"Эссе "Использование современных педагогических технологий" - по итогам дистанционного курса по инклюзивному образованию
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Батырева Любовь Борисовна

Эссе по итогам заочного обучения на курсах повышения квалификации в период с 11.02. - 16.02.19г "Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»

                                    ЭССЕ

Тема: «Использование современных технологий на занятиях»

Подготовила учитель

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия

Имени Х.Косиева»

Батырева Любовь Борисовна

2019 год

          В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Почему эта проблема с каждым годом становится все актуальней и актуальней.?  В последние годы  отмечен рост численности детей с ОВЗ, и таким детям необходима их адаптация в современном мире. Они нуждаются в обеспечении реальных условий  для получения качественного образования, начиная со школы и далее получения профессионального образования с последующим трудоустройством и комфортного положения в современном обществе.  Умелое использование современных технологий на уроках обучения детей с ОВЗ, знание психологических особенностей этих детей, создание благоприятных условий на уроке- все это способствует качественной адаптации ребенка в современном мире, получению профессионального образования. Использование современных педагогических технологий в аспекте введения ФГОС  как  в обычных классах, так и в обучении детей с ограниченными  возможностями  здоровья  способствует развитию саморегуляции обучающихся , повышению  учебной мотивации, стремлению к самосовершенствованию и самоутверждению.

 Какие педагогические технологии необходимо применять при обучении детей с ОВЗ? Как развить в них полноценную личность, способную адаптироваться в окружающей его среде? На мой взгляд ,правильно будет использовать такие технологии, которые могут дать детям качественное образование, развить умение ориентироваться в потоке информационного поля. Одни из них, которые я использую в своей  работе ( в обычном классе и с ребенком с ОВЗ)

1. Игровая технология:

Игровая технология является одной из основных педагогических технологий, способствующей развитию личности  средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Какие функции выполняет игровая деятельность?

-Развлекательная (учитель должен суметь развлечь учащегося, доставить ему удовольствие мотивировать на успех, пробудить интерес к изучаемому предмету);

- коммуникативная ( умение общаться со сверстниками, с учителем и т.д. использование групповых приемов работы);

-саморегуляция в игре ( ребенок учится мыслить, сравнивать, обобщать, выражает свое мнение);

- диагностическая ( выявление отклонений в от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

-коррекционная ( внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

 - функция социализации, позволяющая усвоить нормы человеческого общежития)

Педагогическая игра имеет существенный признак – это ее четко поставленная цель и конечный результат, которые должны быть обусловлены учебно-познавательной направленностью т.е.учитель должен обозначить цель игры, видеть ее конечный результат и привести учащихся к этому конечному результату. Как использовать игровые приемы и ситуации на уроке?

На уроке игровые приемы и ситуации реализуются следующим образом:

   -дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

   -учебная цель подчиняется правилам игры;

   - средство игры – это учебный материал, в который вводится элемент соревнования;

    -игровой результат- это успешное выполнение дидактической цели;

Надо заметить , что на таких занятиях ребята меньше устают, активно включаются в образовательный процесс, повышается интерес к изучению предмета и, конечно же, результат. В подборе   педагогических игр необходимо соблюдать определенные требования. Какие?

 – Во-первых, необходимо учитывать соответствие игры программным требованиям и с учетом отклонений в развитии школьников; при этом использовать игру можно на всех этапах урока, но длительность их должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ученика;

- Во вторых, в игру должны быть включены все без исключения, при этом игра носит познавательный и развивающий характер;

- В третьих, одним из самых главных условий игры является развитие самостоятельности и саморегуляции ученика;

 2. Технология ИКТ

Использование информационно- коммуникативных технологий, дистанционных технологий является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель использования данных технологий состоит в подготовке учащихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Современное  образование  предполагает      использование  технических средств обучения ,которые способствуют развитию мыслительной деятельности, визуального восприятия, процесса анализа и синтеза. Таким образом,  использование на уроках презентаций позволяет учащимся в полном объеме овладевать той или иной информацией, наглядно воспринимать ее, анализировать, сравнивать.

Так, на уроках окружающего мира ( программа 7 вида) по теме «Сезонные изменения в природе» я использовала ( компьютерная технология)  презентацию по смене времен года и изменений в природе соответственно каждому времени года. Целостная картина восприятия позволяет не только увидеть, но и позволяет сравнить погодные условия, жизнь животных и растений в разное время года, связать с окружающей действительностью. При этом какой бы скучной ни была тема, она становится интересна детям, если материал представлен в красках, со звуком, анимированными эффектами ( интерактивная доска). На этом же уроке осуществила и межпредметную связь ( обучение грамоте –   повторила с учеником  изученные звуки и буквы, т.к. ученик сам стремился прочитать название времен года, математика – закрепила порядковые числа , с какого времени года начинается новый отсчет времени: первое время года - зима, второе – весна, третье –лето, четвертое- осень и т.д.)

3.Коррекционно-развивающие технологии

         - . Технология проблемного обучения (развитие всесторонне гармоничной личности и подготовка образовательной базы);

           -.Технология уровневой дифференциации ( предоставление учащимся возможности самим определить объем учебного материала по предмету);

Такую технологию можно применять при изучении сложных тем, разделов и подразделов.

4.Здоровьесберегающая технология

Сущность использования здоровьесберегающей технологии заключается в том, что она   обеспечивает ребенку и педагогу, в том числе,  сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия. При планировании уроков я всегда опираюсь на основные современные требования к занятиям с комплексом здоровьесберегающих технологий, поскольку одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и применение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря  которым учащиеся учатся жить вместе. Использование здоровьесберегающей технологии помогает мне, как учителю строить процесс обучения с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма, учитывать индивидуальные особенности учащихся, развивать высокий уровень мотивации, своевременно предотвратить переутомление. Как правило, дети с ОВЗ быстро утомляемы, поэтому необходимо планировать занятия, включая физминутки, динамические паузы, активный отдых, пассивный отдых и т.д.

Что именно способствует полноценной и качественной работе с детьми с ОВЗ?

Для полноценной и качественной работы с детьми с ОВЗ, учителю необходимо обеспечить для них психологически комфортную коррекционно-развивающую среду образования в целом:

  1.Создание ситуации успеха на уроке : предлагаю ученику найти ошибки в тексте, в примерах , подумать и исправить их. Использую приемы «Найди ошибки!», «Меткий стрелок», « Я думаю иначе» и т.д.

   2.Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими порциями

   3.Использование на уроках красочного дидактического материала, технологий ИКТ и других современных технологий ( наглядность способствует качественному усвоению учебного материала)

   4.Усиление практической направленности учебного материала, опора на свой жизненный опыт ( связь с окружающей действительностью)

    5.Многократное повторение изученного  (актуализировать полученные знания)

    6.Использование  заданий репродуктивного характера.

 Таким образом, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать современные педагогические технологии,  обусловливающие системно-деятельностный подход в обучении с  учетом возрастных и индивидуальных, психофизиологических  особенностей обучаемых и, способствующие их качественному обучению, получению профессионального образования, умению применять свои знания на практике . И это может осуществить каждый творчески работающий, грамотный педагог, любящий детей и свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...