Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе.
статья

Косолапова Ирина Сергеевна

Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы. Для обеспечения более интенсивного и целенаправленного перехода к созданию адаптивной системы обучения целесообразно познакомиться с основными идеями, заложенными в опробованных и получивших признание прогрессивных педагогических технологиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальная траектория обучения слабоуспевающих детей на уроках начальной школы »

Косолапова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов, высшая категория,

МБОУ Лицей № 6, г. Химки, Московская область, РФ

Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе.

1. Введение (актуальность темы)

2. Основное содержание

3. Заключение

4. Список использованных источников и литературы

1. Введение

Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но социально - практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет изучить такие свойства личности, как задатки предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ученика. [1] В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях учащихся, уровне развития их способностей к учению.

Идея учета индивидуальных особенностей обучения ребенка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Еще великий чешский педагог Я.А. Коменский, высоко оценивая возможности каждого ребенка, писал, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он может взойти на самую высокую ступень «лестницы образования». В конце XIX - начале XX века проблемой индивидуализации и дифференциации обучения занимались Э. Мейман, А. Бине, О. Декроли, Э.Л. Торндайк, П.П. Блонский и другие известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Их поиски привели к созданию различных форм организации учебно-воспитательного процесса, где идея дифференцированного обучения в той или иной степени получила свое практическое воплощение.

Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы. Для обеспечения более интенсивного и целенаправленного перехода к созданию адаптивной системы обучения целесообразно познакомиться с основными идеями, заложенными в опробованных и получивших признание прогрессивных педагогических технологиях.

2. Технология разноуровневого обучения

В основе  образования начальных классов лежит идея: «От умений, навыков и знаний, стало возможным сдвинуть образование с мертвой точки для подготовки к реальной жизни, подготовить для того, чтобы ребенок занял достойное место в жизни. Он должен быть готовым к тому, чтобы работать в группе, сотрудничать с коллективом, быстро переучиваться и обновлять свои знания и требования рынка труда[2]

 Данная мысль является актуальной на современном этапе, так как жизнь меняется мгновенно, меняется самосознание и ценности детей. Хорошее образование было востребовано всегда, но сейчас кроме него необходимо, чтобы дети были творческими, целеустремленными, коммуникабельными, они должны уметь быстро ориентироваться в огромном объеме информации, находить необходимую, быстро переучиваться, решать жизненные и профессиональные задачи. Учителя, которые работают в школе, должны дать не только знания, но и помочь развить и раскрыть личность ребенка, чтобы он был гармонично развит, а также сформировать необходимые в жизни качества личности. В данном случае одинаково важны умения, знания и навыки, которые формируются в традиционной школе, но при этом не менее важно развитие личностных и метапредметных результатов образования. Таким образом, актуальным становится начальное образование в России,  которое входит в новый стандарт образования.

Обучаемость – это общая способность, восприимчивость к обучению. Существуют различные точки зрения по определению сущности обучаемости. [3] Сегодня доказано, что обучаемость не сводится к умственному развитию и является многокомпонентным свойством личности, включающим в себя:

а)        восприимчивость, готовность к умственному труду:

сформированность умственных действий, степень развития таких характеристик мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, обобщенность, экономичность и других;

готовность к ориентировке в новых условиях, к принятию дозированной помощи взрослых, к самоорганизации;

б) фонд действенных знаний (тезаурус);

в) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний);

г) познавательная активность, интересы и склонности (мотивация учения);

д) работоспособность, выносливость.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. [4]

Психологи утверждают, что для определения обучаемости в начальной школе необходима комплексная диагностика, которую учитель должен проводить совместно с психологической службой школы. Педагоги-исследователи предлагают наиболее упрощенные способы, которые помогают осуществить первичную диагностику. Приводим один из них (по материалам П.И. Третьякова). [5]

  • Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут работы.
  • Учитель перед изучением нового повторяет материал, необходимый для усвоения новых знаний.
  • Учитель объясняет новый материал.
  • Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.
  • Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.
  • Задания для самостоятельной работы учащихся:
  • Напишите, что вы узнали нового.
  • Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  • Выполните задания по образцу.
  • Выполните задание в измененной ситуации.

Ключ к определению уровня обучаемости:

Как только 3-4 ученика из класса выполнят задания - собрать рабочие записи у всех, если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если справился с тремя заданиями - второй уровень обучаемости. Если выполнены два и менее заданий - первый уровень. Измерение нужно проводить по конкретному предмету нескольким учителям предоставленного класса для того, чтобы итог был более объективным.

Таким образом, мы можем определить, что такое обученность в школе. [6]

Обученность - это уровень и степень реально усвоенных знаний, умений и навыков. Раскроем более подробно содержание уровней усвоения:

1. Первый уровень - различение. Характеризует низшую ступень обученности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями - в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.

2. Второй уровень - запоминание. Учащийся может пересказать содержание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.

3. Третий уровень - понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.

4. Четвертый уровень – применение с использованием простейших умений и навыков. Характеризуется тем, что умения проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведенные до автоматизма. Учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие элементарных умений и навыков - показатель довольно высокой степени обученности.

5. Пятый уровень – перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения новых задач. Обладающие этой наивысшей степенью обученности умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, «переносить» в нее усвоенные ранее понятия и закономерности. Ученик дает ответ на любой вопрос, решает любой пример и задачу по данной теме, находит оригинальные подходы к решению предложенных ему проблемных ситуаций.

Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. [7]

Главным средством определения обученности учащегося являются тесты, составленные по уровням сложности учебного материала на основе соблюдения необходимых правил к их разработке. [8]

Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. [9]

Тест состоит из 5 видов вопросов:

  1. вид - вопросы на воспроизведение (типа «дай определение», «назови правило», «опиши...»;
  2. вид - вопросы на понимание (тина «докажи», «почему», «сравни»);
  3. вид -  вопрос-задание по принципу «сделай по образцу»;
  4. вид - вопрос-задание но принципу «выполни в новой ситуации»;
  5. вид - задание повышенного уровня сложности (для выполнения которого необходимо знание, понимание и свободное владение изучаемым материалом).

II. Количество вопросов в каждом виде должно быть одинаковым.

  1. Время теста не ограничено.
  2. Существует два варианта выполнения теста:

а) испытуемый должен последовательно работать над заданиями (с 1 по 4), пятое задание является дополнительным (необязательным),

б) испытуемый работает только над пятым заданием.

V. Тест готовится для каждого уровня в отдельности.

Ключ к определению уровня обученности:

Если работа велась по варианту А: если выполнены все задания, можно говорить о пятом, очень высоком уровне обученности школьника. Если справился с тремя заданиями - четвертый уровень обученности. Если выполнены два - третий уровень, одно - второй уровень обученности. Если ученик с тестом не справился, то при личной беседе возможно диагностирование первого уровня обученности. [10]

Если работа велась по варианту Б: при выполнении испытуемым пятого задания можно говорить о пятом уровне обученности, но если задание не выполнено, то тест считается не пройденным и учащийся должен выполнить его по варианту А.

В качестве примера приведем тест для определения уровня обученности по теме «Разноуровневое обучение в начальной школе». [11]

  1. Что такое разноуровневое обучение? Дайте определение.
  2. Чем отличается разноуровневое обучение от дифференцированного подхода к учащимся?
  3. Разработайте тест для определения уровня обученности конкретно для Вашего предмета по любой выбранной Вами теме.
  4. Составьте развернутый план Вашего выступления на педагогическом совете по теме «Разноуровневое обучение».
  5. Какие элементы разноуровневого обучения можно внести в классно-урочную систему для повышения ее эффективности?

Преимущества разноуровневого обучения в условиях внутренней дифференциации заключаются в следующем.

  1. Предлагая всем учащимся одинаковый объем материала по своему предмету, педагог устанавливает различные уровни требовании к его усвоению, а следовательно, создает условия для продвижения в соответствующем каждой группе учащихся темпе.
  2. Каждый учащийся сам выбирает свой уровень обучения на каждом уроке, иногда не совсем объективно, но всегда переживая чувство ответственности за сделанный выбор и постоянно ощущая зону ближайшего развития - возможность работать на следующем, более высоком уровне, что создает мотивацию к обучению, постепенно формирует адекватную самооценку и способность к самоопределению.
  3. Изложение материала учителем всегда ведется, на высоком уровне (не ниже второго), что поддерживает учебный процесс на высоком интеллектуальном уровне и создает зону ближайшего развития для учащихся, которые учатся на минимально допустимом уровне.
  4. Поскольку уровень обучения выбирается учеником самостоятельно, а не навязывается педагогом, организуемая им дифференцированная работа воспринимается учащимися безболезненно для их самолюбия.

             Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках учитель должен осуществлять дифференцированный подход обучения в работе с учащимися. [12]

Недостатки при реализации ТРО связаны прежде всего с ее недостаточной разработанностью на уровне конкретных предметных технологий: [13]

  • не определено содержание разноуровневого обучения по каждому предмету;
  • недостаточно разработана система разноуровневых заданий, определены общие и специфичные для каждого предмета принципы их построения, необходимые учителю для владения технологией и методикой их конструирования ТРО по предмету;
  • недостаточно разработаны формы и методы разноуровневого обучения, способы конструирования разноуровневого урока по разным предметам;
  • требуется дальнейшая разработка форм и методов контроля в условиях разноуровневого обучения, в частности, тестов, позволяющих объединить педагогические (тесты достижений) и психологические (тесты интеллекта), способы диагностики уровня обученности и развития учащихся.

Образовательная система, предоставляющая всем обучающимся одинаковые временные, содержательные и образовательные условия, приводит к созданию неравенства между учащимися. Наличие же различных по способностям, интересам, проектируемым профессиям детей ставит вопрос создания адаптивной среды для каждого учащегося - разноуровневого обучения.

Внедрение индивидуализации в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный подход к учащимся, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня. [14]

3.Заключение

Таким образом, можем подвести итоги изученного материала:

  1. Важным элементом образования в современном обществе, формирующим у ребёнка базовые знания и навыки является начальное школьное образование.
  2. Школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новейших жизненных установок личности.
  3. Современное начальное школьное образование выступает подлинно индивидуальным (персонифицированным), а главное одной из универсальных человеческих надобностей.
  4. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
  5. Основными ценностями личностно-ориентированного обучения являются самобытность ученика, неповторимость его субъективного опыта являются.
  6. Изученные мною методы и приемы работы позволяют реализовать технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
  7. В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения приобретают приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом.
  8. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию. [15]

Дифференциация обучения является залогом предоставления каждому учащемуся равного высокого шанса достичь высот культуры. Залог максимального развития учащихся с самыми разными способностями и интересами. Дифференцированное обучение должно быть гибким и подвижным, позволяющим учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Дифференцированное обучение предполагает учебную деятельность учащихся на разном уровне для овладения единым программным материалом.

4. Список использованной литературы

1. Алексеева А.В. Применение новых педагогических технологий //начальная школа. 2014. №2. С. 13-17.

2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 2011. – 332 с

3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.: Феникс, 2008. – 474 с. – С.222-229.

4. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования. Психологическое обозрение. № 2 (5). 2007. С. 6.

5. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 2009 – 327 с.

6. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 2010 – 381с.

7. Луданская Н.Л. Пути использования новых технологий в начальных классах // Нач. школа. 2012. №4. С. 44-48.

8. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвящение. 2016. – 510 с.

9. Панина Т.С. Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд. М.: Академия, 2008. – 176 с.

10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Академия, 2009. – 192 с.

11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. 4-е изд. / Под ред. Смирнова С.А. М.: Академия, 2000. – 512 с.

12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008 – 368 с. 266-297.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 2000 – 280с.

14. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 2014. – 318с.

15. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Шамова Т.И. Белова С.И., Ильина И.В. и др. М.: Академия, 2015. – 192 с.

16. Уит И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Просвещение, 2010. – 355 с.

17. Формирования мотивации учения. / Коллектив авторов. М.: Просвещение, 2010. – 432 с

18. Якиманская И.С. Разноуровневое обучение в современной школе.- М.: РАГС, 2009. – 289с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников ...

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе в условиях ФГОС

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. ...