Рабочие программы 3 класс "Школа России"
рабочая программа (3 класс)

Арнаутова Светлана Викторовна

Рабочие программы 3 класс   "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_na_2018_-19_g.zip562.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по учебному предмету «Адыгейская литература»

Класс: 3-А

Уровень образования: начальное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Язык обучения: русский

Срок реализации программы: 2018/2019 уч. г.

Количество часов  по учебному плану:  68 ч/в год; 2 ч/в неделю, 34 учебных  недель.

Рабочую программу составила учитель начальных классов _______ С.В. Арнаутова

                        1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по адыгейской литературе  для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.

2. Закон Республики Адыгея от 27.12.2013г. №264 «Об образовании в Республике Адыгея».

3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова.

4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова.

5. Учебный план МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова на 2018 – 2019 учебный А.Асеева и Ю. Голикова на 2018 – 2019 год

6. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

7. Реализация программы обеспечена програмно-методическими рекомендациями А.Б.Чуяко, С.С.Ситимовой, В.Н.Карповой по предмету «Адыгейская литература (Для 1-4 классов ОУ с русским языком обучения)». - Майкоп,2006 г.

8.УМК : А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 3 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2013 г.

Содержание материалов программы нацелено на:

- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;

- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;

- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Задачи обучения адыгейской литературе в 3 классе:

•        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к адыгейской литературе и ценностям отечественной культуры;    

•        развитие представлений о специфике адыгейской литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

•        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

•        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации;

•        обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении адыгейской и русской литературы;

•        формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений адыгейской и русской литературы, выявлять их сходство и национально обусловленное своеобразие художественных решений.

2. Содержание учебного предмета

 «Адыгейская литература», 3 класс (68ч.)

I. Наша Республика Адыгея
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее.
Чуяко Дж. Моя Адыгея. Традиции и обычаи адыгов. Жанэ К. У адыгов обычай такой. Щедрость и богатство родной земли. Беретарь Х. О, как она, земля моя, щедра…Природа родного края. Беретарь Х. Псекупс. Тексты песен о родном языке и богатстве родного края. Тлехас М. Родной язык. Моя земля. Дербе Т. Люблю я свой народ. Крючков Ю. Адыгея. 

II. Адыгейское народное творчество и национальные игры
1. Загадки о разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, дружбе, добре и зле.
3. Виды сказок. Адыгейские сказки о животных
: «Не рой другому яму», «Воробей и волк»,  «Овца и коза». Бытовая сказка  «Трудовые деньги».

Произведения из адыгейского нартского эпоса. Тема и идея: находчивость и смекалка - сказания «Как Саусырыко вернул огонь нартам». Деление текста на части. Сказание «Золотое яблоко нартов». Сказание о живительной силе воды.

«Сэтэнай-цветок». Зависть и зло в сказании «Шэбатныко — сын Орзэмэджа». Сравнительная характеристика героев сказания «Освобождение нарта Нэсрена».

4. Национальные игры. Общеразвивающие адыгейские национальные  игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность. Скачки.  Жмурки. Лебеди и просо. Журавли-журавушки.

III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея  
1.
Моя Родина и её история.                                                                                                                       Образ Родины. Яхутль С. «Родина». История и памятники. Е.Салов   «Дольмен». Доблесть адыгов в годы войны. Кошубаев П. «Отец ушел на войну» (отрывок из рассказа «Дедушка»). Тема воинов и защитников в творчестве Жанэ К. «Давно отгремела война», «Долг». Славься и процветай любимый город. Тлехас М. Песня о «Майкопе». Жизнь во время оккупации. Кошубаев П. «Один день войны» (из рассказа «Дедушка»). В память о погибших воинах. Крючков Ю. «Память».

2. Моя семья. Наше детство.

Основные события произведения. Герои произведений. Характеристика героев. Приём сравнения. Нравственный смысл произведений. Составление различных вариантов плана. Подробный и выборочный пересказ. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.   

Произведения о родном языке, родителях, вежливости, о детях, о детских забавах, воспитании в семье, правилах быта и общественного поведения. Поучительный смысл произведения И.Машбаша «Сказка о грозном льве… и о старом дровосеке». Краткий пересказ.    Сказка- пища для ума. Машбаш И. «Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе». Озаглавливание частей текста.                                                                                         Стихи для детей и о детях.  Куек Н. Считалка. Зазнайка. Жане К. «Гармонистка».  Куек Н. «Считалка». Жанэ К. детям. Стихотворения: «Ах, эта козочка!», «Дождик», «Новоселье». Стихи о дружбе. Чуяко Дж. «Пусть приходит сам». Дж.Чуяко о детях и для детей. «Кто лучше считает?»

Образ матерей в творчестве поэтов. Беретарь Х. «Нана». Тлехас М. «Наши матери». Родной очаг и путь домой. Чуяко Дж. «Маяк».                                  

Быт адыгов. Кумпилов К. «Зерно». Что оставлю после себя. Хурумов Х. «Колодец Хапака». Легкомыслие и труд. Машбаш И. «Песня веселой бабочки». Стихи о труде и добрых делах.  Гадагатль А. Да будет так! Поступки человека. Чуяко Ю. «Лиса и Орземес» (отрывок из повести «Чужая боль»). К.Жанэ «Пословица», Н.Куёк «Зазнайка». Хвастовство и дружба. Гадагатль А.  «Петух-хвастун». Трудолюбие и честь в произведениях адыгских поэтов. Куек Н. «Кто же лужи уберет?»  Жанэ К.  «Я славлю руки человека». Все о профессиях. Чуяко Дж. «Если был бы я врачом». Детям о труде. Чуяко Дж «Новый дом». К.Жанэ «Сад». Поступки и характер человека. Панеш Х. «Пусть попробует другой». О предназначении человека. Р.Нехай «Ты кто?». Мужество и смелость настоящих мужчин. Панеш Х. «Почему плакал Рашид?» О взаимопонимании и толерантности. Багов Н. Печаль.

3. Уважаем и помогаем старшим.
Произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи.

Во славу человека. Беретарь Х. «Нана».

Старость мудростью сильна. Жанэ К. Старость. Сад.

Уважение к старости. Панеш Х. Калитка. Мирзабеча.

4. Мир вокруг нас.
Произведения о временах года и их явлениях и связи с людьми.

Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Зимние картины. Паранук М. Зима. Куек Н. Снежинка. Осенние зарисовки адыгских поэтов. Куек Н. Осень. Дербе Т. Среди деревьев бродит листопад. Природа Адыгеи и любовь к ней. Красота и величие Кавказской природы. Салов Е. Даховская мозаика. Князь леса. Стихи о природе. Андрухаев. Река.  Весна и лентяй. Любовь к природе в стихотворениях Чуяко Дж. «Волшебник», А.Шипулин «Про зайчонка».                        Скоро лето! Чуяко Дж. «Плавание на спине», «На пасеке».

IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.  
1. Загадки, пословицы народов республики Адыгея.

2. Сказки разных народов. Сравнение сказок. Русская сказка «Солдатская шинель». Армянская сказка «Заказчик и мастер». Поучительный смысл греческой сказки «Кисть винограда».

3. Литературные сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки.  Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Характеристика героев. Козлов С. Сказка «Черный Омут». Поступки, как основное средство изображения героев. Тынянский Н. Сказка. Хитрый Тюлень.

4. Стихотворения. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Средства художественной выразительности для создания картин. Тетивкин А. «Школа». Г.Габриелян «Гоар и Асмик». Дросинис Г. Закат в январе. Гостеприимство в творчестве поэтов. Бицуев А. Кабарда. Галиев Ш. Хлебосольная хозяйка.        

                                             3. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану на изучение  адыгейской литературы, в 3 классе, отводится,68 часов (2 ч. в неделю, 34 учебных недели):

                                         Распределение часов по четвертям

1 четверть

 18часов

2 четверть

14 часов

3 четверть

20 часа

4 четверть

16 час

Всего

2 ч. в нед.- 68 часов

Тематический план

Кол-во ч.

Содержание

1.

7

Наша Республика Адыгея

2.

12

Адыгейское народное творчество и национальные игры

3.

41

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

4.

8

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов        Республики Адыгея

итого    68ч.

4.Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Адыгейская литература»

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками

начальной школы следующих результатов:

Предметные результаты изучения курса «Адыгейская литература» за 3 класс

Ученик научится

•        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

•        читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

•        использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

•        ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы  по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

•        использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;

•        использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

•        ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

•        передавать содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

•        участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Ученик получит возможность научиться

•        Воспринимать художественную литературу как вид искусства;

•        предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

•        выделять не только главную, но и избыточную информацию;

•        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

•        определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

•        отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

•        высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

•        делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

5.Календарно-тематическое планирование уроков

АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 3 класс  (68ч.)

№ п/п

Дата

Тема урока

Дом. задание

По плану

По факту

I.Наша Республика Адыгея (7 ч.)

1.

Моя малая Родина.     Майкоп- столица Адыгеи. Чуяко Дж. Моя Адыгея

С. 3-4, вопросы 2, 3

2.

Традиции и обычаи адыгов.                                                  Жанэ К. У адыгов обычай такой

С.4-5, выр. читать

3.

Щедрость и богатство родной земли.

Беретарь Х. О, как она, земля моя, щедра…

С. 5-6, вопрос 2

4.

Природа родного края. Беретарь Х. Псекупс.

С. 6, вопрос 2

5    

Песня М. Тлехаса о родном языке.                                      

С. 7-8выр.читать

6.

Песня М. Тлехаса о богатстве родного края.                                                

С.8-9, мини-соч. «Моя Адыгея».

7.

Патриотизм в стихотворениях Дербе Т. «Люблю я свой народ» и Крючкова Ю. «Адыгея»

С.9-11, рисунок

                                        II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (12 ч.)

8.

Загадки о разных предметах, явлениях природы.  Пословицы о мудрости, труде, дружбе, добре.

С. 12, 2 загадки.

9.

Сказки и сказания. Сказка «Не рой другому яму»

С. 13- 15, в. 7, 8

10.

Адыгейские сказки о животных: «Воробей и волк».

С. 15-17, пересказ

11.

Сказка о животных «Овца и коза».

С.18-21,пересказ от лица одного из героев сказки

12.

Бытовая сказка «Трудовые деньги».

С.22-23,пересказ

13

Произведения адыгейского нартского эпоса. Тема и идея сказания «Как Саусырыко вернул огонь нартам».

С. 23-27, вопрос 1,2

14.

Находчивость и смекалка в сказании «Как Саусырыко вернул огонь нартам».

С. 23-32, вопросы

15.

Деление текста на части. Сказание. Золотое яблоко нартов

С. 32-36, пересказ

16.

Сказание о живительной силе воды.

С.37-38 вопрос 4

17.

Зависть и зло в сказании «Шэбатныко — сын Орзэмэджа».

С.39-41 вопрос 5

18.

Сравнительная характеристика героев сказания «Освобо-ждение нарта Нэсрена».

С. 42-46, вопросы 7, 8

19.

Национальные игры. Игра «Лебеди и просо». Игра «Журавли-журавушки», «Скачки», «Жмурки».

С. 47-50пересказ

                       III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (41ч.)

20.

21.

22.

Поучительный смысл произведения И.Машбаша «Сказка о грозном льве… и о старом дровосеке».                           Краткий пересказ «Сказки…» И.Машбаша.

Образ Родины (по стихотворению Яхутля С. «Родина»).

С.51-56 выр.читать

С.51-58 краткий пересказ

С. 58-59 наиз.

23.

Быт адыгов  в произведении  Кумпилова К. «Зерно». 

С. 61-62 наиз.

24.

Стихи о природе.  Х. Андрухаев. «Река», «Весна и лентяй».

С.61-62, 64выр.ч

25.

История и памятники. Е.Салов «Дольмен».

С.65-66 читать

26.

Жанэ К.  детям. Стихотворения: «Ах, эта козочка!»,  «Дождик», «Новоселье».

С. 59-60,65, 67 выр.читать

27.

Стихи о дружбе. Чуяко Дж. «Пусть приходит сам».

С.67-68 наиз.

28.

29.

Озаглавливание частей текста.     Машбаш И. «Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе».                                                        Сказка- пища для ума (по произведению И.Машбаша)

составить план

С.68-74 вопрос 2

30.

Зимние картины. Паранук М. Зима. Куек Н. Снежинка.

С. 75-78 выр.чит.

31.

Доблесть адыгов в годы войны.        Кошубаев П. Отец ушел на войну (отрывок из рассказа «Дедушка»).

С.79-82 пересказ

32.

Стихи для детей и  о детях.                                              Жане К. «Гармонистка».  Куек Н. «Считалка».

С.82-84

наизусть

33.

Хвастовство и дружба.   Гадагатль А.  Петух-хвастун.

С. 85-87, в. 4

34.

Трудолюбие и честь в произведениях адыгских поэтов. Куек Н. «Кто же лужи уберет?»  Жанэ К.  «Я славлю руки человека».

С. 88-91 выр. читать

35.

Во славу человека.      Беретарь Х. «Нана».

С. 91-93 выр.чит.

36.

Образ матерей в творчестве поэтов.                               Тлехас М. «Наши матери».

С. 94-95 выр. читать

37.

Родной очаг и путь домой.    Чуяко Дж. «Маяк»

С. 95-96 наиз.

38.

Тема воинов и защитников в творчестве Жанэ К.     «Давно отгремела война…», «Долг».

С. 95-97 наизусть

39.

Любовь к природе в стихотворениях Чуяко Дж.                                       « Волшебник», А.Шипулин «Про зайчонка».

С.98-99, рисунок

40.

В чём сила человека? По стихотворениям Жанэ К. «Старость», Р.Нехая «Ты кто?».

С.100-102, выр. читать

41.

Осенние зарисовки адыгских поэтов.  Куек Н. «Осень».

С. 102-103 в. 2

42.

Осень в стихотворении                                                   Дербе Т. «Среди деревьев бродит листопад».

С. 106-107 выр.читать

43.

Мужество и смелость настоящих мужчин.                  Панеш  Х. «Почему плакал Рашид?»

С. 104-105 вопрос 6

44.

Легкомыслие и труд .  Машбаш И. Песня веселой бабочки.

С. 105-106 выр.чит

45.

Поступки человека .Чуяко Ю.Лиса и Орземес (отрывок из повести « Чужая боль»)

С.107-108 пересказ

46.

Славься и процветай мой любимый город.                         Тлехас М. Песня о Майкопе.

С.109-110 вопросы 5, 6

47.

Жизнь во время оккупации.                                          Кошубаев П. Один день войны (из рассказа «Дедушка»)

С. 111-112 пересказ

48.

Стихи о труде и добрых делах.  Гадагатль А. Да будет так!

С. 113-114, в. 5

49.

Дж.Чуяко о детях и для детей. «Кто лучше считает?»

С.114-115 выр.читать

50.

В память о погибших воинах.  Крючков Ю. «Память».

С.115-116 вопр 3

51.

О взаимопонимании и толерантности. Багов Н. Печаль.

С.116-117 наиз.

52.

Поступки человека. К.Жанэ «Пословица», Н.Куёк «Зазнайка».

с.117-119 выр.читать

53.

Что оставлю после себя. Хурумов Х. «Колодец Хапака».

С.119-120 выр.ч.

54.

Красота природы.Салов Е. Даховская мозаика. Князь леса.

С.121, 125 выр.ч.

55.

Все о профессиях.  Чуяко Дж. «Если был бы я врачом».

С. 121-122 выр.читать

56.

Детям о труде. Чуяко Дж «Новый дом». К.Жанэ «Сад».

С. 123, 129-130 выр.читать

57.

Поступки и характер человека.                                      Панеш Х. «Пусть попробует другой».

С.123-124,  выр.читать

58.

Отправимся в путешествие.                                                       Салов Е.« Золотой ручей», «За рекой Кишой».

С. 126, 131-132 выр.читать

59.

Уважение к старости.                                                     Панеш Х. «Калитка Мирзабеча».

С.126-129 пересказ

60.

Скоро лето! Чуяко Дж.Стихотворения: «Плавание на спине», «На пасеке».

С.130-131, 133 выр.читать

              IV Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов республики Адыгея ( 8ч  )

61.

Загадки, пословицы народов Республики Адыгея

С. 134-138 объяснить смысл пословиц

62.

Сравнение сказок разных народов. Русская сказка «Солдатская шинель». Армянская сказка «Заказчик и мастер».

С.139-143 пересказ сказок

63.

Поучительный смысл греческой сказки «Кисть винограда»

С. 144-145 вопр5

64.

Литературные сказки. Характеристика героев. Козлов С. Сказка «Черный Омут».

С. 146-148 пересказ от лица Зайца

65.

Поступки, как основное средство изображения героев. Тынянский Н. Сказка. Хитрый Тюлень.

С. 148-150 вопр4

66.

Языковые средства выразительности.      Тетивкин А. «Школа». Г.Габриелян «Гоар и Асмик». Дросинис Г. Закат в январе.

С.150-152 выр.читать

67.

Гостеприимство в творчестве поэтов.    Бицуев А. Кабарда. Галиев Ш. Хлебосольная хозяйка.

С.152-155 выр.читать

68.

Обобщающий урок по теме «Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...

Рабочая программа "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....

рабочая программа "Школа России"

материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...