«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках»
статья (4 класс)

Юлия Леонтьевна Деменкова

Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад27.65 КБ
Файл презентация139.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках»

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик

Саратовского района

Деменкова Ю.Л.

Слайд

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
 в себе качества, о которых не подозревал раньше.
         Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Джой Бразер

Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха,  дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Сегодня я расскажу о некоторых методах и приёмах формировании ситуации успеха в педагогической практике.

Слайд

Наверное, нет ни одного учителя, который бы не задумывался над следующими вопросами:

  • Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку?
  • Как сделать обучение интересным?
  • Какова роль ситуации успеха?
  • Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?
  • Если знаем, то, как часто применяем их на практике?

Что такое успех и зачем он нужен на уроке

Вначале давайте разберёмся с понятиями:

Слайд

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

Ситуация-это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Ситуация успеха - это переживание субъектов своих личных достижений.

Методы и приёмы создания ситуации успеха

Слайд

Методика «Настроение» ( С каким настроением начат урок, с таким продолжится)

Слайд

1.Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".

"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения".

"Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

Слайд

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность  в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

Слайд

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."

Слайд

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

Слайд

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты можешь...."

"Только тебе я могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу..."

"Так хочется поскорее увидеть..."

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим мы часто сталкиваемся с другой проблемой  - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, которую мы создаём, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха). Пример «зазвездившиеся отличники» Агальцова Дарья, Грехова Арина.

Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Слайд

Приём “Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

  • Прием "Эврика" использую на уроках, где необходимо самим вывести и сформулировать правило, например на уроках рус.яз.)

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу.

  • Коллективная похвала

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

  • Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

Психологи утверждают, что успех определяется пятью факторами: нашей верой в собственные способности, нашими усилиями, помощью других, сложностью задачи, удачей.

Дети могут контролировать только первые два: веру в свои способности и количество попыток. Они не могут знать, сколько помощи им понадобится от других, как трудна будет задача или, например, повезет ли им. Нужно дать понять им, что два первых фактора — самые главные составляющие успеха

Раз за разом анализируя прошлые успехи детей, мы поможем поверить им в свои силы, поддержим их попытки добиться новых успехов.

Слайд

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Слайд

Советы учителю по созданию ситуации успеха

1.Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении

2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам

3.Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки

4.Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте « персональную исключительность»

5.Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую вы ставите ученику

6.Оценивайте действия ученика с акцентом на детали

7.Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог. ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ

 8.Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.

 9.Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на педагогическом совете «Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках » Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Деменкова Ю.Л. Подготовила: учитель начальных классов Каюшкина Т.В

Слайд 2

«Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше. Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше. Успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Джой Бразер

Слайд 3

ВОПРОСЫ Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то ,как часто применяем их на практике?

Слайд 4

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием . Ситуация -это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Ситуация успеха -это переживание субъектов своих личных достижений.

Слайд 5

Методика «настроение» « Здравствуй, солнце! Здравствуй день!» «Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке! «Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение!»

Слайд 6

1. Снятие страха "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

Слайд 7

2. Авансирование успешного результата "У вас обязательно получится". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

Слайд 8

3. Скрытое инструктирование "Возможно, лучше всего начать с.....» "Выполняя работу, не забудьте о ....."

Слайд 9

4. Внесение мотива. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

Слайд 10

5. Персональная исключительность. " Только ты можешь...." "Только тебе я могу доверить..." "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

Слайд 11

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу..." "Так хочется поскорее увидеть..."

Слайд 12

7. Высокая оценка детали. "Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей работе понравилось..." "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Слайд 13

Приём «Автор» Приём «Эврика» Коллективная похвала

Слайд 14

Переживание учеником ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность , активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Слайд 15

Советы учителю, обеспечивающие ситуацию успеха: 1.Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении 2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам 3.Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки 4.Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте « персональную исключительность» 5.Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую вы ставите ученику 6.Оценивайте действия ученика с акцентом на детали 7.Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог. ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ 8.Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы. 9.Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.

Слайд 16

Спасибо за внимание и понимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке"

В тексте изложены методы и формы работы по теме;  приведены примеры использования в процессе обучения....

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся.

В статье идёт речь о необходимости создания ситуации успеха в обучении, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желан...

презентация "Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе"

В презентации рассказывается о нестандартных формах и методах работы на уроках,рассматриваются действия учителя,обоспечивающие создание "ситуации успеха",дается объяснение,что такое"ситуация успеха",у...

Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроке

Рекомендации педагогам по формированию ситуаций успеха на уроке....

Методы и приемы реализации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся

Презентация на тему "методы и приемы реализации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся"...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе. Метод дифференцированного обучения.

В связи с переходом на стандарты второго поколения, актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Ученики должн...