «Таблица ЗХУ». Использование этого приема эффективно, если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Суть работы заключается в заполнении таблицы:

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, что осталось узнать

Прием «Концептуальные таблицы» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Например, сравнить растительность разных природных зон России: арктической зоны, тундры, смешанных лесов и степной зоны. Позволяет систематизировать информацию.

Перечисленные выше приемы технологии критического мышления, позволяют формировать учебно-познавательные компетенции обучающихся, побуждают их приобретать знания через самостоятельную поисковую деятельность.

Перечисленные выше приёмы  технологии критического мышления позволяют формировать учебно-познавательные компетенции обучающихся, побуждают их приобретать знания через самостоятельную поисковую деятельность.

2. Исследовательская работа.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о Мире. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставит эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. (Слайд 22)

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Систематически применяю на практике:

  • тематические физминутки;
  • динамические паузы;
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • проведение родительских собраний на тему «Режим дня школьника», «Как сохранить здоровье ребенка», «Компьютер и ребенок»…
  • организация горячего питания в школе;
  • серию встреч с врачами узкой практики. (Слайд 23)

Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим. На разных уроках предлагаю задачи с подобным содержанием.

Математика: Катя на дне рождения съела 5 пирожных, а Вася на 1 меньше. Сколько пирожных съели брат и сестра вместе?

(дети чертят схему, решают задачу).

-Можно съедать так много пирожных? Почему?

- Какое правило надо соблюдать?

- Давайте предложим Кате и Васе продукты, полезные для здоровья. (Дети предлагают фрукты, овощи, каши и т.д.)

Литературное чтение. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания. (Слайд 24)

  1. Обучение в сотрудничестве.

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующее         учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребёнка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза. Пока ещё дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5-6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно, а поом эту же работу, но всем вместе.

Например, на уроке технологии работа с пластилином, тема «Осеннее дерево». Сначала каждый делает свой осенний листик, потом еще 5 всей группой вместе и коллективно оформляют деревце. Перед началом работы оговариваю с детьми правила: назвать друг друга по имени и в разговоре использовать вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают другу друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития учащихся.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе становится командир. Это ребенок дожжен уметь организовать работу направить её в нужное русло. Генератор идей- то, кто подаёт идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор-тот, кто записывает (желательно в схемах) всё, что предлагает  группа. Критик – выдвигает недостатки в работе. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе , независимо от твоей назначенной роли. (Слайд 25)

Учащиеся моих классов любят групповую форму подготовки классных часов. Группа собирается в соответствии с общим интересом. Мы уже провели целый цикл классных часов «Эти удивительные кошки», «Гиганты в животном мире», «Великие люди», «Волшебные стёкла», …Дети обсуждают и распределяют роли и обязанности, готовят материал. Ответственный за оформление готовит шаблон стенгазеты, накануне все участники группы в неё вклеивают свой материал, чтобы заинтересовавшиеся этой темой одноклассники имели возможность несколько дней ещё раз зрительно ознакомиться с фактами по данной теме.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в группе, обобщать сказанное, выражать свое мнение…)

На таких уроках ни один ребенок не останется в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа сразу приносит результат. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. (Слайд 26)

  1. Игровые технологии.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу. Учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки  к  предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо задачу (совершенствовать вычислительные речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Это разнообразные игры-соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети придумывают слов анна заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова.  С такой целью использую игры «Найди пару» (подбор синонимов), «Допиши слово» и другие. (Слайд 27)

 Игра «Соедини половинки слов»: 6 слов разбиты пополам. Надо из половинок собрать слова.

ОПТ      ПАЛ

ПАР      КУР

ЛОН      ИЦА

АГА      КЕТ

АТА      ИКА

(ответы: оптика, паркет, баллон, курага, палата,…)

На уроке литературного чтения можно провести игру Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу – перевёртыш, а вы должны догадаться, о какой пословице на самом деле  идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

Товарищ спасается, а тебя бросает. Сам погибай, а товарища выручай.

На честном человеке ботинки мокнут. На воре шапка горит.

Держи много денег, и ни с кем не дружи. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Утка корове подружка. Гусь свинье не товарищ. 

Чужие штаны дальше от ног. Своя рубаха ближе к телу. 

Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок-это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это работа с учебником и с тетрадью. (Слайд 28)

  1. Проектная деятельность.

Метод проектов - эффективное средство для формирования практически всех ключевых компетентностей обучающихся. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков, умений осуществлять целенаправленный самостоятельный поиск, отбор и анализ информации, пользоваться разными источниками знаний, пробуждение интереса к предмету, развитие творческого мышления через выполнение интересных «нестандартных» заданий. (Слайд 29)

             «Учебный проект для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично продемонстрировать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели».

 И практическая реализация проекта  подтвердила, что подобная деятельность вызывает неподдельный интерес у школьников и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Все перечисленные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у учащихся желание учиться. (Слайд 30-31)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей учащихся в соответствии с ФГОС НОО

Слайд 2

Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется Макс Теодор Феликс фон Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии

Слайд 3

Из документов по модернизации образования: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Слайд 4

Цели стратегии модернизации российского образования: развитие самостоятельности учащихся; формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству; воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог и находить содержательные компромиссы.

Слайд 5

Типология образовательных компетентностей Ключевые компетентности относятся к общему содержанию в целом Межпредметные компетентности относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей Предметные компетентности формируются в рамках конкретных учебных предметов. Разумеется, важнейшая роль отводится ключевым образовательным компетентностям

Слайд 6

Классификация компетентностей: Ключевые По видам деятельности По сферам общественной жизни В областях общественных знаний В областях способностей В областях по ступеням социального развития

Слайд 7

Ключевые компетентности: учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; общекультурные; ценностно-смысловые.

Слайд 8

Учебно-познавательные: Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки; Владение способами поиска знаний из разных источников; Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.

Слайд 9

Учебно-познавательная деятельность это самоуправляемая деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации

Слайд 10

Информационные обеспечивают умения: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир), современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

Слайд 11

Коммуникативные: Знание способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми; Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого; Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию; Владение способами поведения в конфликте и их погашением; Знание и соблюдение традиций, этикета.

Слайд 12

Социально-трудовые: Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах: гражданско-общественной деятельности в социально-трудовой сфере в сфере семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права в области профессионального самоопределения.

Слайд 13

Общекультурные: познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; опыт освоения учеником картины мира; владение эффективными способами организации свободного времени.

Слайд 14

Ценностно-смысловые: ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; принимать человека, как высшую ценность; осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; ставить цели ; осваивать механизмы самоопределения в разных ситуациях; выстраивать программу своей жизнедеятельности .

Слайд 15

Умения и навыки ключевых компетентностей: Изучать : организовывать взаимосвязь своих знаний; уметь решать проблемы самостоятельно; Искать: консультироваться у учителя; получать информацию; Думать: организовывать взаимосвязь; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; уметь договариваться. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; Адаптироваться : уметь использовать новые технологии информации и коммуникации.

Слайд 16

Условия эффективности урока: личность учителя; содержание учебного материала; применение современных обучающих технологий.

Слайд 17

Современные технологии: проблемно-поисковые; здоровьесберегающие; коммуникативные; технология педагогики сотрудничества; технология проектного обучения; информационно-коммуникативные; игровые.

Слайд 18

"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и я научусь". ( Конфуций) Проблемно-поисковые технологии

Слайд 19

Алгоритм действий учащегося в ходе решения познавательной проблемы Планировать темп и траекторию решения Инициировать оказание необходимой помощи Самостоятельно определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля

Слайд 20

Эффективная учебно-познавательная деятельность предполагает: обязательное владение учащимися общеучебными умениями как универсальными для многих школьных предметов способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях возникновение потребности в знании законов, теорий, способов и приемов познания, в овладении различными техниками и технологиями

Слайд 21

Приёмы проблемного обучения: приём «Инсерт» таблица «Знаю – не знаю» приём «Шести шляп» исследовательская работа

Слайд 22

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, спортивные соревнования, родительские собрания, организация горячего питания, серия встреч с детским врачом

Слайд 23

Здоровьесберегающие технологии:

Слайд 24

Коммуникативные:

Слайд 25

Коммуникативные:

Слайд 26

Игровые технологии: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; драматизации

Слайд 27

Игровые технологии:

Слайд 28

Проектная деятельность Цели применения: вовлечение в активный познавательный, творческий процесс; отстаивание своего взгляда на выбор методов и материалов; применение знаний в новых условиях; формирование универсальные учебные действий; воспитание интереса к творческому взаимодействию при совместной работе; умение ориентироваться в мире информации.

Слайд 29

Проектная деятельность

Слайд 30

Проекты учащихся

Слайд 31

Проекты учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Республиканский семинар

Программа Республиканского семинара "Реализация программы "Истоки" в образовательном учреждении" 2009 г....

Мероприятие для участников республиканского семинара директоров детских домов и школ - интернатов, Благотворительная акция с приглашением спонсоров - гостей с предприятий г. Рузаевка

" РОССИЯ - РОДИНА МОЯ! "Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском доме! Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о России.Цель нашего мероприятия: расширить знания о родн...

"Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.

Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....

Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"

16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...

Мастер-класс "Ловец снов" (районный семинар)

Талисманы, обереги, амулеты бывают самые разные – кольца, бусы, браслеты, предметы домашнего обихода: например, обережные вышивки на рушниках и полотенцах, резные деревянные наличники на окнах.О...