Формы самооценивания. Свидетельство. Цветная диаграмма достижений.
методическая разработка

Силантьева Елена Владимировна

Формы самооценивания. Свидетельство. Цветная диаграмма достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формы самооценивания. Свидетельство. Цветная диаграмма достижений.

     Существенное преимущество этой методики состоит в том, что она позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определённое время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее врсмя. Методика может применяться на любом предмете и практически в любом классе. Разумеется, оформление свидетельства и способы самоанализа могут меняться в соответствии с возрастом и готовностью учеников к подобной работе. Свидетельство включает перечень пройденных тем и таблицу, в которой ученики отмечают усвоение ланной темы. Цветом они обозначают то, в какой мере освоили пройденный материал. Показателем для них может быть, например, количество правильно выполненных проверочных работ. Используются уже привычные ученикам три цвета. Зелёный обозначает полностью выполненные работы, жёлтый — частично выполненные, а красный — работы, с которыми ученик не справился, Выбрав нужный цвет, ученик закрашивает клеточку в таблице, которая соответствует конкретной проверочной работе, выполненной в данный день и по данной теме,

   Для оценивания знаний детей в конце года используется свидетельство, в котором дети отмечают освоение темы, пройденной в течение учебного года по каждому предмету. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ, Если какая-то тема не усвоена, ребёнок знает, что над ней нужно поработать, чтобы опять сдать её и закрасить в зелёный цвет клеточку данной темы.

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Оценивание:

Знаю (умею)  (зеленый кружок)

Не знаю (не умею)  (красный треугольник)

Все работы выполнены верно  (зеленый квадрат)

Половина работ выполнена верно   (желтая звездочка)

Меньше половины работ выполнено верно  (красный кружок)

Критерии оценивания знаний на уроке русского языка

Даты

С помощью каких букв мы обозначаем мягкие согласные

С помощью каких букв мы обозначаем твердые согласные

Умение определять звонкие и мягкие согласные, твердые и мягкие

Запись буквами звуковой записи слов

Умение правильно и без ошибок списывать текст

Умение делить слова на слоги

Умение ставить ударение в слове

Использование правил написания сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн

Написание разделительных ъ и ь.

 

 Набор свидетельств, выданный ученику в конце гола, будет давать полное представление о динамике и результатах его учебной работы. Учителю для этого нужно приготовить подборку свидетельств по разным учебным предметам, сделанных по единому образцу.

После проведения серии проверочных работ осуществляется их анализ. Учитель обязательно напоминает всему классу о целях проверочных работ и критериях их оценки, у  каждого учащегося в контрольное тетради расписаны критерии, по которым проходило оценивание. Оценку определяют показатели, насколько ученики овладели различными предметными умениями или насколько правильно выполнили соответствующие проверяемым умениям задания. Учитель указывает количество ошибок или правильно выполненных заданий по каждой из работ, которые являются критериями оценки уровня её выполнения.

   Дети просматривают свои контрольные тетради и определяют. как они справились с каждой из пройденных тем или как овладели различными умениями по данному предмету. В зависимости от того, какую часть работ по данной теме они выполнили верно, лети цветом делают отметку в свидетельстве в клеточке, соответствующей теме работ и времени выполнения. Учитель рассказывает детям о том, как надо отмечать цветом свои достижения (работа должна вестись синхронно: учитель показывает на доске, а дети отмечают свои результаты в свидетельстве).

В конце года полезно сделать итоговое свидетельство.

На основании этого свидетельства можно проанализировать, что каждому из учеников удалось лучше всего, а что вызвало наибольшее затруднение. и попросить, чтобы каждый отметил для себя, что из пройденного он уже хорошо знает, а в чём еще не уверен.

Но надо учесть, что количество свидетельств, выдаваемых в течение одного учебного года, не должно быть слишком большим, иначе это может принести к снижению их ценности и простому коллекционированию.

Из каждого предмета для каждого класса можно выбрать особенно важные умения и проследить процесс в достижении именно этих умений. Для этого необходимо заранее договориться с учащимися о том, динамика каких умений будет наблюдаться.

Как и другие инструменты критериального оценивания, свидетельства могут использоваться для разных целей. Учителю свидетельство позволяет: проследить прогресс каждого ученика на определённом этапе обучения; выставить объективную итоговую отметку по предмету. Ученики могут наглядно проследить свои достижения в усвоении того или иного материала в целом и отдельных его составляющих.

Естественным продолжением работы со свидетельством может стать работа с цветной диаграммой достижений.

Эту работу можно считать следующим шагом в развитии у учеников умения проводить самооценивание. Рассмотрим возможности использования методик «Свидетельство» и «Цветная диаграмма достижений» на примере урока.

Пример. Урок русского языка во 2 классе

Тема урока. Анализ результатов контрольной работы.

Задача. Построение индивидуальных диаграмм достижений.

Ход урока

После проведения очередной контрольной работы на следующем уроке русского языка проводился её анализ. Учитель обязательно напоминает всему классу о целях проверочной работы и критериях её проверки.

У каждою учащегося в контрольной тетради расписаны критерии, по которым оценивается  работа. Это определённые предметные умения, которыми ученики должны овладеть, Количество ошибок либо правильно выполненных заданий показывает, насколько это удалось ученику.

После индивидуальной самостоятельной работы нал ошибками идёт работа с цветной диаграммой.

На первом таком уроке учитель рассказывает детям о том, как строится диаграмма по каждому критерию  или умению. Работа должна вестись синхронно: учитель показывает на доске, как строить диаграмму, а дети в соответствии с результатами своих работ выстраивают индивидуальные диаграммы.

Учитель: «Ребята, посмотрите внимательно на рисунки. Эго диаграммы, которые вы будете сами рисовать. Вы видите, что на горизонтальной шкале мы будем отмечать дату очередной проверочной работы, а на вертикальной шкале — количество ошибок (или правильно выполненных заданий) по тому или иному критерию. Каждый критерий или каждое умение мы будем отмечать на диаграмме своим цветом (выбор цвета обсуждается с детьми заранее). Если в какой-то день вы не писали работу и оценки по какому-либо из критериев нет, то эту дату вы должны пропустить на своей диаграмме».

Далее детям даётся время на самостоятельное осмысление результатов контрольной работы и динамики своих успехов, а затем желающим предлагается дать устную характеристику своего продвижения по данной теме или предмету. Учащиеся должны попытаться проанализировать свои успехи или неудачи, поставить новые цели и определить пути их достижения, Цветная диаграмма достижений вкладывается в свидетельство ученика. Эго показано на примере диаграммы достижений, построенной учеником 2 класса.

 Подводя итог, можно отметить, что свидетельства позволят учащимся: самостоятельно вести наблюдение за динамикой качества своего учения; приобрести навыки самоанализа;

отрабатывать конкретные учебные навыки.

Работа со свидетельством способствует формированию у учащихся умений ставить задачи по улучшению своих результатов и искать пути их решения, помогает учащимся понять, какие конкретные знания, навыки и умения они должны приобрести в результате умения.

Систематический анализ своих знаний и умений даёт ребёнку возможность: исследовать, насколько он хорошо понимает содержание изучаемого материала; осуществлять своевременную коррекцию;  сравнивать свои знания и умения в начале и в конце изучения темы.

Учителю, в свою очередь, этот оценочный инструмент позволяет совершенствовать содержание и методику преподавания.

Пример. Урок математики во 2 классе Тема урока. Анализ результатов контрольной работы. Задача: Работа с индивидуальными свидетельствами.

Анализ проводится после проверки учителем очередной контрольной работы по теме «Действия сложения и вычитания». Умения, которые проверялись в этой работе, внесены в свидетельство как критерии для оценки.

Ход урока

Дети осваивают работу с новым оценочным инструментом. Учитель подробно объясняет классу, как надо заполнять свидетельство ученики действуют до его инструкции, учитель: «Внимательно посмотрите на свои контрольные работы. Сегодня мы продолжим наблюдать за своим умением выполнять действия сложения и вычитания. Наблюдение зафиксируем в свидетельстве во второй колонке, поставив дату,

разберём первый критерий. Кто правильно назвал компоненты действия сложения? Отметьте квадратик напротив этого критерия зеленым цветом.

 «Кто ошибся в названиях компонентов действия сложения? Отметьте квадратик напротив этого критерия красным цветом» Дети заштриховывают первую клетку во второй колонке каждый своим цветом. Учитель проходит по классу и проверяет соответствие выбранного цвета по критерию. «Названия компонентов действия сложения».

Учитель: «Кто правильно описал схему действия сложения? Отметьте второй квадратик во второй колонке напротив этого критерия зелёным цветом. Кто допустил ошибку в описании схемы действия сложения? Заштрихуйте второй квадратик во второй колонке напротив этого критерия красным цветом». Учитель проходит по классу и проверяет соответствие выбранного цвета по критерию «Описание схемы»

Аналогично анализируются и остальные критерии данного умения.

Учитель: «А теперь сравните своё умение выполнять действия сложения и вычитания с результатами предыдущей, сентябрьской работы. У кого произошли изменения в критериях по результатам последней работы? Кто хотел бы об этом рассказать?»

Дети рассказывают не только о конкретных результатах по критериям и их динамике, но и о том, как они добились этого улучшения.

В случае ухудшения результатов по тем или иным критериям дети должны задуматься над тем, что послужило причиной этому, учитель: «Попробуйте составить для себя план работы по совершенствованию умений складывать и вычитать однозначные числа,

Дети (по желанию) рассказывают о том, как они собираются сами добиваться успехов в овладении этим умением. Из ответов детей: «Заведу дома отдельную тренировочную тетрадь, для того чтобы каждый день в ней решать примеры на сложение и вычитание».

«Буду просить маму задавать мне каждый лень по два примера на сложение и вычитание».

В конце учебного года проводится обобщающий урок по теме «Действия сложения и вычитания». На нём делается анализ результатов за весь учебный год.

Дети ведут подсчёт зелёных и красных квадратиков по горизонтали (по критериям). Необходимо обратить внимание учащихся на памятку в свидетельстве. В ней говорится о том, какой результат подсчёта фиксируется зелёным цветом, какой — красным. а какой — жёлтым.

Результат подсчёта дети фиксируют цветом в последней колонке. Если в каком-то критерии оказалось при подсчёте больше зелёных квадратиков, то и в последней колонке квадратик тоже будет заштрихован зелёным цветом.  Если, наоборот, больше красных квадратиков, то и последней -  будет красным. Если же тех и других будет поровну, то последний квадратик в этой строке свидетельства надо заштриховать жёлтым цветом. После индивидуальной работы каждого ученика со своим свидетельством учитель предлагает детям рассказать о том, как освоено это умение.

Дети (по желанию) рассказывают о том, как они в течение всего учебного гола добивались успехов в овладении тем или иным умением, что у них получается хорошо, а что пока не удается.

Примеры критериев оценивания работ решение задачи

Критерии оценивания: 1) схема; 2) план; 3) вычисления; 4) оформление; 5) аккуратность.

Нормы отметок: 5 — без ошибок; 4 — одна ошибка; З — две ошибки; 2 — три ошибки; — отсутствие работы.

Действия сложения и вычитания многозначных чисел

Критерии оценивания: 1) правильность записи столбиком; 2) вычисления: 3) оформление; 4) аккуратность.

Нормы отметок: 5 — без ошибок; 4 — одна ошибка; З — две ошибки; 2 — три ошибки; — отсутствие работы.

Критерии  оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии вывешиваются в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте.

Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно пытаются оценивать по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников.

Участие детей в работе, организованной таким образом, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным.

Итоги урока

Оценивание умений учеников при изучении таких тем, как «Состав слова», «Знание словарных слов», «Навыки устного счёта», «Сложение и вычитание многозначных чисел» и т. д., лучше вести не на подсчёте количества ошибок, а на подсчёте правильных ответов. Эго позволит учащимся находиться в позитивном настроении в процессе работы с графиками своей успешности. Человеку всегда приятнее считать свои победы, чем поражения.

    Для этого учитель, проверяя работу, должен подсчитать количество правильных ответов. Тогда, составляя цветную диаграмму достижений, в вертикальной оси ученик будет откладывать число правильных ответов в работе, и линия графика будет восходящей.

Хорошо, если учащиеся будут хранить свои свидетельства в индивидуальном  портфолио. Тогда они всегда останутся доступными и для детей, и для их родителей.

На основании данных свидетельств дома дети вместе с родителями имеют возможность обсудить результаты контрольной работы.

Чтобы подчеркнуть важность данных документов, учитель в конце учебного года может подписать свидетельства учащихся и поставить на них школьную печать.

Ещё одной формой свидетельств могут быть краткие письменные характеристики достижений ученика по отдельным предметам. При этом из каждого предмета для каждого класса выбираются особенно важные умения, которые рассматриваются в рамках одного  предмета и прослеживаются в рамках других предметов с учётом их специфики. Приведём несколько примеров характеристик ключевых учебных умений. Умения устанавливать причинно - следственные связи, строить и аргументировать собственные суждения.

Окружающий мир: может объяснить и наглядно продемонстрировать причинно-следственные отношения (тема «Смена времён года»).

Чтение: может выделить главную мысль текста, выявить последовательносгь событий, кратко изложить содержание текста. Умение вступать в речевую коммуникацию.

Русский  язык; может построить диалог устно и письменно, используя адекватные знаки препинания.

Английскнй язык: может поддержать беседу на бытовые темы (тема «Рассказ о своих хобби»).

Умение применять знания в практических ситуациях. используя для этого соответствующие  инструменты.

Математика: может точно и тщательно выполнить измерения с помощью инструментов и без них в реальной ситуации. Окружающий мир: может самостоятельно измерить кровяное давление и частоту пульса и дать правильные комментарии.

Свидетельство выдаётся в том случае, если учащиеся подтвердили, что их умения удовлетворяют требуемым критериям.

Рекомендуется точно договариваться об организации выдачи свидетельств и о требованиях к ним, в связи с чем могут быть полезны следующие соображения.

Количество  свидетельств, выдаваемых в течение одного учебною года, не должно быть слишком большим, иначе это может привести к снижению их ценности и простому коллекционированию.

Учителя, принимающие участие в этом процессе, должны информировать друг друга о содержании свидетельств, чтобы была возможность наиболее полно охарактеризовать приобретенные учеником основные умения на примере разных предметов.

 Важно уделять внимание достойному дизайну свидетельств (например. на них должна стоить печать школы) и их хранению. Дети будут более мотивированны на достижение результатов. если в классе наглядно представлены уже полученные ими свидетельства и образцы тех, которые еще можно получипть, (возможно. с необходимыми для этого критериями).

Эффективность свидетельств-характеристик значительно повышается, если они собираются и используются систематически в течение многих лет обучения. Эго можно сделать следующим образом: хранить их в портфолио, чтобы проследить прогресс ученика на определенном этапе обучения; прикладывать свидетельства к итоговой характеристике, которая выдаётся в конце года или в качестве дополнения (комментария) к годовым оценкам по предметам.