45 минут из жизни современного ребёнка
статья

Как же сегодня построить урок, сделать его максимально полезным, отвечающим потребностям будущей жизни современного ребенка. Ведь с этим опытом за плечами ему жить дальше.

Успешность обучения зависит не только от технологий и методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидности взаимодействия педагога и учащихся, отличающиеся друг от друга видами и формами общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 45_minut_iz_zhizni_sovremennogo_rebyonka.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Красносельский район

ГБОУ гимназия № 271

Санкт-Петербург

Якунина Елена Леонидовна  учитель начальных классов

45 минут из жизни современного ребёнка

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье.

Многие дети уже лучше нас могут ориентироваться в гаджетах, при этом в жизни современных детей наблюдается ограниченность живого общения со сверстниками.

Был проведен опрос детей 3 классов нашей гимназии «Чем я люблю заниматься в свободное от учебы время». Если проанализировать результаты, то значительную часть занимают статичные виды деятельности (рисование, ТВ, видео, компьютерные игры). Это в свою очередь обусловлено современными условиями жизни. В семье, в которой живет ребенок, взрослые большую часть времени заняты своей карьерой, зарабатыванием денег, не исключается занятость родителей социальными сетями и компьютерными играми. Соответственно и основные интересы ребёнка вращаются вокруг видов деятельности, которые ребенок может организовать сам. Мне кажется, ребёнку в современном мире не хватает навыков общения.  Следовательно, надо развивать устную речь и  умение «живого общения».

Как же сегодня построить урок, сделать его максимально полезным, отвечающим потребностям будущей жизни современного ребенка. Ведь с этим опытом за плечами ему жить дальше.

Успешность обучения зависит не только от технологий и методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидности взаимодействия педагога и учащихся, отличающиеся друг от друга видами и формами общения.

В 1 классе  задача научить детей работать в парах с соседом по парте. Это может быть обсуждение проблемного вопроса, совместное выполнение учебного задания, взаимопроверка, взаимооценка и т.д.

Во 2 классе организация  перехода от работы в парах к работе в микрогруппах.

Далее работа в микрогруппах становится основной. Например, совместное выполнение заданий, опрос, обсуждение вопросов. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в моем классе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. При совместной работе каждый ученик принимает участие в выполнении учебного задания или ситуации. Таким образом, происходит обучение каждого и всех. Деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Посещая уроки в других образовательных учреждениях, где педагоги делились своим опытом, я познакомилась с сингапурской методикой обучения. Для меня одной из положительных сторон этой методики является  коллективная форма работы. На уроке задействован весь класс. В процессе урока взаимодействие учащихся между собой способствует развитию их устной речи, сотрудничества, критического мышления, креативности,  а это необходимые качества в наше  время.  При такой форме работы нет лидера, все на равных. Таким образом, осуществляется переход от  пассивных  учеников  к заинтересованным.

Познакомившись с данной методикой поближе, я узнала, что она представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности. Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250, я использую только некоторые из них.

«мэнэдж мэт» управление классом  — распределение учеников в одной команде из 4-х человек: как им общаться - партнеры по лицу, партнеры по плечу. Эта структура успешно используется мной на разных этапах урока в зависимости от учебного материала.

«микс пэа шэа» — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких или в полных ответах. Используется как динамическая пауза.

 «джот тост» — «запишите мысль»; используется как актуализация знаний, определение темы урока. Работают в микрогруппах по 4 человека.

В качестве примера, урок математики. Актуализация знаний.

Учитель задает вопрос:

- Записаны числа 60, 90, 230, 960, 540, 900. Что вы можете сказать об этих числах?

Дети работают в микрогруппе по 4 человека, каждый участник записывает по несколько слов. Время на выполнение можно дать 3 минуты. Далее 1 из участников группы  информирует, какие ответы у них получились:

- Это числа натуральные, круглые, четные …

 «сималтиниусс раунд тейбл» — все четыре члена микрогруппы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку.

В качестве примера, урок математики.

Например: нужно решить столбец примеров, для каждого ученика столбик разный по содержанию, после этого ученик передаёт свой результат следующему члену группы по кругу для проверки. Время можно дать от двух до пяти минут.

«куиз – куиз – трейд» — опроси – опроси – обменяйся карточками;

Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: одним – вопросы, другим – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами, таблицу сложения, вычитания, умножения, деления, словарные слова и т.д.

«таймд пэа шэа» — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени. Здесь они могут отвечать друг другу на вопросы по теме. В качестве примера, урок окружающего мира.

- Охарактеризуйте внешнее строение тела человека. Приведите примеры систем органов человека.

- Обсудить проблемную ситуацию, почему каждому из нас необходимо знать, как устроен и работает наш организм.

Урок русского языка. Проверка знания определения, что такое части речи, или правила проверки безударной гласной, проверяемой ударением.

«тим чир» (время разминки) — веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или выражения благодарности, кричалка. В виде динамической паузы.

Проектируя урок с использованием данных структур, я создаю условия, когда ребёнок может за один урок взаимодействовать  с 5-6 учениками как минимум.  Урок в таком формате может раскрыть ребенка и подтолкнуть  его к новым вершинам.

Плюсы сингапурской методики

  • на уроке задействован весь класс;
  • ученики учатся самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга и обмениваясь мнениями, за счёт чего у них развивается устная речь, навыки общения и критическое мышление;
  • учитель перестаёт быть единственным источником знаний, диктующим всем, что делать.

Минусы

  • требуется время для того, чтобы обучить детей данной форме работы
  • требуется дополнительные трудозатраты со стороны учителя для подготовки заданий в соответствии с методикой

В заключении хочется отметить, что представленные мною формы работы знакомы многим. Но как они необходимы для современных детей, для их развития!

Учитывая особенности и отличия современного ученика от учеников 20 века, нынешний урок должен отвечать его интересам и потребностям. 45 минут должны быть проведены с пользой. Урок должен быть динамичным, познавательным, интересным, обучающим.  А работа в паре, работа в микрогруппах способствует развитию ребёнка и отвечает потребностям современного урока. Так как здесь работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени, ч...

Современный бальный танец в жизни современного человека

Описание значимости бальных танцев в воспитании школьников...

Современный ребёнок. Взгляд в будущее.

 Учителям начальных классов знакомы проблемы, возникающие у детей в процессе письма и чтения. О дисграфии и дислексии пишут психологи, логопеды.  К ним же и отправляют детей на консул...

Статья "Воспитание современного ребёнка"

В статье рассказывается о том, какой он - современный ребёнок...

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"

Раскрыть  положительные и отрицательные стороны работы младших школьников с компьютером.Рассказать о необходимости контроля такого вида работы со стороны взрослых.Познакомить родителей ...

«Психологические особенности современного ребёнка»

В своём выступлении я буду опираться на Давида Иосифовича Фельдштейна, российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии л...

«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».

Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4  класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой  преподобный Сергий Радонежский -...