Специфика реализации ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы)
статья

Дербина Ирина Валентиновна
В данной статье описываются сновные проблемы обучения детей с ТНР и пути их решения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnaya_konferentsiya_2019.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика реализации ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

1. Построение обучения языку на основе учета уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи детей.

Типичными особенностями, присущими речи всех детей с ТНР являются: крайняя ограниченность языковых и речевых средств, затрудненность общения (вплоть до коммуникативного негативизма). Так, типичное для детей с тяжелыми нарушениями речи расширение или сужение лексического значения слова при его использовании в речи требует работы по созданию и реализации специальной системы упражнений и заданий, отборе вариативных контекстов, позволяющих структурировать и актуализировать лексикон школьника.

 2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках выражается в создании и реализации специальной системы упражнений, выборе заданий и приемов обучения, специфическом отборе речевого материала, оказании дополнительной помощи учащимся, в контроле за проявлением их речевых особенностей, в возможной вариативности требований к навыкам и умениям детей.

3. Коммуникативный принцип обучения.

Постоянное моделирования коммуникативных ситуаций в ходе обучения, целенаправленное формирование у учащихся коммуникативных умений.

Ведущая роль в обучении отводится речевой практике, провоцированию самостоятельной активной речи учащихся, созданию таких ситуаций, которые побуждали бы ребенка к высказыванию, обеспечивали бы школьникам, во-первых, желание вступить в общение, а во-вторых, умение ориентироваться в ситуации и условиях общения.

Благоприятные для этой цели условия создаются на таких занятиях, которые предусматривают речевое общение в процессе какой-либо совместной деятельности. Наиболее лёгкой для детей является речь, сопровождающая выполнение действий, а наиболее сложной - речь планирующая.

4. Взаимосвязь в реализации задач формирования у учащихся речевого общения, коррекции речи детей и обучения их предмету.

На уроках необходимо тщательное дозирование языковых знаний, введение их сначала в элементарном виде, оказание помощи детям с ТНР в анализе языкового материала.

 Для детей требуется постепенное увеличение доли самостоятельности в создании различных высказываний; использование большого количества тренировочных упражнений. Особое внимание следует уделять ошибкам в речи детей, понимая, что их появление естественно и закономерно. Привлечение внимания детей к этим ошибкам, совместная работа над их исправлением позволяет сформировать у учащихся осознанное отношение к собственной речи.

Рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи

  • Раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы.
  • Непрерывность коррекционно-развивающего процесса.
  • Использование специальных методов, приемов и средств обучения.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
  • Введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов.
  • Организация работы по социализации детей.
  • Создание условий для развития инициативы, познавательной и речевой активности за счёт привлечения к участию в различных видах деятельности.

Пути активизации познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к учению в классе с детьми с ТНР

  1. Входить в класс с приветливой улыбкой, шутить, ободряя учеников, поощрять их участие в общении улыбкой, мимикой, словесно.
  2. При подготовке каждого урока продумывать способы, как вызвать и поддержать положительные эмоции учеников (яркая и интересная наглядность, оригинальный стимульный материал, необычные способы ведения и оформления учебных заданий, использование занимательных материалов).
  3. Учить ярко, образно, эмоционально, наполняя обучение игрой, состязаниями, конкурсами, подбирая задания таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя.
  4. Чередовать различные виды деятельности, не допуская монотонности, однообразия и переутомления учащихся.
  5. Создавать на уроках ситуацию успеха, постоянно заботится о том, чтобы дети радовались достигнутым результатам.
  6. Следить за эмоциональностью, образностью, выразительностью, красотой и чистотой собственной речи.
  7. Выдавать задания малыми дозами. Это особенно важно помнить при обучении детей с ТНР, так как они неспособны воспринимать длинные инструкции и не могут долго удерживать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации.

Создание активной речевой ситуации на каждом уроке

                В первую очередь, это постоянная работа над обогащением, уточнением и активизацией словарного запаса учащихся. Развитие связной речи учащихся. Словарная работа может проводиться на любом этапе урока (объяснение значений слов, этимология слова, отработка произношения в ходе написания, словарно-грамматическая работа, подбор синонимов и антонимов – т.е. постоянная лексико-семантическая, грамматическая, орфографическая, словообразовательная работа). Особое внимание следует уделять ошибкам в речи детей, понимая, что их появление естественно и закономерно. Привлечение внимания детей к этим ошибкам, совместная работа над их исправлением позволяет сформировать у учащихся осознанное отношение к собственной речи.

                Во-вторых, это упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, речевые разминки, заучивание небольших стихотворений и т. д. Такие виды работы не только стимулируют познавательную активность всех учащихся, но и развивают навыки восприятия  речи на слух, помогают улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложений, облегчают запоминание лексико-грамматического материала.

                Очень важно активное использование на уроках правил-инструкций (алгоритмов), разъясняющих детям с закономерности русского языка, поскольку им в силу своих особенностей трудно удержать в памяти сразу несколько действий, которых надо выполнить в определённой последовательности.

                Не менее важна детям с ТНР на уроках постоянная работа с  речевыми моделями и образцами. Основной принцип обучения – от речевого опыта к правилу. Когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения, проигрывания различных коммуникативных ситуаций.

                Важна работа детей не только с орфографическим и толковым словарями, но и со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов и грамматическими словарями.

                Интересной и важной формой лексической работы являются языковые игры, загадки с любым лексическим наполнением в исполнении детей, в которых нужно отгадать человека, животного, игрушку и пр. по описанию размера и цвета, того, что он умеет делать, что он любит.

Например: «Я серого цвета, пушистая, умею мяукать. Люблю ловить мышей и пить молоко».

        Учителю важно помнить, что дети с недоразвитием речи, как и любой ребёнок 7-10 лет, лучше усваивают лексические и грамматические явления, если работа сопровождается кинестетическими ощущениями (увидеть что-то конкретное, почувствовать, услышать, подержать в руках). Без тщательно продуманной и подготовленной учителем наглядности на уроке обойтись просто невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с ТНР с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений....

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Презентация содержит информацию об организации работы педагога-психолога КОУ "Сургутская школа-детский сад" по сопровождению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования для 4 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (Вариант 5.1)

Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Д...