Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)
учебно-методический материал по теме

Черныш Наталья Валентиновна

Цель реализации регионального компонента:

- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области

- формировать национально самосознание

Воспитывать черты национального  характера

- воспитывать  гордость за свой край

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

3  класс.  Календарно – тематическое и поурочное планирование


п/п

Тема

Домашнее

задание

Кол-во

часов

ЗУНы

Формы контроля

Дата

Региональный  компонент

(10  часов)

Цель:

- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  северного  края

- формировать национально самосознание

Воспитывать черты национального  характера

- воспитывать  гордость за свой край


Самое великое чудо на свете

1

Введение

с. 4

1

Рукописные книги Древней Руси

Выразительное чтение


Пересказ

2

Рукописные книги Древней Руси

с. 6-7

1

3

Первопечатник Иван Федоров

с. 8-12

1

4

Урок – путешествие в прошлое

с. 12

1

О.Тихомиров  «Держись, Михайло!»



Устное народное творчество

5

Русские народные песни

с. 14-17

1

Малые фольклорные жанры, их различие.

Опрос по вопросам

Колыбельные песни  «Сон шел по нитке»,  «баюшки-побаюшки»

6

Докучные сказки

с. 18-19

1


45


Л.Н.Толстой «Прыжок»


с. 156-159

1

46

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

с. 160-162

1

47

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

с. 162

1

Ф.Лев  «Морянка  задула»

48

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

с. 163

1

Северная  народная  сказка  «Почему  вода  в  море  соленая?»

49

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)

с. 164-166

1


Поэтическая тетрадь №2

50

Н.А.Некрасов «Славная осень!...»

с. 168

1

Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, учиться сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта.




Проверка стихотворений


51

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

с. 169-170

1

Ф.Абрамов  «Серебряные сполохи»

Д.Ушаков  «Север-батюшко»

52-53

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

с. 170-172

2

4 класс

Реализация регионального компонента  ( в рамках уроков внеклассного чтения)

Цель: ознакомить уч-ся с героями-северянами, изображенными в художественных произведениях; продолжить работу по воспитанию русского национального характера; формировать интерес и желание самостоятельно читать произведения писателей и поэтов Архангельского Севера

Знания, умения, навыки: знать и называть северных писателей и поэтов, называть их произведения, уметь рассказывать о жизни и деятельности земляков; уметь рассказывать о природе, истории родного края, используя прочитанные литературные произведения; уметь находить в тексте характерные для Севера слова и выражения, при необходимости у потреблять их при пересказе текста.

Дата

Тема

Тема урока

1

В глубь веков

В.Пикуль «Соловки»

2

Славные поморы

По Е,Коковину «Иван Рябов»

3

В.Пикуль «Юнги Северного флота»

4

С.Андреев-Кривич «Жить надо не начерно, а набело»

5.

Мой Север, скупой чародей!»

Б.Шергин Двинская земля»

6

Д.Ушаков «Мечу я сено»

О.Фокина «Я в лесу была сегодня»

7

Творчество Ф.А.Абрамова

«Трава-мурава»

8

«Стены помогли»             «Расчищенный заулок»

«Лучшее лекарство»

9

«Сколько на Пинеге сказок»           «Авагор да Шамогор»

«Откуда медведи»                 «Пляс с ладошки»

10

«Почему ряб маленький»                  «Умные лещи»

«Первый глухарь»

11

«Офимьин хлебец»                     «Зарок блокадницы»

12

«Из войны»                       «День Победы»

13

Смолоду сказками да песнями душу питаю

С.Писахов «Как купчиха постничала»

«Как поп работницу нанимал»

14

Обобщение, подведение итогов.

И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!»

Комплексное календарно-тематическое планирование по УМК «Перспективная начальная школа»  и учебному  курсу  «Морянка»

Тема курса «Морянка»

Предмет

Тема  по краеведению

Тема учебного предмета

Кол-во час.

Дата

«Всякому мила родная сторона»

Окружающий мир

«Имя моего поселка»

«В родном краю»

1 час

«Наш северный край»

Окружающий мир

«Архангельская область. Архангельск - областной центр»

«В родном краю»

1 час

«Людям на потешение, всему свету на удивление»

ИЗО

«Народные промыслы Архангельской области. Шенкурская роспись»

Произведения народных художественных промыслов

1 час

Технология

Технология изготовления северной куклы-закрутки

Изготовление изделий из текстильных материалов

1 час.

Мальчик из Холмогор

Литературное чтение

Детские и юношеские годы М.В.Ломоносова О.Тихомиров «В Москву»

«В гостях у Барсука»»

1 час

ИЗО

Иллюстрация к рассказу о детстве М.В.Ломоносова

«Иллюстрирование художественных произведений»

1 час

Времена года на Севере

Окружающий мир

Приметы золотой осени на Русском Севере

«Где и как найти ответы на вопросы»

1 час

Литературное чтение

Ф.Абрамов «Первый снег»

«Поэтическое восприятие в прозе»

1 час.

Ф. Абрамов «Январь»

«Точка зрения»

1 час.

Ф.Абрамов  «Капель»

«Природа для поэта любимая и родная»

1 час

Животные и растения нашего края

Окружающий мир

Животные и растения нашего края

«Разнообразие растений»

«Человек и животные»

1 час

Литературное чтение

Н.Рубцов «Про зайца»

«Природа для поэта любимая и родная»

1 час.

Родной очаг

Проектная задача (окр.мир, ИЗО, технология, развитие речи)

«Общий дедушка. Составление родословной своей семьи»

2 часа

Всякому дню забота своя

Математика

Календарь. Поморский календарь

Время

1 час

Путь-дорога

Окружающий мир

Что умеет человек. Дороги моего края.

Человек разумный – часть природы

1 час

Если хочешь быть здоров.

Физическая культура

Подвижные народные игры Русского Севера

Подвижные игры

1 час.

В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса должен знать:

  • Название области, областного центра и села, где он проживет.
  • Родственные связи в семье
  • Малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички), 1-2 – наизусть
  • Виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье),
  • Фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни;  название малой родины Ломоносова, основные занятия членов семьи и т.д.;
  • Северных писателей и поэтов (Ф,Абрамов, Н.Рубцов)
  • Виды транспорта Архангельской области
  • Подвижные игры Русского Севера

Уметь:

  • Приводить примеры видов народных художественных ремесел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье),
  • Соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера
  • Находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений Русского Севера
  • Называть характерные признаки сезонов года родного края

Иметь представление:

  • О любви к родному дому, об ответственности за родных и близки

Русский  язык

3 класс

  №

 дата

                  Тема    урока.

Региональный  компонент

Цели  обучения:

- развитие речи,  мышления, воображения школьниковразвитие  в  речевой  деятельности представлений  о  родном  крае

-  освоение  значений  языковых единиц национально-регионального   характера, практическое освоение правил конструирования

-  овладение  фонетическим, словообразовательными, грамматическими  умениями в  работе с  языковыми  единицами

- воспитание  интереса к родному  краю  через  освоение соответствующих  языковых  единиц,  уважения к  жителям  региона,  любви к малой родине

Место  предмета  в  базисном  плане

-  17 часов  

    Повторение  изученного  в  3  классе.

 1.

Текст,  предложение,  слово-  единицы  языка  и  речи

 2.

 Обобщение  знаний  о  предложении.

 3.

 Текст – единица  языка  и  речи.

 4.

  Части  речи.

 5.

  Распознавание  частей  речи  по  вопросам.  Точное  употребление  слов  в  предложении.


А а  

Архангельск     архангелогородцы

Архангельская  область

 6.

 Имена  собственные.  Заглавная  буква.

Б  б  

Борок   Березник  Беломорье

Белое  море   карбас    рыбаки

 7.

 Однокоренные  слова.

4 класс

№ п/п


Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Региональнывй компонент

Цели  обучения:

- развитие речи,  мышления, воображения школьниковразвитие  в  речевой  деятельности представлений  о  родном  крае

-  освоение  значений  языковых единиц национально-регионального   характера, практическое освоение правил конструирования

-  овладение  фонетическим, словообразовательными, грамматическими  умениями в  работе с  языковыми  единицами

- воспитание  интереса к родному  краю  через  освоение соответствующих  языковых  единиц,  уважения к  жителям  региона,  любви к малой родине

Место  предмета  в  базисном  плане

-  17 часов 

                       

             

5.

Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

Обобщающий

Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов.

Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения.

Словесное ударение в словах камбала, карбас, корга, корюшка, наволок, сполохи, тоня, туес, шаньга. Работа со словарем «Поморска говоря»

6.

Состав слова.  Роль каждой части слова в языке.

Обобщающий

Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи.

Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова.

Разбор слов по составу Боровик, туесок, грибник, подосиновик, подберезовик.

7.

Правописание гласных и согласных в корне слов

Повторение изученного

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки.

Уметь применять знания на практике.

Проверяемые безударные гласные: беляк, боровик, вязание, косторез, момрось, оттепель, плетение, побережье, росянка.

Проверяемые парные согласные: алмаз, груздь, короб,кузов, морж, морошка, морс, невод, сиг, рябчик.

                 

Уроки развития речи по рассказам Ф.А.Абрамова

8.

Р/Р     Структура повествовательного текста (начало, основная часть, концовка). Изложение текста по коллективно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь выделять основные части текста.

Ф.Абрамов «Белые ночи»


Словарь: зыбятся, хлев, избяное дерево

16.

Р/Р Изложение по коллективно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Ф.Абрамов «Алые олени»

Словарь: Пинега, сосняк, лопатой греби, во весь мах.

30.

Р/Р    План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Ф.Абрамов.

«Кончилось лето»

Словарь: красная белка, откочевать, суземы, извечный клин, дескать, тут куковать

48.

Р/Р    План текста. Изложение по коллективно составленному плану.

Практического применения знаний

Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Ф.Абрамов «Первый глухарь»

Словарь: егерь, волоком волок, матерый, лавка, в нашем роду.

56.

Р/Р     Изложение текста-повествования.

Практического применения знаний

Выделение в тексте существенного и точная передача содержания.

Знать  грамматические признаки имени

существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

Ф.Абрамов Вкус победы»

Словарь: девочешки, чесанули,  вылупили глаза, капризить

65.

Р/Р изложение текста по опорным словам

Практического применения знаний

Ф.Абрамов «Серебряные сполохи»

Словарь: суметы, воз с дровами, сполохи.

87.

Р/Р    Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Практического применения знаний

Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты

Ф.Абрамов «Зарок блокадницы»

Словарь: косят людей, зарок.

95.

Р/Р    Изложение текста- описания.

Практического применения знаний

Составление плана. Роль описания в рассказе.

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста.

ФАбрамов «Полдень»

Словарь: развилка, медуницы, остовы.

104.

Р/Р    Сжатое изложение текста  по готовому плану.

Практического применения знаний

Основные приемы сжатой передачи содержания рассказа.

Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные.

Ф.Абрамов «Веник»

Словарь: бывалошние, Иван день, распушить, загнетить гнетом, заморный, перво-наперво, хвостался.

Контрольное  списывание по теме:  «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Практического применения знаний

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами

Ф.Абрамов «Лебеди на заливе»

113.

Р/Р  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание имен сущ-х и прилагательных.

Ф.Абрамов «На мартовском солнышке»

Словарь: затишье, припекать, маковка, берёза-ластовица.

130.

Р/Р  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану

Практического применения знаний

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Уметь употреблять и записывать глаголы.

Ф.Абрамов «Дождались»

Словарь: бон, перемычка.

148.

Р/Р   Краткое изложение.

Практического применения знаний

Сжатая передача содержания рассказа.

Уметь кратко передавать содержание рассказа.

Ф.Абрамов «Капель»

Словарь скорая, вешки, забереги, мелколесье, косогор

156.

Р/Р Изложение

Практического применения знаний

Осознанное использование изученных частей речи.

Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное.

Ф.Абрамов «Пароход идет!»

Словарь: косик, штабель.

164.

Р/Р Изложение

Практического применения знаний

Использование в письменной речи изученные части речи.

Уметь создавать несложные монологические тексты, работать самостоятельно.

Ф.Абрамов «Началось лето»

Словарь: бухнуло, скотина, ворота, ушаты.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)

Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убе...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...

Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе

Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Доклад на гродском семинаре по теме: "Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этик...

Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.

Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...