Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе
учебно-методический материал на тему

СМИРНОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через технологию коллективных способов обучения предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд компетенций личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyoyoyoyoyo_soderzhanie.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ                                                              стр.  из

Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

Содержание:

Введение…………………………………………………………….

1.Концепция деятельности……………………………………….

1.1. Ведущая ключевая идея

1.2.Проблема опыта

1.3. Гипотеза        

1.4.Цель опыта

1.5.Основные задачи

2. Теоретическая база. Понятие технологии коллективного   способа обучения в  педагогической и методической литературе

2.1. Что такое коллективные способы обучения?...................

2.3.  Актуальность коллективных способов обучения………………….

2.4.  Методика коллективных способов обучения………………………

3.Система работы

3.1 Описание возможностей применения технологии коллективного способа обучения  в начальной школе…………………………….

3.2. Моделирование уроков в технологии коллективного способа обучения………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………..

Приложения………………………………………………………….

Введение

         Изменившиеся цели обучения в современной школе, направленные на развитие личности каждого ребенка, настоятельно требуют отхода от информирующего подхода к обучению, максимального включения каждого ученика в учебный процесс, радикального изменения классно-урочной системы, внедрения новых эффективных методик и технологий, направленных в  первую очередь на развитие каждого ребёнка и  сохранение  его здоровья. Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя – помочь ребенку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, создавать личность, способную стать творцом новой жизни.

            В современной социокультурной ситуации особенно востребованными оказались идеи самоорганизации, саморазвития, самоопределения, самореализации и самоактуализации, что определило появление личностно ориентированной парадигмы образования, основными характеристиками которой становятся иная целевая направленность образования и позиции участников образовательного процесса. Ученик становится субъектом учебного процесса, реализует свой способ жизнедеятельности, свою индивидуальность, а учитель – организатор, координатор деятельности учеников.

        Учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социальноорганизуемых взаимомоделей, отношений, общения. Совместная деятельность в коллективе самих учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает владение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.

      Решение исходной проблемы практики образования – включение каждого ребенка в учебный процесс.  Коллективная форма обучения как раз и  означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.  Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

2. Концепция деятельности.

2.1 Ведущая ключевая идея.

        Систематическое и методически правильное применение технологии коллективного  способа обучения  в начальной школе  не только повышает качество образования, но и  способствует развитию различных компетенций  обучающего.

2.2 Проблема опыта.

        В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через технологию коллективных способов обучения предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд компетенций личности.

2.3 Гипотеза.

        Правильное использование технологии коллективного  способа обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

2.4. Цель опыта.

- определить возможности использования технологии  коллективного способа  обучения на уроках в начальной школе;

  • формирование в процессе групповой , индивидуальной, коллективной форм работы  образовательного пространства, способствующего реализации индивидуальности обучающихся, их интеллектуального развития, социального взаимодействия и межличностного общения.

        

2.5. Основные задачи.

        - раскрыть понятие, технологий коллективного и группового способов обучения, используя педагогическую и методическую литературу;

        - показать специфику применения технологий коллективного и группового способов обучения  в начальной школе;

- разработать методические рекомендации по применению коллективных способов обучения.

2. Теоретическая база. Понятие технологии коллективного   способа обучения в  педагогической и методической литературе

2.1 Что такое коллективные способы обучения?

         По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

       Немного истории…

          До XVI-XVIIв.в педагогике  широкое распространение имел индивидуальный способ   обучения, который  включал две формы организации учебной деятельности: парную и индивидуальную.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

         В XVII-XXвв. в педагогике заговорили о применении    группового способа обучения, который включает  в себя  три формы организации учебной деятельности: групповую, парную и индивидуальную. К групповым технологиям можно отнести:

  • классно-урочную организацию;
  • лекционно-семинарную систему;
  • дидактические игры и т.д.

       Коллективные способы обучения         изначально  в рамках      СНГ  появились в 1918 г. и  включали  все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную.

          Коллективные способы обучения (КСО) в рамках СНГ появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (!877 - 1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет работая индивидуально и    в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий в этой школе не было.

         Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя  год   научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты по гуманитарным наукам и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности.

        В Корнине были сделаны три педагогические открытия:

  • впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах;
  • была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы;
  • впервые был создан разновозрастной самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это – при лидирующей роли учителя.

      К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками. Вскоре в школах СССР на многие годы стали насаждать методический и методологический догматизм, закрепленный официальными партийно-государственными постановлениями.

Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (ПО В.К. Дьяченко)

Групповой СО

Коллективный СО

организационные

Чёткость, упорядоченность

Отсутствует

Говорит один

Говорят все

Общение учащихся отсутствует

Все общаются

Молчание

Рабочий шум

Постоянное рабочее место

Смена

дидактические

Обучает педагог

Обучают ученики

Весь материал сразу и для всех

Разные темпы и материалы

Мало самостоятельности

Полная самостоятельность

Сотрудничество отсутствует

Сотрудничество - основа обучения

Усвоение и применение разнесены

Максимально приближены

развивающие

Ученик – объект

Ученик – субъект+объект

Уравниловка, усреднение способностей детей

В соответствии с индивидуальными особенностями

Систематический характер обучения

Спонтанный характер

Не учатся выступать

Учатся выступать, рассуждают, доказывают

Не умеют объяснять

Развитие педагогических способностей

воспитательные

Каждый работает на себя

На себя и на других

Отношения неколлективистские

Отношения ответственной зависимости: коллективистские

2.2. Актуальность коллективных способов обучения

          Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих  назревших проблем  и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения.

  • Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учится, а учащиеся – на скуку, однообразие и непосильность учебы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве.

  • Между пассивно – созерцательными и активно- преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные  и    слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.

  • Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого непринужденного общения, тогда как на классическом уровне педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс .

  • Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

Между субъект- субъектными и субъект – объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (Субъект- объект). Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  • обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;
  • разные ученики осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;
  • наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:

  • в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в  процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; о
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение.

       Фронтальная форма обучения в условиях массовой школы  закрепляет авторитарный стиль работы. Ученик же закрепляется в позиции исполнителя, пассивного потребителя знаний. В школах, где  взаимоедйствие учителя и обучающегося происходит на основе руководства и подчинения, где не обеспечивается личностное равенство и уважение, не возникает полноценного общения и взаимопонимания, создаются условия для сложных и конфликтных отношений. При этом, как правило, учитель рассматривает конфликты с учащимися как явление, создающее угрозу лишь для его    позиции руководителя. Соотнесение своей позиции с позицией ученика по этой причине отсутствует.

2.3. Методика коллективных способов обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Урок–это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения.

В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и индивидуальные формы учебной работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называ6ется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

         Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

         Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

            В.К. Дьяченко, профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения, рекомендует четко разграничивать КСО и групповые способы обучения (ГСО). ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива- учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных.

        Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

  • принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
    На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.
  • принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
  • принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы:

  • наличие у всех ее участников единой цели;
  • разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
  • налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
  • осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;
  • культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;
  • достигается равенство объективных условий для каждого.

Различные методики КСО:

  • поабзацная проработка текста;
  • обратная методика;
  • обмен заданиями;
  • мурманская методика и др.

Методика А.Г. Ривина

Поабзацная проработка текста  разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах  сменного состава.

  • Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя).     Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми.

  • Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы);
  • С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы;
  • Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя ( схема представлена на следующем слайде);

Обратная методика

  • Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты

Обмен заданиями

Методика М.А. Мкртчян

  • Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела;
  • Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика;
  • Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»;
  • Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
  • На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой №. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе;
  • Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным темам;
  • На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)

Мурманская  методика

  • В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»);
  • Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра;
  • При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

    Думаю, многие согласятся с тем, что очень сложно организовать деятельность учащихся начальных классов по средствам коллективных способов обучения, но это возможно.

3. Описание системы  работы

Давайте будем доставлять детям радость общения с нами.

Ш. А. Амонашвили

3.1. Организация учебного процесса по методике коллективного взаимного обучения в начальной школе

В связи с изменениями в обществе и в школе учитель сталкивается с проблемой поиска более продуктивных  способов педагогического взаимодействия. Этот  способ    заключается в выходе учителя на иной, новый уровень отношений с учениками, в осмыслении мотивов их действий, в учете их чувств и переживаний. А это, в свою очередь, предполагает изменение позиции учителя, доброжелательность, уважение, что закономерно приводит к созданию положительного эмоционально- психологического климата в классе.

        Подготовка учащихся к коллективным формам обучения включает два этапа.

     Подготовительный этап. Приступая к организации общения ребят в парах сменного состава, нужно потратить время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы (Приложение 2). К таким навыкам относится умение:

  • ориентироваться в пространстве;
  • слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;
  • работать в шумовой среде;
  • находить нужную информацию;
  • использовать листки индивидуального учета;
  • переводить образы в слова и слова в образы.

      Если не отработать такие умения и навыки, то при первом знакомстве ребят с механизмом работы в парах сменного состава учитель может не достичь желаемого результата. Если работа в парах организована верно, то ребята трудятся легко, непринужденно, даже весело. Их настрой, постоянно улыбающиеся лица, комфортное состояние позволяют судить о правильной организации парной работы.

        Ознакомительный этап имеет различные модификации, общим элементом которых является усвоение "правил игры", сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способы учета результатов учения.

         Запуск методики коллективного взаимного обучения требует особой организации работы на подготовительном этапе. Учащиеся должны делать двойную работу: изучать новый материал и осваивать новую методику. Если есть условия и время, то в рамках урока можно осваивать отдельные элементы методики коллективного взаимного обучения.

    Первый шаг. Сначала всей учебной группе (классу) демонстрируется процесс проработки какого-либо одного абзаца, объясняется суть озаглавливания, затем под руководством педагога учебная группа (класс) тренируется на нескольких абзацах прорабатывать и озаглавливать их.

       В работе по данной методике необходимо постоянно иметь в виду и другой ее аспект, обеспечивающий успешность обучения: необходимо учить детей искусству ведения диалога, продуктивному взаимодействию во время коллективных занятий. При общей работе класса, группы над каким-либо абзацем учитель должен обращать внимание на форму высказываний своих предложений, на форму возражения и критики чужих идей, на способы согласования действий и мнений участников процесса обучения и т. д.

       Второй шаг. Обучение ведению записи в тетради. Учитель может продемонстрировать на доске образец заполнения тетрадной страницы: название и номер темы, заглавие и источник текста, расположение заглавий абзацев, место для черновых заметок, место для записи терминов и т. д. Затем учитель предлагает учащимся оформить такую же запись в своей тетради. Учащиеся, сидящие за одной партой, могут проверить друг у друга правильность оформления записи, а также сам учитель имеет возможность проконтролировать ошибки.

         Третий шаг. Учащиеся класса получают один абзац, разбившись на пары, прорабатывают, озаглавливают его и записывают название в тетради. Затем по указанию учителя учащиеся одновременно пересаживаются на другие парты и сравнивают названия, которые они дали абзацу. Если названия не совпадают, то учащиеся объясняют, почему они озаглавили именно так, а не иначе. Работа по озаглавливанию абзаца может быть завершена у доски одним из учащихся под руководством учителя.

      Третий шаг может быть несколько усложнен за счет введения и пересказа проработанного абзаца. Для этого весь класс делится на две группы. Все пары первой группы получают один абзац, а все пары второй группы – другой абзац. Учащиеся совместно прорабатывают и озаглавливают абзац, записывают заглавие в тетрадь. Затем пары меняются таким образом, чтобы каждый ученик, проработавший первый абзац, оказался в паре с учеником, проработавшим второй абзац.

           Четвертый шаг. В рамках урока тренировка основного приема методики коллективного взаимного обучения может быть осуществлена на основе 6–8 вариантов специально подготовленных текстов с 3–4 абзацами
(не более). В течение урока учащиеся успевают поработать в 3–4 парах по своим текстам, изучая в каждой следующей паре новый абзац и пересказывая предыдущие. Выполнив задание, учащиеся, работающие над одинаковыми темами, собираются в одну группу и обсуждают свои заголовки, сравнивая их с образцом, в котором учителем заранее подготовлены названия абзацев по данным текстам. Кроме того, учащиеся могут, вернув свои тексты учителю, написать самостоятельно изложение данной темы.

          Пятый шаг. Убедившись, что учащиеся достаточно успешно справляются с разбором, обсуждением и озаглавливанием абзацев, можно перейти от групповой и индивидуальной форм работы к коллективной форме, от урока – к учебным занятиям по методике коллективного взаимного обучения. Но остается еще одна существенная задача – научить детей проводить дискуссии в малых группах, выступать с докладом перед группой.

Есть и еще один способ включения методики коллективного взаимного обучения в работу. Он применяется с привлечением учителей, учащихся, родителей, специалистов, т. е. тех, кто уже владеет данной методикой. Они на одну-две недели включаются в работу в парах сменного состава и объясняют каждому учащемуся, что и как надо делать, поправляют ошибки, совершаемые новичками, при этом сами прорабатывают какие-либо тексты из данной или близкой области знаний. В таком варианте запуска нет особой необходимости в подготовке специальных текстов.

          После того как учащиеся будут подготовлены, все тренинги проработаны, класс может начинать работать по методике коллективного взаимного обучения в парах сменного состава. Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, избранного варианта технологии может протекать по-разному. Наиболее характерный вариант технологии коллективного взаимного обучения имеет следующие стадии:

  • каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический документ и т. д.);
  • обмен знаниями с партнером происходит по правилам ролевой игры "учитель-ученик". Причем смена ролей обязательна. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п. Эта стадия заканчивается обменом абзацев;
  • прорабатывается только что воспринятая информация, осуществляется поиск нового партнера для взаимного обучения и т. д.

      Учет выполненных заданий ведется либо в индивидуальной карточке, либо в групповой ведомости, где указаны все учебные элементы и фамилии участников организованного диалога.

       Важно продумать схему, по которой учащиеся будут меняться парами. Предлагаем использовать два варианта работы.

Первый вариант – часть учеников закреплена за определенными местами. Организовать перемещение другой части учащихся можно следующим образом:

  • ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут за последние;
  • ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;
  • учитель поднимает учеников первого варианта и предлагает ребятам сесть туда, куда они хотят ("Иду в гости"). Так происходит взаимообмен: "хозяева" владеют информацией, а "гости", переходя от одного "хозяина" к другому, узнают что-то новое, или наоборот, "гости" предлагают "хозяевам" какую-либо информацию.

        Второй вариант – информация закреплена за местом. Такой способ организации общения ребят в парах сменного состава дает следующие преимущества: на класс требуется в два раза меньше карточек; ученик работает в разных ролях с одной и той же информацией: сначала в качестве "гостя", получая ее, а затем в качестве "хозяина", передавая ее другому гостю. Этот вариант работы также имеет свои недостатки: ученик, став "хозяином", не может уйти, оставив информацию, пока к нему кто-нибудь не подойдет. Бывают случаи, когда все уже изучили эту карточку или к этому ученику не хотят садиться сверстники, тогда должен вмешаться учитель и помочь ученику преодолеть возникшее затруднение.

         Учитель может сам продумывать и выбор задания и организацию групп учащихся и критерии результативности групповой деятельности.

3.2. Моделирование урока  в технологии коллективного способа обучения

       Деятельность учителя как участника  и основного организатора на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям. При этом учитель оказывается перед необходимостью решать несколько принципиальных вопросов.

  1. Выбор задания для групповой работы. От типа и характера учебного задания в большей мере зависит возможность и успешность совместной учебной работы на уроке. Анализ учебных дисциплин школьного обучения показывает, что разные предметы имеют различные возможности для освоения их в групповой форме. Вместе с тем  практически каждый учебный предмет имеет темы и вопросы, которые могут быть успешно освоены в групповой форме.
  2. Организация групп. В этом вопросе среди исследователей нет единства мнений. Перечисляется большое количество факторов, которые необходимо учитывать: взаимоотношения, уровень знаний, индивидуально- психологические особенности ( темп продвижения в учебном материале, темперамент, сформированность у учеников навыков общения, контактность( общительность) и др.); наличие лидера в создаваемой группе; цель урока; специфика учебного предмета и т.д.
  3. Критерии результативности групповой работы. Этот вопрос остается наименее разработанным. Исследователи отмечают сложность оценки результативности.

Для учителей начальных классов по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса можно выделить следующие методические рекомендации.

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные — свободные и творческие формы совместной работы учащихся. Для организации коллективной работы полезно использовать наглядность (см. Приложение 3)

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?…» Несколько образов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно  лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

4. групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:

Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться в плане класса, находить свое место, место любого другого ученика.

5. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

  1. недопустима пара из двух «слабых» учеников;
  2. детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);
  3. если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
  4. нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» –звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.
  5. Овладение умением учащихся необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью.

Структура урока

Время    (мин)

Содержание работы в классе

1-2

Приветствие. Инициализация урока: объявление темы, целей урока, состава группы

3-8

Фронтальная беседа: обсуждение общей темы, деление ее на отдельные задачи, постановка задач по группам

9-22

Группа 1

Задача 1

Группа 2

Задача 2

Группа 3

Задача 3

23-38

Отчеты групп и их обсуждение. Компоновка решения исходной общей проблемы. Обсуждение отдельных аспектов и взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач.

39-45

Заключение: характеристика работ групп и отдельных учащихся, резюме нового материала в форме экспресс-опроса. Подведение итогов. Задание на дом. Прощание.

Заключение

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

Кооперация в малых группах является эффективным условием обучения всех младших школьников.

Опробовав два варианта формы организации работы: фронтальную и коллективную – я пришла  к выводу, что коллективная форма обучения более эффективна при работе в системе развивающего обучения.

Экспериментальная работа доказывает, что использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Учитель Л.В. Белокурова считает, что, научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах сменного состава. Но это очень сложный процесс, он требует тщательной подготовки  как учителя, так и учащихся.

Приложение 1

Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек)

Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником

Индивидуально - самостоятельный

2. Общение в паре (два человека)

Индивидуально-парная (один учит другого)

Индивидуальный способ обучения  (ИСО) – до XVI-XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную

3. Групповое общение (три и более человека)

Групповая ( один одновременно учит многих)

Групповой способ обучения (ГСО)-XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную

4. Общение в парах сменного состава

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Приложение 2

Тренинги для учащихся начальной школы на отработку навыков работы в парах сменного состава

Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: "Сколько свободных мест в классе?" Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания. Учитель говорит: "Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише". После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в "Испорченный телефон". Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т. д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить – вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих "гостей", тогда помимо основного навыка – работы в шуме – будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.

Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

  • разрешить всем ходить по классу;
  • разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке "тише едешь", на другой – "дальше будешь". Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят – найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму –
с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму – ответы.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено – номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания – номер зачеркивается.

1

2

3

4

5

Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.
У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

Приложение 3

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МИРУ ВОКРУГ НАС

Класс: 3

ТЕМА: Организм человека.

Цель: дать учащимся первичные представления о системе органов человека.

Задачи:

1. Сформировать понятия орган, система органов, анатомия, физиология, гигиена, медицина.

2. Развивать ключевые компетенции учащихся через применение групповых способов обучения:

  • развивать социальные компетентности учащихся: способность принимать решения, участвовать в принятии групповых решений;
  • развивать коммуникативные компетентности: владеть технологией устного и письменного общения;
  • развивать когнитивные компетентности: способность учиться самостоятельно;

3. Воспитывать  толерантность, интерес к предмету, повышать мотивацию обучения.

Оборудование:

для учителя: презентация, таблицы

для учащихся: информационные карты, муляжи органов, таблицы, личные карточки.

Ход урока:

Этап урока.

Время.

Ход этапа урока

Примечание

  1. Организационный момент.

              Мотивация.

1 мин

- Дорогие друзья, у нас сегодня открытый урок. К нам сегодня пришли гости.

Наша научная лаборатория продолжает свою работу. Но сначала мы должны вспомнить, какие правила нужно соблюдать при работе в группах, для того чтобы наша работа более продуктивной.

  1. Актуализация знаний

5 мин

-Дорогие друзья, для того чтобы начать работу нашей научной лаборатории по новой теме, необходимо повторить материал прошлого раздела. Для этого прошу вас ответить на несколько вопросов.

- Давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Великий круговорот жизни.)

- И мы узнали, что основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов? Как  называются эти группы? (организмы-производители, организмы- потребители и организмы- разрушители.)

- Что учёные относят к организмам- производителям? (Растения.)

- Почему животных учёные называют организмами потребителями? (Они потребляют вещества, производимые растениями.)

- Почему ученые относят бактерии и грибы к организмам-  разрушителям?(Бактерии и грибы разрушают мёртвые останки растений и животных….)

- Давайте сделаем вывод!

Растения- это…

Животные- это…

Бактерии и грибы- это…

- Как вы думаете, человек – это разрушитель, потребитель или производитель?   Докажите.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

III.

 Объявление темы и задач урока

-Я думаю, вы догадались над какой темой будет работать наша научная лаборатория сегодня?  Давайте сформулируем тему нашего исследования. (Организм человека.)

- Что же нового мы сегодня должны узнать?

-  Сделаем вывод!  Цель нашего исследования: изучить строение организма человека.

 Строение тела человека изучает наука анатомия, а работу его органов- физиология человека

- Каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека. Как вы думаете  для чего?  (Это необходимо для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.)

 - Кто знает  , как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? (Гигиена)

- Как называется наука, которая исследует причины  заболеваний и методы их лечения.(Медицина)

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

IV. Изучение нового материала

3 мин

5 мин

5мин

4 мин

Физ-пауза.(2 мин)

Физ-пауза

Гимнастика для глаз «Звездочёт»(2 мин)

-За сотни лет учеными накоплено много знаний об организме человека. Эти знания помогают людям предупреждать и побеждать многие болезни, увеличивать продолжительность  жизни.

Внутреннее строение организма человека состоит из частей- органов. Приведите примеры внутренних органов.

- Каждый орган имеет определённое строение и выполняет определенную работу. Органы, которые выполняют общую работу, образуют систему органов. 

- У человека в организме несколько систем органов. Это система кровообращения, дыхания, пищеварительная, нервная, мочевая, опорно-двигательный аппарат. Сегодня на уроке мы изучим 3 системы органов.

- Задача первой лаборатории:

Изучить строение пищеварительной системы.

-Задача второй лаборатории: Изучить строение кровеносной системы.

-Задача третьей лаборатории: Изучить строение центральной нервной системы.

- Сейчас вы в своих научных  лабораториях работаете  с информационными картами, и изучаете  материал по определённой системе органов. Изучать вы будете по плану, давайте его прочитаем.

Уважаемые сотрудники, вы можете приступить к изучению материала.

1. Изучение материала в лабораториях.(5 мин)

Информационная карта по теме «Организм человека»

Задача: Изучить строение центральной нервной системы.

     Головной мозг находится в полости черепа, спинной мозг- в позвоночнике.

Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему. От головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шкуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы. Мозг быстро реагирует и выдаёт команду соответствующим органам к действию. Всё это происходит очень быстро.

Информационная карта по теме «Организм человека»

Задача: Изучить строение кровеносной системы.

        Сердце и кровеносные сосуды  образуют  кровеносную систему. Сердце часто сравнивают с мощным неутомимым насосом.  Сердце перегоняет кровь по телу человека в течение всей жизни.

          Сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков. Из левого желудочка кровь поступает в аорту. Это самый большой кровеносный сосуд.

        Сосуды, по которым кровь идёт от сердца, называются артериями. А сосуды, по которым поступает к сердцу- венами. Самые     мелкие сосуды – капилляры. Они покрывают всё тело.

Информационная карта по теме «Организм человека»

Задача: Изучить строение пищеварительной системы.

      Пищевод, желудок и рот образуют пищеварительную систему. Пища попадает к нам в рот. Там она пережёвывается зубами, смачивается слюной.                  

            Далее по пищеводу пища попадает в желудок. В нём она продолжает перевариваться с помощью желудочного сока. Из    желудка пища идёт в кишечник. Питательные вещества всасываются в кровь и разносятся ею по всему организму. Не переваренные отходы через прямую кишку удаляются из организма.

2. Обмен информацией. (5мин)

- Научные сотрудники отправляются в командировку, для того чтобы    поделиться опытом с сотрудниками других лабораторий.

Физ-пауза.

3.Возвращение в группы.(4мин)

-  Время командировки закончено.

- Давайте не забывать о своём здоровье, немного отдохнём и выполним гимнастику для глаз «Звездочёт».

Слайд 8

Слайд 9.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд

V. Работа с изученным материалом.

 (12 мин)

- Над какой темой работает наша научная лаборатория?

 - Какая система управляет всем организмом? (Центральная нервная система.)

- Что образует центральную нервную систему?

- Центральная нервная система управляет всем организмом, расскажите, как это происходит?  (Один обучающийся у доски)

Это интересно:

Мозг потребляет больше энергии, чем все остальные органы.

Сигналы     проходят очень быстро со скоростью 400 км/час

----------------------------------

- Что относится к системе органов кровообращения?

- Расскажите, о строении системы органов кровообращения? (Один у доски.)

Это интересно:

  • Сердце качает кровь по сети кровеносных сосудов, общая длина которых в теле человека составляет 150000 км.

-----------------------------------

-Какие органы составляют пищеварительную систему?

- Основная задача органов пищеварения?

- Расскажите о работе пищеварительной системы.

Это интересно:

Пищеварительный тракт ,начиная от ротовой полости достигает 9 метров.

Тонкий кишечник имеет длину  6-7 метров.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

VI.

Проверка остаточных знаний.

VII.

- Для того чтобы проверить результативность работы наших лабораторий давайте проверим, как вы поняли изученный материала, для этого выполним тест.

Работа с карточками-  опросниками

Я прочитываю вопрос вы на своих личных карточках вписываете только ответы.

  1. Организм человека состоит из частей, эти части называются…..(органы).
  2. Органы, выполняющие общую работу образуют….(систему органов).
  3. Головной мозг и спинной мозг образуют центральную ….(нервную систему).
  4. Сердце и кровеносные сосуды образуют…(кровеносную систему).
  5. Пищевод, желудок и рот образуют…(Пищеварительную систему).
  6. Наука, которая изучает строение тела человека, называется ….(анатомия).
  7. Наука, которая изучает работу органов- называется – … (физиология).
  8. Наука, о сохранении и укреплении здоровья называется…(гигиеной).

«Взаимопроверка»

  1. Органы.
  2. Систему органов.
  3. Нервную систему.
  4. Кровеносную систему.
  5. Пищеварительную систему.
  6. Анатомия.
  7. Физиология.
  8. Гигиеной.

- Оцените свою работу.

- Поднимите руку те, кто доволен полученными результатами?

Слайд

Слайд

VIII.

Итог .Домашнее задание

- Давайте подведём итог нашего исследования.

- Над какой  темой  работали?

-Что больше всего запомнилось?

- Что хотелось бы изучить подробнее?

Домашнее задание.

Учеб. с.128-131. Тет.с.57, №1,2,3. Кто желает подготовить дополнительное сообщение, подойдите после урока ко мне.

Слайд

IX.

Финал.

- Работу нашей лаборатории сегодня можно считать удовлетворительной, будьте здоровы.

Слайд

     Информационная карта по теме «Организм человека»

Задача: Изучить строение центральной нервной системы.

     Головной мозг находится в полости черепа, спинной мозг- в позвоночнике.

Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему. От головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шкуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы. Мозг быстро реагирует и выдаёт команду соответствующим органам к действию. Всё это происходит очень быстро.

Информационная карта по теме «Организм человека»

Задача: Изучить строение кровеносной системы.

        Сердце и кровеносные сосуды  образуют  кровеносную систему. Сердце часто сравнивают с мощным неутомимым насосом.  Сердце перегоняет кровь по телу человека в течение всей жизни.

          Сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков. Из левого желудочка кровь поступает в аорту. Это самый большой кровеносный сосуд.

        Сосуды, по которым кровь идёт от сердца, называются артериями. А сосуды, по которым поступает к сердцу- венами. Самые     мелкие сосуды – капилляры. Они покрывают всё тело.

Информационная карта по теме «Организм человека»

Задача: Изучить строение пищеварительной системы.

      Пищевод, желудок и рот образуют пищеварительную систему. Пища попадает к нам в рот. Там она пережёвывается зубами, смачивается слюной.  

          Органы пищеварения снабжают организм человека строительным

материалом и энергией.      

            Далее по пищеводу пища попадает в желудок. В нём она продолжает перевариваться с помощью желудочного сока. Из    желудка пища идёт в кишечник. Питательные вещества всасываются в кровь и разносятся ею по всему организму. Не переваренные отходы через прямую кишку удаляются из организма.

Открытый урок по миру вокруг нас

Класс: 4

Тема: Лес – природное сообщество.

Цели:

  • закрепить знания учащихся о взаимосвязи компонентов живой природы леса; формировать представление о связях между компонентами леса.
  • развивать умение работать в группе, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей;
  • развивать внимание, память, мышление, выразительность речи;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: Картинки с животными и растениями леса, различные наглядные пособия на эту же тему, гербарии.

Ход урока:

  1. Орг.момент.  Мотивация.

- Наш урок сегодня очень необычный.

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку.  А вот куда вы сможете  догадаться, прослушав небольшое стихотворение.

 Объявление темы и целей урока.

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью, темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

- Кто догадался, как называется тема нашего урока, о чем пойдет речь на нашем уроке. (Мы отправимся в лес.) Тема нашего урока: Лес- природное сообщество. Слайд 1.

- Вот именно   в лес, мы и совершим прогулку нашими двумя отрядами.

  • Отряд «Животные»
  • Отряд «Растения»

Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос : «Почему  так говорят : Берегите лес. Лес- наше богатство. » Слайд 2.

- Работая в группах, вы должны соблюдать простые и знакомые правила. Слайд 3.

  • Объединитесь по группам быстро и тихо.
  • Принесите необходимые материалы.
  • Говори тихо.
  • Слушайте, когда кто-то говорит.
  • Знайте свое задание.
  • Оставайтесь в своей группе, пока не сообщил учитель следующее задание.

- За активную работу и правильные ответы вы будите получать вот такие жетоны в форме листочка, а в конце урока мы узнаем, кто был наиболее активным и трудолюбивым.

III Основная часть.

- Изучать природное сообщество леса мы будем по следующему плану:

- Данный план нам пригодиться для изучения и других сообществ :Луг,  водоем.  Слайд 4.

  1. Название сообщества.
  2. Какие  организмы составляют сообщество.
  3. Как связаны между собой организмы в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.

Итак, начнем нашу прогулку. Попутаемся ответить на второй  пункт плана.

  • Работа в группах сменного состава.

- А как вы представляете себе, что такое лес? Почему его называют природным сообществом. Кто обитает в лесу, что там растет? На эти и на многие другие вопросы вы сможете найти ответы, изучив материал на информационных картах. Работать  будем в парах сменного состава.(Дети работают в парах сменного состава, изучают материал урока на информационных картах)

Информационная карта

Природное сообщество- лес.

  • Лес – это сложное природное сообщество. Это значит, что все его обитатели  уживаются вместе: деревья, кустарники, травы, птицы, звери, микробы.
  • Замечал ли ты, что в лесу есть  «Этажи?» Ученые называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Еще ниже – маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется меньше света, и потому они могут жить в тени деревьев.
  • Особую группу образуют молодые деревца – подрост. Это – будущий лес. Ни к одному из ярусов нельзя отнести и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.

 Все деревья делятся на три большие группы и образуют разные леса:

                                            Лес

          хвойный                                 смешанный

                                    лиственный

  • Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. К животным относятся не только млекопитающие, но и птицы, пресмыкающие, земноводные, насекомые, пауки, черви.

  • Ты знаешь, что грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы обычно состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек в разные стороны тянуться тонкие белые нити. Это – грибница. Грибы нужны в лесу. Как для растений, так и для животных. И поддерживают круговорот веществ в лесу.

  • Работа над изученным материалам

Отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но, зимние метели

В лесах его одели.

     (дерево)

- Какие же  деревья растут в лесу?

  • Загадки о деревьях. (Учащиеся из отряда «Растения» подготовили заранее загадки ). Сейчас ребята из отряда «Растения» загадают вам загадки о деревьях  леса, а вы будьте внимательны, попробуйте их отгадать.

- Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен?(Лиственные) Слайд 6.

- Как будет называться лес, в котором растут только лиственные деревья?

- Какие лиственные  деревья растут в нашем крае?

  • Сообщение «Береза» (Гербарий)

- Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр?(Хвойные)

Слайд 7.

-Как будет называться лес, в котором растут только хвойные деревья?

- Какие хвойные деревья растут в нашем крае?

- Как называется лес, где смешались и хвойные и лиственные деревья?(Смешанный) Слайд 8.

Схема .Слайд 9.

                                            Лес

          хвойный                                 смешанный

                                    лиственный

Работа с гербариями. (Ель, сосна, береза)

- Сравните веточку сосны, ели и березы. В чем их сходство и различие?

- Растет в нашем краю очень необычное дерево, а как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.(Лиственница.)

- Прослушайте сообщение и будьте готовы ответить на вопрос «Почему это дерево называют необычным?»

  • Сообщение «Лиственница» (Гербарий)
  • Загадки о растениях леса.

- Но не только деревья растут в нашем лесу, что же еще.

- Туристы отряда «Р» загадают загадки о растениях, которые они подобрали дома другому отряду, а те в свою очередь за каждый правильный ответ получат жетон.

- А вы слышали, что-нибудь о лесных «этажах». Слайд 10.

- Какие ярусы есть в лесу?                                

                                                                                            Деревья

                                                                          Кустарники

                           Травы и маленький кустарники

Мхи и лишайники

- Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?

  • Сообщение «Вороний глаз»

-Об одном из растений, которое тоже относиться к нижнему ярусу нам расскажет …

- Что же еще растет в наших лесах? (Грибы)

-  Что вы знает о грибах?(Их нельзя отнести ни к растениям, ни к животным) Какую роль в жизни леса они играют?

Что такое грибница?

  • Сообщение «Белый гриб» Слайд 11.

  • Животные

- Только ли растения составляют сообщество Леса.

- Весь лес – от верхушек до земли – заселен животными. Слайд 12.

Кого мы относим к животным?

- Если знаешь лес зверей,

  Назови их поскорей.

Загадки о животных

- Ребята из команды «животные» загадают вам загадки, а вы в свою очередь отгадайте.

- Все животные леса поделили между собой лесные этажи? Каким образом они это сделали?

- Например, это животное в основном живет на верхнем этаже.

  • Сообщение «Дятел» Слайд 13
  • Сообщение «Белка.» Слайд14

  • Работа с учебником с 126. (Чтение материала по теме природное равновесие)

- В лесу складывается природное равновесие. Что это такое мы можем узнать, прочитав материал на с.126 нашего учебника.

- Приведите еще несколько примеров цепей питания, которые складываются в лесу.

  • О лесной подстилке и микробах

- Говоря о лесе нельзя забывать и о лесной подстилке, она оказывает огромную роль для леса и многих ее обитателей. Продолжаем работать с учебником. После прочтения попытаемся ответить на данные вопросы.

- Можно еще очень много говорить на эту тему, но наш урок подходит к концу.

IV. Итог урока.

- На сегодняшнем уроке мы с вами убедились, что  в природе все взаимосвязано?

- Наш урок подходит к концу ,и я хотело бы у вас, как у любителей природы спросить, что сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?

- Почему же так говорят. Берегите лес. Лес- наше природное богатство!

-Послушаете и запишите домашнее задание

«3» и «4» - изучить материал учебника с.122-127 уметь рассказывать

«5» - Подготовить ответ на вопросы 4,5,6. План  на с.128

V. Финал. Оценки.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

Информационная карта

Природное сообщество- лес.

  • Лес – это сложное природное сообщество. Это значит, что все его обитатели  уживаются вместе: деревья, кустарники, травы, птицы, звери, микробы.
  • Замечал ли ты, что в лесу есть  «Этажи?» Ученые называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Еще ниже – маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется меньше света, и потому они могут жить в тени деревьев.
  • Особую группу образуют молодые деревца – подрост. Это – будущий лес. Ни к одному из ярусов нельзя отнести и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.

 Все деревья делятся на три большие группы и образуют разные леса:

                                            Лес

          хвойный                                 смешанный

                                    лиственный

  • Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. К животным относятся не только млекопитающие, но и птицы, пресмыкающие, земноводные, насекомые, пауки, черви.

  • Ты знаешь, что грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы обычно состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек в разные стороны тянуться тонкие белые нити. Это – грибница. Грибы нужны в лесу. Как для растений, так и для животных. И поддерживают круговорот веществ в лесу.

Смирнова

Юлия                                                                                 СОШ №3 им. А.П.Иванова г.Бежецк

Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе

Методическая  работа Презентация к представлению методической системы...

Обобщение опыта на тему "Приёмы формирования речевой компетентности обучающихся в начальной школе"

В данной работе раскрыта актуальность проблемы развития речевой компетентности в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта,  дается подроб...