Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения
статья

Мунгунова Дашима Михайловна

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

                                                                 Мунгунова Дашима Михайловна

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить                                                                                            Э.Кант

  • связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в образовательном процессе школы, нового отношения к ученику.

Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития личности. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способным к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Не случайно на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел другой лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить его таким важным умением, как уметь учиться.

Дидактические функции одного и того же учебного материала в знание во ориентированном и личностно ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается обучающимся для усвоения, во втором – для организации деятельности по созданию иного, личностного, содержания образования, которое выступает образовательным продуктом ученика.

  • определенном смысле следует считать, что содержание образования

– это продукт деятельности ученика. К такому выводу пришли многие ученые. Личностно ориентированное обучение немыслимо без конкретной личности, а личность обнаруживает и проявляет себя лишь в деятельности.

Развитие самостоятельности, любознательности, пытливости, познавательного интереса у школьников - одна из важных задач современного учителя. У каждого школьника есть способности и таланты. Всѐ, что нужно для того, чтобы обучающиеся могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Побуждать обучающихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные условия для развития у школьников самостоятельности и активности. Одно из важных условий – создание деятельностной образовательной среды урока.

По опыту знаю, что у младших школьников плохо сформированы такие умения, как умения общаться со сверстниками, сотрудничать с ними, сопереживать и помогать друг другу при неудачах.

Я поставила перед собой задачу сформировать у обучающихся ряд коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих им социальную компетентность: работать вместе, уважать мнение друг друга, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие сотрудничать со сверстниками и учителем. Для этого необходимо было создать благоприятные условия для успешного обучения и общего развития детей, построенные на принципе сотрудничества. Я стала изучать технологию коллективных способов обучения (КСО). Под коллективным способом обучения нужно понимать учебные занятия, в основе которых лежит общение (общение в парах постоянного состава и сменного состава), так как атмосфера общения даѐт возможность коллективу обучать каждого своего члена и каждому члену активно участвовать в обучении других членов своего коллектива.

  • позже на своих уроках я стала использовать разные методики коллективных способов обучения. Учебный процесс мною осуществлялся на основе четырех организационных форм обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Мне необходимо было пересмотреть формы организации обучающихся с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению, отдав предпочтение парной игрупповой. Кроме того, правильно организованная деятельность обучающихся при выполнении любого самостоятельного задания должна строиться по схеме: мотив – цель – действие – контроль и коррекция – оценивание результата. Эту логическую цепочку мне необходимо было запомнить и учитывать ее при организации самостоятельной работы школьников по-новому.

Внедрять технологию коллективных способов обучения я начала с первого класса, поделив процесс внедрения на четыре этапа.

Работа в парах постоянного состава (ППС) – 1 класс.

Весь первый класс отрабатывается умение работать в парах постоянного состава. Дети проверяют друг у друга задания по предметам, рассказывают правила, алгоритмы, памятки, стихи. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовятся к ответу, так как знают, что каждого обязательно спросят. Учатся говорить, отвечать, доказывать товарищу какие-то положения.

Позже ввожу работу по алгоритмам методик: «Взаимные диктанты» (ВД) и «Взаимные задания» (ВЗ).

Задание с последующим устным выполнением

Один ученик диктует второму арифметический пример. Второй ученик записывает задание в тетрадь, а затем устно его выполняет.

Диктант с последующими устными комментариями

Один ученик диктует товарищу выражение. Второй ученик, записав его, объясняет, а первый – проверяет и выслушивает объяснение. Потом первый ученик сначала записывает под диктовку второго, затем читает и объясняет.

Просто диктант

Ученики на уроке диктуют друг другу и учатся правильно писать слова из словаря. Каждый ученик пишет слова под диктовку своего товарища в свою тетрадь, затем они меняются тетрадями для проверки.

Работа в малых группах (МГ) – 2 класс

Как только ученики научились слаженно работать в парах постоянного состава, возможен переход к обучению в малых группах (по 4 человека). Уникальность групповой работы обеспечивается такими признаками, как непосредственное взаимодействие между обучающимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. При групповойработе педагог предъявляет задание и инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы, не коллектив обучает каждого своего члена, а один человек (консультант).

Работа в малых группах по решению задач Руковожу работой обучающихся в группах:

  • прочитайте задачу про себя: выделите условие и вопрос задачи.

  • коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи.

  • запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно.

  • кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе.

  • обсудите свой ответ задачи с товарищами.

Работа в парах сменного состава (ПСС) – 3 класс

После того как ученики научились работать в парах постоянного состава

  • группах, возможен переход к обучению в парах сменного состава. Пары сменного состава – это пары не замкнутые, а открытые – постоянно происходит смена партнѐра. Для этого вводятся новые приѐмы работы: «Ручеѐк», «Эскалатор». Над каждым заданием в парах сменного состава ученик работает несколько раз: один раз пишет его сам и производит разбор допущенных ошибок, второй раз он диктует другому это же задание, проверяет, как написал новый товарищ, требует разбора ошибок. И так несколько раз с разными партнѐрами. Только после этого работа заканчивается.

«Ручеѐк»

  • получи карточку с  примером;

  • реши самостоятельно пример;

  • проверь по ключу;

  • продиктуй своѐ задание соседу;

  • сосед пишет в свою тетрадь и объясняет, а потом наоборот;

  • взаимообмен заданиями;

  • приготовься к первому передвижению по варианту «Ручеѐк»;

  • поприветствуй своего соседа, пожелай ему удачи;

  • взаимообмен заданиями;

  • передвижение происходит до тех пор, пока пары не встретились со своим изначальным партнѐром;
  • поблагодарите друг друга, вернитесь за свои парты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...

Технология коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения(Методика «Взаимообмен заданиями»)Отработка умений учащихсяТема: 1.4.3. «Ирис, производство, типы, ассортимент. Требования к качеству. Упаковка, маркиров...

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

         В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...

"Технология коллективного способа обучения"

Статья была опубликова на в 2017 году во всероссийском науно-методическом журнале "Управление качеством образования"....

Технология коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения (КСО)...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения» на уроках в начальной школе»

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопр...