Главные вкладки

    "Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.
    статья (3 класс) на тему

    Верижникова Таисия Ивановна

    Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №38»

    Экономика в начальной школе

    Подготовила: Верижникова Таисия Ивановна

    учитель начальных классов

    2012 г.

    Экономика в начальной школе.

    Мы живём в такое время, когда экономика вторгается во все сферы деятельности не только взрослых, но и детей. А потому возрастает потребность общества в совершенствовании экономического образования, направленного на формирование экономического мышления, экономической культуры, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные и обдуманные решения, умение делать самостоятельный выбор.

    Интерес и потребность к экономическому образованию обусловили то, что изучение основ экономики начинается уже с начальной школы. Сегодняшние дети на каждом шагу встречаются с такими понятиями как «моё», «наше», «деньги», «валюта», «бартер», «бизнес» и т.. д. Конечно, изучая такие курсы как «Математика», «Окружающий мир», дети знакомятся с некоторыми экономическими терминами, взаимоотношениями в современном обществе, с различными видами деятельности человека. Однако этого недостаточно для формирования и развития личности как субъекта экономической деятельности, развития у детей экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность.

    Сейчас разработано множество программ и учебных пособий по изучению экономики в начальной школе:

    - Липсиц И.В. «Экономика без тайн»;

    - Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране    Экономика»

    -Кларина Л.М. «Экономика и уроки Гнома Эконома и феи Экологии»

    -«Ермакова И.В. «Начала экономики»;

    -Сафронова Г.А «Экономическая игротека»;

    - Рябова      «Экономика вокруг нас»;

    - Смирнова Т.В. «Белка и компания».

    Остановимся подробнее на программе для начальной школы, по которой мы работаем 7 лет.

    Цель: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

    Задачи:

     - формирование основ экономических знаний (сообщение элементарных сведений об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов);                                                                                                                                                                                                            -объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей, мотивов и ограничений экономической деятельности людей, основных экономических принципов и законов;

    - освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе;

    - создание основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

    Представляю комплект учебных пособий:

    - учебники авторов Т.В.Смирновой и Т.Н.Просняковой

    «Дом в обычном переулке» (Экономическая сказка для детей) – 2 класс, «Приключения Белки и её друзей» - 3 класс, «Новые приключения Белки и её друзей» - 4 класс;

    - тетради «Путешествие в компании Белки и её друзей».

    Структура учебников:

    -  1 класс – 19 глав.( Название сказки – ключевые слова (новые понятия) – текст сказки – задания) Пошаговые инструкции выполнения практических заданий. Экономический словарь.

    Экономические понятия: семья, профессия, работа, заработок, хозяйство; магазин, продукты, торговля, цены; плата за услуги, бытовые услуги, квитанция, плата за проезд, штраф на транспорте; вид транспорта, маршрут, билет; товар, деньги, торговля, богатство, доходы, расходы, бюджет, государство, налоги; развитее собственного дела, сберегательная книжка и т. п.

    - 4 класс: 25 сказок.

    Экономические понятия: цена товара, ассортимент, прибыль, реклама, эксклюзивное право, конъюнктура рынка, маркетинг, неустойка, налоговая система, аренда, рента.

    В учебнике много экономических задач.

    Задачник - рабочая тетрадь содержит разнообразные задания, выполнение которых требует не только полученных на уроках знаний, но и жизненного опыта. Много заданий содержат историческую информацию.

             Преподавание предмета «Экономика» позволяет чаще применять в процессе обучения деятельностные педагогические технологии - репродуктивные и продуктивные. Большой простор открывается для применения на уроках не просто опроса учащихся, нацеленного на ответ, отчетность обучаемого педагогу, а системы актуализации опорных знаний и умений (выявление и применение на практике актуальных знаний и умений). Это ориентирует на сотрудничество учащихся и преподавателя. Актуализация никак не связана с организационно-структурным отрезком времени: привлечение знаний и умений учащихся имеет место и при изучении нового материала, и при выполнении учащимися конкретных заданий на практике.

             На уроках экономического цикла ученики воспроизводят содержание знаний и умений, решают типовые задачи, действуют по инструкциям. Для этого используются репродуктивные формы обучения: урок-лекция, комбинированный урок, урок-семинар, урок-диалог... Во время использования проблемно-развивающих и эвристических педагогических технологий (лекция-беседа, урок-конференция, деловая игра, конкурсная работа) школьники учатся решать проблемы творчески, самостоятельно находят новую информацию для решения проблем, применяют знания в нетипичных ситуациях, выполняют задания, которые требуют переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации и направлены на развитие мышления.

             Достижение результатов, качественное усвоение знаний происходят только в результате собственной учебно-познавательной деятельности учеников. Быстрое включение в подобную (учебно-познавательную) деятельность и поддержание ее на необходимом уровне активности зависит от способа организации. Здесь уместны такие дидактические приемы, которые основаны на использовании проблемного обучения, деловых игр, реального проектирования, разбора нетипичных ситуаций...

            Деловые игры, используемые на уроках экономики, помогают систематизировать и обобщать учебный материал, а также направлены на отработку коммуникативных умений.

             Проведение деловых игр помогает поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки экономических расчетов. Игровые моменты (придумать название своему предприятию, распределить роли...) увлекают ребят. В процессе игры ребята не только усваивают экономические понятия, но и учатся деловому сотрудничеству и общению.

               Из всех выше перечисленных приёмов  я хочу остановиться на исследовательской и проектной деятельности учащихся. Конечно, метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХ1 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

              Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

               - существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

                - значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

                 - применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

                  - структурирование этапов выполнения проекта;

                  - самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

                Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно.

                Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

                - возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

                - содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

                - навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом

                 - заинтересованностью ученика в работе.

           Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

               Работа по применению исследовательской деятельности началась именно на уроках экономики. При знакомстве с темой «Открытие собственного дела» во 2 классе я решила с детьми создать коллективный проект открытия собственного дела.  Сначала была проведена подготовительная работа:

    - выбрана тема проекта «Открытие мастерской  «Бисеринка»                 - поставлены цель и задачи;

    - выдвинута гипотеза;

    - определён объект исследования.

    Дети разделились на группы:

    - первая подбирала книги по работе с бисером,

    - вторая побывала в кружке  бисероплетения и выяснили, какие материалы необходимы и сколько времени нужно, чтобы изготовить украшение,

    - третья  группа  узнала стоимость материалов,

    - четвёртая – за сколько можно сбыть товар, пятая группа делала расчёты

    Только после этого мы создали коллективный проект.

    Данный проект послужил толчком к использованию исследовательской деятельности на уроках всех остальных предметов. А у учащихся появилось желание заняться индивидуальной проектной деятельностью. Сейчас я представлю  мою ученицу – участницу городского конкурса исследовательских работ и проектов «Школьники города – науке ХХ1 века», лауреата научно-практической конференции «Культура ..» Родионову Дарью. Она представит свой проект открытия собственного дела «Разведение крупнорогатого скота».

           В этом проекте прослеживается межпредметная связь, связь с жизнью, отношение к животным и т.п.

          Методическое обеспечение школьного экономического образования, на мой взгляд, ещё нельзя считать достаточным. Экономика - это жизнь. Экономическое обучение, экономическое воспитание и экономическое мышление - триединый процесс подготовки подрастающего молодого человека к его предстоящей экономической деятельности, охватывающей ведение домашнего хозяйства, повседневную куплю-продажу товаров и все виды производства материальных благ.

         Педагогическое мастерство учителя и богатое методическое обеспечение позволяют надеяться, что в скором будущем наши ученики научатся принимать эффективные решения и станут ответственными гражданами. Но подлинные преимущества экономической грамотности выявятся лишь тогда, когда будут выработаны навыки применения экономических знаний ко всем вопросам жизни. Будущее за этим предметом.

    Литература.

    Л. Любимова «Основы экономических знаний»

    И.В. Липсиц «Экономика»

    Е.Савицкая «Уроки экономики в школе»,

    И.В.Липсиц «Удивительные приключения в стране  Экономика», М. «Триада», 1992.

    Г.А. Сафронова «Экономическая игротека», Волгоград, «Учитель», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

    Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

    Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...

    Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

    В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему«Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему  «Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»...